ЦЕЛИ УРОКА:
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Компьютер.
- Проектор.
- Слайды.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ.
Мир волшебный перед вами
Здесь за книжными листами
Этот мир мы назовем
Вместе - русским языком
II. Синичкины вопросы.
Сегодня мы с вами продолжим работу по закреплению изученного материала о парных согласных. Наш урок посетили пернатые друзья, которые не улетели на юг, а остались зимовать с нами. Какие это птицы? (Зимующие). Правильно ребята. Они очень хотят узнать - как вы различаете парные согласные звуки и буквы?
Наша первая гостья - синичка. (Картинка на экране проектора). Свое сочинение об этой птице нам приготовила Попова Алена. Она сейчас нам его зачитает.
"Синица-лазоревка - житель лиственных лесов. Эта птичка окрашена в голубые (лазурные) тона. Отсюда и нежное, как весеннее небо, название - лазоревка. Лазурью отливают крылья, хвост и шапочка. Сильный и крепкий клювик. Он выручает ее зимой, когда птицы держатся в тростниковых и камышовых зарослях:"
Вот какая интересная это птица! Мы посадим ее к нам на окошко.
Ребята, синичка к нам прилетела не с пустым клювом. Она принесла нам вопросы, на которые мы должны дать ответы:
- Какие парные согласные вы знаете?
- Какие из них звонкие?
- Какие глухие?
- Как правильно написать парную согласную в конце слова?
А сейчас я предлагаю вам написать картинный диктант.
(Учитель читает загадку, на экране появляется отгадка).
1. ГРИБ
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной
У меня свои повадки
Я всегда играю в прятки
2. ПИРОГ
Я взял муку, я взял творог
Испек рассыпчатый :
3. ВЕРТОЛЕТ
Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает
Отправляется в полет
Наш российский :
4. ГОРОД
Меж лесов полей и рек
Чудо создал человек
Там домов жилых не счесть
Что такое это есть?
5. МОРОЗ
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
6. ГЛАЗ
Я на мир смотрю из-за ресничек
7. БАНТ
Я словно бабочка порхаю
На голове я отдыхаю
8. ФЛАГ
В руке красиво трепещу
Три цвета на себе несу
III. Задание снегиря.
А вот и новый гость - снегирь. (Картинка появляется на экране проектора). Свое мини-сочинение нам прочитает Богданов Дима.
"Снегирь - красногрудая птичка с голубовато-серой и черною головкой. Снегирь - доверчивая и общительная птица, всегда спешит на помощь друг другу. Питаются снегири семенами деревьев, остатками ягод, почками. Это одна из тех птичек, которые украшают нашу Родину, и его нужно всячески оберегать".
Снегирь очень хотел посмотреть, как мы делаем звукобуквенный анализ слова
ЕЛКА. (На экране красочная елка).
IV. Помощь щеглу.
ЩЕГОЛ (Картинка на экране проектора) - с ним нас познакомит Горлова Марина.
"Щегол - веселая, подвижная, ловкая в своих движениях, с красивым оперением птичка. Эта птичка интересна своеобразием издаваемых звуковых оттенков. В холодные зимы щеглов подкармливают тертой морковью, сухим белым хлебом, толчеными сухарями, а также смешанными семенами":
Задание, которое нам подготовил щегол называется "найди ошибку". Надо не только найти ошибку, но и сформулировать правило для исправления этой ошибки.
Дан текст.
Влисной чяще вырас дуп
девочьки маша и нина шыли жылет.
Анна жывет в маскве.
Молодцы, вы справились с заданием!
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Воробей.
А вот к нам прилетел наш любимый воробушек. Сочинение о нем нам прочитает Игнатова Яна.
"Из всех птиц своего города мы чаще видим воробьев. Это маленькие серенькие птички. Воробьи привыкли к соседству с человеком, поэтому живут только в городе и селе. Воробьи сами добывают себе корм. Но если зимой сделать кормушку и регулярно насыпать в нее зерно и хлебные крошки, они будут тебе благодарны".
Ребята, воробушек нас просит составить о нем предложение и подчеркнуть главные члены предложения.
(Воробей сидит на ветке)
А теперь посмотрим на экран. Вашему вниманию представлен текст. Нужно его переписать и вставить пропущенные буквы.
Ска:ку можно рассказать,
Ко:ку - кошечкой назвать,
Превратить наш пру: - в пруды,
Са: - в сады, а мос: - в мосты.
VII. Клест.
А вот и клест пожаловал (Картинка на экране проектора). Стрельников Кирилл сейчас прочтет для нас свое сочинение.
"Клест-еловик - лесная певчая птичка. Замечателен своеобразным строением клюва. Его надклювие и подклювие скрещиваются между собой, и их острые концы выдаются по бокам клюва. Подобно попугаям, клест использует свой клюв для лазания".
Выполним упражнение № 180 (учебник русского языка Рамзаевой).
VIII. Поползень.
А вот и поползень (Картинка на экране проектора). Он прилетел с нами поиграть. Приготовил для вас кроссворды. Каждому ряду свой. (Задание на экране проектора). Послушаем сочинение Облап Димы и попытаемся разгадать кроссворды.
"Поползень - оседлая и кочующая птица. Спинная сторона белая, с рыжими боками, крылья и хвост бурые. Населяет лесную зону от западных границ до Камчатки. Гнездо устраивает в дупле:"
ИГРА "СПУСТИСЬ ПО ЛЕСЕНКЕ"
В каждой строчке допишите по букве, чтобы получилось слово с парной согласной на конце:
Ё | У | Ё | |||||||||||
Л | Ё | В | О | Г | О | ||||||||
С | Н | Е | Г | Р | И | Г | Р | У | |||||
М | О | Р | О | З | А | В | О | Г | О | Р | О |
ИТОГ УРОКА:
Учитель обращается к обучающимся с вопросами:
- Ребята, что мы делали на уроке?
- Как правильно писать парные согласные?
- Чтобы закрепить изученный материал, послушаем стихотворение:
Живут себе два брата -
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух
Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймешь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!
Но тут приходит гласный,
Такой хороший звук, -
И сразу два согласных
Мы различим на слух!
Перед прекрасным гласным -
Вот звонкий, вот глухой!
И каждый вдруг согласен
Побыть самим собой
Обратите внимание на окошко, здесь сидят наши гости (на доске изображение зимнего окна, у которого находятся зимующие птицы). Трудно им зимой?! Скажите, что они от нас ждут? Конечно же - помощи.
Поделитесь с птицами едой:
Накрошите хлеба им на блюдце!
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней
В мире с песней жить-то интересней
До ста лет - все будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!