Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Познакомить с произведением Рылеева, добиться понимания смысла стихотворения.
  2. Познакомить с исторической обстановкой, кратко рассказать о личности поэта.
  3. Развивать умение ориентироваться в тексте, работать над выразительностью, уметь охарактеризовать героя, выявлять причины его поступков.
  4. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: места времени, карточки с датами, слайды, портрет К.Ф. Рылеева, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение стихотворений И.А. Бунина, С.Д. Дрожжина, А.Н. Пущина, Н.А. Некрасова. (Оценивает жюри, учащиеся класса (3 чел.)).
2) Повторения прочитанных произведений. (Учитель читает отрывки из ранее прочитанных произведений, дети называют эти произведения).

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

- Прочитайте только буквы, и вы узнаете фамилию поэта, стихотворение которого мы будем сегодня читать.

Р24Ы72Л4Е35Е80В29 (заранее подготовленный ученик читает доклад о Рылееве и его стихотворение).

IV. Работа над новым материалом.

1) Подготовительная работа перед чтением.

- Чтобы вам понятно было, о чем идет речь в стихотворении, я расскажу вам о том историческом периоде, к которому обратился Рылеев.

Русским государством с 862 года (выставляется дата на ленту времени) правила династия Рюриковичей. Почти 736 лет эта династия была у власти. Началось тяжелое время для Русского Государства. В истории оно называется Смутным временем.

В основу “ думы” легло костромское предание. Оно повествовало о том, что польский король Сигизмунд послал войско захватить и убить еще не возведенного на престол царя Михаила Романова, которому в тот момент было 16 лет. А костромской крестьянин Иван Сусанин спрятал юного Михаила и завел поляков в непроходимую чащу, где они все погибли. Вместе с ними погиб и Сусанин, пожертвовав жизнью за народного избранника - первого царя в династии Романовых.

2) Чтение учителем стихотворения.

  • Какое впечатление произвела на вас “Дума”?
  • Какие чувства и переживания вызвала?

- Какой момент повествования показался вам самым напряженным? 3). Словарно- лексическая работа.

- Найдите непонятные слова и выражения.

Вотше (напрасно), дебри (непроходимые места), мнили (думали).

  • Как вы понимаете выражение “ Не видно не зги”?
  • Кого поэт называет ляхами и сарматами?
  • Что означает слово “Москаль”?

V. Чтение текста детьми.

Беседа по содержанию с выборочным чтением.

  • С чего начинается повествование?
  • Как приглашает поляков отдохнуть Сусанин?
  • Какие слова говорит? Как себя ведет?
  • Найдите и прочитайте.
  • Почему он именно так себя ведет?
  • С кем разговаривает Сусанин ночью?

(Далее продолжают беседу по содержанию классные “корреспонденты”).

  • Что самое главное он говорил сыну?
  • Каким настроением, какими чувствами проникнута его речь?
  • Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Сусаниным.
  • Почему мы понимаем, что обратной дороги ему не найти?
  • Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши?
  • Как, с каким чувством звучат последние слова Сусанина?
  • Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль стихотворения?

VI. Физкультминутка под музыку.

VII. Закрепление.

1) Составление характеристики героя.

- Назовите качества характера Сусанина и найдите подтверждение в тексте.

На доску вывешиваются качества личности Сусанина.

2) Демонстрация слайдов.

  • Рассмотрите первый слайд.
  • Что вы видите?
  • Как вы считаете, какой момент повествования здесь изображен?
  • Как изображена природа?
  • Почему именно так?
  • Рассмотрите второй слайд.
  • Найдите в тексте (описание) эпизод, который лучше всего подходит к описанию.

3) Подготовка к выразительному чтению.

(1) Определить главную мысль.

Что должны услышать слушатели, что вы хотите им донести?

(2) Определить настроение, чувства, которые хотите выразить.

(3) Прочитать внимательно каждую строку, расставить ударения в незнакомых словах, паузы, логические ударения.

4). Выразительное чтение в классе.

VIII. Итог урока.

  • Что вы сегодня узнали на уроке?
  • Кто главный герой в этом произведении?

IX. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Литература

  1. Русская поэзия первой половины XIX века, 2-е издание стереотипное ООО “Дрофа” г. Москва 2003 г.
  2. Бойкова М. И., Гостимская Е. С.Пособие по чтению 4 кл., Москва, ВАКО – 2004 г.