Ход урока
Учебный элемент № 1.
- Запишите тему в тетрадь.
- Вспомните, что такое показательные уравнения. Напишите в тетрадь по аналогии, что такое показательные неравенства.
- Прочитайте теорию (см. ниже). Занесите в тетрадь ту информацию, которую считаете нужной.
Теория
Рассмотрим решение показательных неравенств вида , где b – некоторое рациональное число. |
- Рассмотрите приведенные ниже примеры решения показательных неравенств вида .
Пример 1. Решим неравенство
Запишем неравенство в виде . Т. к. , то показательная функция возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Ответ: .
Пример 2. Решим неравенство .
Запишем неравенство в виде .
Т. к. , то показательная функция убывает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Ответ: .
- Решите неравенства:
Дайте полное обоснование решения неравенств (см. примеры). Проконтролируйте правильность решения неравенств, сверив полученные ответы с ответами соседа по парте.
Учебный элемент № 2.
- Прочитайте теорию (см. ниже). Занесите в тетрадь ту информацию, которую считаете нужной.
Теория
Рассмотрим решение показательных неравенств вида Если a>1, то функция возрастает. Тогда неравенство (**) равносильно неравенству . А данное неравенство (*) неравенству . |
Рассмотрите приведенные ниже примеры решения показательных неравенств вида
Пример 1. Решите неравенство
Запишем неравенство в виде . Показательная функция возрастает (3>1). Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Откуда . Решив квадратное неравенство, получим –1<x<2. Ответ: (–1;2).
Пример 2. Решите неравенство
Запишем неравенство в виде . Показательная функция возрастает (2>1). Поэтому данное неравенство равносильно неравенству , откуда . Решив квадратное неравенство, получим x<–3 или x>1.
Ответ: .
- Решите неравенства. Дайте полное обоснование решения неравенств (см. примеры).
Проконтролируйте верность своего решения у соседа по парте.
Учебный элемент №3.
- Решение некоторых показательных неравенств сводится к решению квадратных неравенств. Рассмотрите пример такого показательного неравенства.
Пример. Решим неравенство
Пусть , тогда получим квадратное неравенство .
Так как , то получим, что совокупность
Первое неравенство не имеет решений, так как при всех . Второе неравенство можно записать в виде .
Ответ: .
- Решите неравенство . Проконтролируйте правильность решения самостоятельно.
- Выполните самостоятельную работу в тетраде. Не забывайте обосновывать свои решения.
Самостоятельная работа.
Вариант №1.
Вариант №2.
Оцените свою работу на уроке по 10 бальной шкале (поставьте свою точку на шкале).
Итоговый контроль. Самостоятельная работа по теме «Показательные уравнения и неравенства».
В – 1.
- Каждому уравнению и неравенству сопоставьте решение:
Решения:
- ,
- -1,
- x≥–1,
- x<3,
- уравнение решений не имеет,
- ,
- x>2,
- x≤2,
- неравенство решений не имеет,
- 0,
- 2,
- x≤–3,
- 3,
- x>–1,
- 4,
- x≥–3,
- x≥2.
- 1) Продолжите: Показательным уравнением называется уравнение…,
2) Какое свойство показательной функции используется при решении неравенств? Сформулируйте его. - График функции расположен ниже графика функции при . Объясните почему.
- Решите неравенство (решение полностью обоснуйте)
- Докажите, что из неравенства x≤3 следует неравенство .
В – 2.
- Каждому уравнению и неравенству сопоставьте решение:
Решения:
- 5,
- x≤–2,
- ,
- x<–1,
- ,
- x≤–1,
- 3,
- -1,
- 1,
- –3≤x≤–1,
- уравнение решений не имеет,
- x>–1,
- ,
- неравенство решений не имеет,
- 2,
- x<2 ,
- 0.
- 1) Продолжите: Показательным неравенством называется неравенство…
2) Какое свойство используется при решении показательных уравнений? Сформулируйте его. - График функции расположен ниже графика функции при x<3. Объясните почему.
- Решите неравенство (решение полностью обоснуйте)
- Докажите, что из неравенства x≥5 следует неравенство .
Результаты итогового контроля
|
|
Номер задания |
Оценка |
||||
№ |
Фамилия ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Анисимова О. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
2. |
Бутаков С. |
± |
+ |
± |
+ |
- |
«3» |
3. |
Генрих Л. |
+ |
+ |
- |
± |
- |
«3» |
4. |
Дорохов И. |
отсутствовал |
|
||||
5. |
Данилова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
± |
«4» |
6. |
Гончарова К. |
± |
+ |
± |
+ |
- |
«3» |
7. |
Казанцев Л. |
± |
+ |
- |
- |
- |
«2» |
8. |
Казанчеев Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
9. |
Куликова Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
10 |
Сабурова Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
11 |
Соломонова И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
12 |
Силантьева А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
13 |
Симакова Ю. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
«3» |
14 |
Смекалин А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
15 |
Пимантьев Р. |
± |
± |
- |
- |
- |
«2» |
16 |
Фуркайло М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
17 |
Фёдорова В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
18 |
Фирсова М. |
± |
+ |
+ |
+ |
+ |
«4» |
19 |
Юдакова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«5» |
20 |
Юдин С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
21 |
Черных И. |
± |
+ |
+ |
+ |
- |
«4» |
22 |
Чернова А. |
+ |
+ |
- |
± |
- |
«3» |
23 |
Шлегель Е. |
± |
+ |
+ |
+ |
+ |
«4» |
24 |
Яцунов И. |
± |
+ |
- |
+ |
- |
«3» |
Процент выполнивших задание |
65% |
96% |
65% |
83% |
35% |
|