Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Красную речь любо слушать.

Пословица

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики, нарушение целого ряда просодических элементов речи имеет место и у детей, имеющих нарушения в произношении отдельных звуков, и у детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и в случаях общего недоразвития речи.

Использование интонационных навыков в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям ещё в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно.

Эта работа на дошкольном логопедическом пункте имеет свою специфику, обусловленную отличием работы логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи. Вот несколько основных отличий: во-первых, на логопункт дети поступают и выбывают в течение года; во-вторых, на логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями, в-третьих, логопеду в ДОУ общеразвивающего вида отведено малое количество времени для коррекции звукопроизношения. Всё это накладывает определённый отпечаток на логопедическую работу. Кроме того, дошкольники перегружены занятиями, у них практически не остаётся времени на игру. Поэтому мы в работе по формированию интонационной выразительности речи стараемся использовать не только логопедические занятия, но и время вне занятий, то есть повседневную жизнь дошкольников. Воспитатели по заданию логопеда включают игровые упражнения в различные режимные процессы, например, в утренний приём детей, прогулки, самостоятельную деятельность во второй половине дня. Посвящая 5-10 минут решению какой-либо интонационной задачи, мы постепенно формируем у детей навык владения этим выразительным средством речи, который помогает оформлять своё высказывание. Помимо этого такие игры и упражнения помогают педагогам переключить детей на решение другой учебной задачи, удержать их внимание и тренировать его произвольность, повышать интенсивность занятия без ущерба для здоровья детей, а также создавать у них положительное эмоциональное состояние.

Но работа по формированию интонационной выразительности речи должна проводиться последовательно и систематично, материал соответствующих упражнений распределяться «пошагово», следует учитывать динамику возрастания интонационных навыков детей. Все эти задачи помогает решить такая форма работы, как организация кружка «Весёлая риторика».

Чётко спланированная кружковая работа по обучению интонационной выразительности проводится логопедом еженедельно во вторую половину дня со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР. Полученные навыки закрепляются воспитателями в повседневной жизни. Поделимся опытом планирования такой работы.

План занятий кружка «Весёлая риторика»

Цели работы:

  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шёпотом.
  • Формировать правильное речевое дыхание, правильную голосоподачу и плавность речи.
  • Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность речи.
  • Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражанием, в играх-драматизациях.
  • Учить детей говорить в спокойном темпе.
  • Воспитывать интерес к родному языку.

№ занятия

Месяц, неделя

Тема

Общие речевые навыки

Интонация в импрессивной и экспрессивной речи

1-2 Октябрь. 1-я, 2-я недели. Для чего нужна речь 1. Упражнение «Осенние листочки» (развитие длительного плавного выдоха).
2. Восприятие и воспроизведение изолированных ударов (//, ///, ////).
3. Развитие силы голоса – удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса): У—У, АУ –, АУИ –.
1. Беседа «Для чего нужна речь».
2. Чтение рассказа (первый раз без интонационного оформления, второй –выразительно). Какое чтение больше понравилось? Почему?
3. Чтение стихотворений- небылиц. Что бывает, а что не бывает? Придумывание своих историй-небылиц. Рисунки к ним.
3-4 Октябрь. 3-я, 4-я недели. Повествовательная интонация 1. Упражнение «Узнай овощ» (развитие глубокого вдоха).
2. Восприятие и воспроизведение серии простых ударов (// // // //; /// ///; //// //// и т. д.).
3. Упражнение на усиление голоса на материале гласных звуков (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко).
1. Знакомство с повествовательной интонацией. Придумывание предложений, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
2. Знакомство с точкой. Выделение из текста повествовательных предложений (дети поднимают карточки с точкой).
3. Прослушать текст рассказа и выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в тексте.
5-6-7 Ноябрь. 1-я, 2-я, 3-я недели. Задаём вопросы. 1. Работа над чёткостью дикции. Проговаривание потешки «Ножки, ножки, куда вы бежите?».
2. Упражнение на ослабление голоса на материале гласных и согласных звуков (громко – тихо – шёпот – беззвучная артикуляция).
3. Восприятие и воспроизведение серии акцентированных ударов (/**/; //**//; **// и т. д., где / – громкий, а * – тихий удар).
1. Знакомство с вопросительной интонацией и знаком вопроса. Придумывание вопросительных предложений.
2. Выделение из текста вопросительных предложений (дети поднимают карточку с вопросительным знаком).
3. Игра «Вопрос – ответ». Дети делятся на две группы. 1-я группа задаёт вопросы высоким голосом, 2-я отвечает низким. (Народная потешка «Курочка рябушечка», стихотворение А.Введенского «Песня машиниста»).
8-9 Ноябрь. 4-я неделя. Декабрь. 1-я неделя. Восклицательная интонация 1. Упражнение «Чья снежинка дальше улетит?» (Развитие длительного плавного выдоха).
2. Игра «Барабанщик»: логопед играет на барабане серии простых и акцентированных ударов, а дети отхлопывают их в ладоши.
3. Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса; обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.
1. Знакомство с восклицательной интонацией. Придумывание восклицательных предложений по соответствующим картинкам.
2. Выделение из текста восклицательных предложений (дети поднимают карточку с восклицательным знаком).
10-11- 12 Декабрь. 2-я, 3-я, 4-я недели. Ищем рифмы 1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Логопед отбивает ритм, дети хором проговаривают.
2. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.
3. Развитие высоты, гибкости голоса. Игра «Горка»: Я на горку вверх иду (дети медленно поют вверх по гамме – движение руками снизу вверх). А с горы бегом бегу (поют вниз по гамме в быстром темпе – движение руками сверху вниз).
1. Чтение стихотворений, определение интонации предложений в них (с использованием карточек с соответствующим грамматическим знаком).
2. Нахождение слов-рифм в стихотворениях. «Я рифмочка весёлая! Найди меня скорей. И парочками вместе соедини друзей!»
3. Игра «Рифмочки и нерифмушки»: подбор картинок-рифм.
13-14 Январь. 3-я, 4-я недели. Раз, два, три – выразительно скажи! 1. Развитие выразительности речи и мимики. Игра «Узнай по интонации» [1]
2. Отработка ясной шёпотной речи. Проговаривание потешки «Ночь пришла, темноту привела…»
3. Развитие речевого дыхания. Глубоко вдохнув, на выдохе произносить сначала коротко, а потом протяжно один из открытых слогов: мо-моо, му-муу и т. п.
1. Отработка повествовательных предложений со сменой интонационного центра. Например: логопед произносит фразу, выделяя каждое слово «Дети весело поют». Затем задаёт вопросы и просит дать полный ответ: «Кто весело поёт?» – «Дети весело поют». – «Что делают дети?» – «Дети весело поют» – «Как поют дети?» – «Дети весело поют».
15-16 Февраль. 1-я, 2-я недели. Считалки 1. Развитие фразовой речи на плавном выдохе. Игра «Придумай фразу». [1]
2. Игра «Эхо». Дети 1-й группы произносят слова громким голосом, дети 2-й группы – тихим. Затем группы меняются ролями.
1. Знакомство со считалками их особенностями и структурой. Выразительное чтение и заучивание наизусть считалок.
2. Чтение считалок с изменением силы голоса и соблюдением ритма.
17-18 Февраль. 3-я, 4-я недели. 1, 2, 3, 4, 5 учись считалки сочинять. 1. Повторение за логопедом фраз, соблюдая те же интонации: вопроса, радости, удивления, огорчения, изумления и пр. Мама дома? Катя пришла! Вчера было холодно. Котёнок нашёлся! Яблоко кислое! Опять каша!
2. Работа над темпом и ритмом речи. Чтение знакомых потешек и считалок в сопровождении металлофона (логопед). Самостоятельное отбивание ритма детьми.
1. Чтение наизусть знакомых считалок на одном дыхании. Кто больше знает считалок?
2. Сочинение считалок с использованием картинок-рифмочек. Сочини считалку, в которой был бы вопрос.
19-20 Март. 1-я, 2-я недели. Скороговорки 1. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Игра «Кто кого?» [1]
2. Развивать умение делать паузу. Игра «Испорченный плеер». Дети поют любую песню. По сигналу логопеда надо прекратить пение и запомнить, на каком слове остановились. Через какое-то время по сигналу дети поют с того места, где была сделана остановка.
1. Знакомство со скороговорками, для чего они нужны.
2. Работа со скороговорками: произносить с нарастающей или убывающей силой звука; в разном темпе; с интонацией вопроса-ответа: Дарья дарит Дине дыни? – Дарья дарит Дине дыни!; с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).
3. Рисунки детей к скороговоркам.
21-22 Март. 3-я, 4-я недели. Диалоги 1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание знакомых скороговорок с одновременным прохлопыванием. 1. Отработка умения подражать различным эмоциональным состояниям, сопровождать их движениями тела, мимикой (радость, боль, просьба, усталость, грусть и пр.).
2. Разыгрывание маленьких диалогов: «В гостях у королевы», «Перчатки» перевод с англ. С.Маршака; «– Ваня, Ванечка! Куда ходил?..» русская нар. потешка и др.
23-24 Апрель. 1-я, 2-я недели. Игры-инсценировки 1. Работа над интонационной окрашенностью речи. Проговаривание знакомых скороговорок с заданной интонацией (грустно, радостно, с огорчением и т. п.). 1. Обыгрывание повадок разных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, хитрой лисы, удивлённой бабушки).
2. Заучивание диалогов по ролям и инсценирование их («Лис и мышонок» В.Бианки, диалоги о животных Н.Сладкова).
25-28 Апрель, 3-я, 4-я. Май, 1-я, 2-я недели. Игры-драматизации Разыгрывание по ролям: «Телефон», «Цыплёнок» К.Чуковского, «Девочка-рёвушка» А.Барто, «Три медведя» Л.Н.Толстого, русских народных сказок.
29-30 Май. 3-я, 4-я недели. Итоговый праздник Подготовка и проведение праздника (см. Приложение 1).

Список использованной литературы

1. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.
2. Лебедева И. Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ. М., 2004.
3. Лебедева И. Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Р, Рь. М., 2005.
4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
5. Максаков А. Н., Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1988.
6. Нищева Н. В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.