Тема урока "Показательные неравенства"

Разделы: Математика


Ход урока

Учебный элемент № 1.

  1. Запишите тему в тетрадь.
  2. Вспомните, что такое показательные уравнения. Напишите в тетрадь по аналогии, что такое показательные неравенства.
  3. Прочитайте теорию (см. ниже). Занесите в тетрадь ту информацию, которую считаете нужной.

Теория

Рассмотрим решение показательных неравенств вида , где b – некоторое рациональное число.
Если a>1, то показательная функция монотонно возрастает и определена при всех х. Для возрастающей функции большему значению функции соответствует большее значение аргумента. Тогда неравенстворавносильно неравенству .
Если  0<a<1, то показательная функция монотонно убывает и определена при всех х. Для убывающей функции большему значению функции соответствует меньшее значение аргумента. Тогда неравенстворавносильно неравенству

  1. Рассмотрите приведенные ниже примеры решения показательных неравенств вида . 

Пример 1. Решим неравенство .

Запишем неравенство в виде . Т. к. , то показательная функция возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Ответ: .

Пример 2. Решим неравенство .

Запишем неравенство в виде .

Т. к. , то показательная функция убывает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Ответ: .

  1. Решите неравенства:

Дайте полное обоснование решения неравенств (см. примеры). Проконтролируйте правильность решения неравенств, сверив полученные ответы с ответами соседа по парте.

Учебный элемент № 2.

  1. Прочитайте теорию (см. ниже). Занесите в тетрадь ту информацию, которую считаете нужной.

Теория

Рассмотрим решение показательных неравенств вида
Где f(x) и g(x) некоторые функции зависящие от x.
Частным случаем неравенств вида являются неравенства вида , где b – некоторое действительное число.
Для решения неравенств рассмотренных видов используется свойство возрастания или убывания показательной функции.
Решим неравенство (*).
Рассмотрим показательную функцию. И рассмотрим значения показательной функции при t1=f(x) и при t2=g(x). Перепишем данное неравенство (*) в виде (**).

Если a>1, то функция возрастает. Тогда неравенство (**) равносильно неравенству . А данное неравенство (*) неравенству .
Если 0<a<1, то функция убывает. Тогда неравенство (**) равносильно неравенству . А данное неравенство (*) неравенству .

Рассмотрите приведенные ниже примеры решения показательных неравенств вида

Пример 1. Решите неравенство

Запишем неравенство в виде . Показательная функция возрастает (3>1). Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Откуда . Решив квадратное неравенство, получим –1<x<2. Ответ: (–1;2).

Пример 2. Решите неравенство

Запишем неравенство в виде . Показательная функция возрастает (2>1). Поэтому данное неравенство равносильно неравенству , откуда . Решив квадратное неравенство, получим x<–3 или x>1.

Ответ: .

  1. Решите неравенства. Дайте полное обоснование решения неравенств (см. примеры).

Проконтролируйте верность своего решения у соседа по парте.

Учебный элемент №3.

  1. Решение некоторых показательных неравенств сводится к решению квадратных неравенств. Рассмотрите пример такого показательного неравенства.

Пример. Решим неравенство

Пусть , тогда получим квадратное неравенство .

Так как , то получим, что совокупность

Первое неравенство не имеет решений, так как при всех . Второе неравенство можно записать в виде .

Ответ: .

  1. Решите неравенство . Проконтролируйте правильность решения самостоятельно.
  2. Выполните самостоятельную работу в тетраде. Не забывайте обосновывать свои решения.

Самостоятельная работа.

Вариант №1.

Вариант №2.

Оцените свою работу на уроке по 10 бальной шкале (поставьте свою точку на шкале).

Итоговый контроль. Самостоятельная работа по теме «Показательные уравнения и неравенства».

В – 1.

  1. Каждому уравнению и неравенству сопоставьте решение:

Решения:

  1. ,
  2. -1,
  3. x≥–1,
  4. x<3,
  5. уравнение решений не имеет,
  6. ,
  7. x>2,
  8. x≤2,
  9. неравенство решений не имеет,
  10. 0,
  11. 2,
  12.  x≤–3,
  13. 3,
  14.  x>–1,
  15.  4,
  16.  x≥–3,
  17.  x≥2.
  1. 1) Продолжите: Показательным уравнением называется уравнение…,
    2) Какое свойство показательной функции используется при решении неравенств? Сформулируйте его.
  2. График функции расположен ниже графика функции при . Объясните почему.
  3. Решите неравенство (решение полностью обоснуйте)

  1. Докажите, что из неравенства  x≤3 следует неравенство .

В – 2.

  1. Каждому уравнению и неравенству сопоставьте решение:

Решения:

    1. 5,
  1. x≤–2,
  2.  ,
  3. x<–1,
  4. ,
  5. x≤–1,
  6. 3,
  7. -1,
  8. 1,
  9. –3≤x≤–1,
  10. уравнение решений не имеет,
  11. x>–1,
  12. ,
  13. неравенство решений не имеет,
  14. 2,
  15. x<2 ,
  16. 0.
  1. 1) Продолжите: Показательным неравенством называется неравенство…
    2) Какое свойство используется при решении показательных уравнений? Сформулируйте его.
  2. График функции расположен ниже графика функции при x<3. Объясните почему.
  3. Решите неравенство (решение полностью обоснуйте)

  1. Докажите, что из неравенства x≥5 следует неравенство . 

Результаты итогового контроля

 

 

Номер задания

Оценка

Фамилия ученика

1

2

3

4

5

 

1.

Анисимова О.

±

+

+

+

-

«4»

2.

Бутаков С.

±

+

±

+

-

«3»

3.

Генрих Л.

+

+

-

±

-

«3»

4.

 Дорохов И.

отсутствовал

 

5.

Данилова А.

+

+

+

+

±

«4»

6.

Гончарова К.

±

+

±

+

-

«3»

7.

Казанцев Л.

±

+

-

-

-

«2»

8.

Казанчеев Д.

+

+

+

+

-

«4»

9.

Куликова Л.

+

+

+

+

-

«4»

10

Сабурова Л.

+

+

+

+

+

«5»

11

Соломонова И.

+

+

+

+

-

«4»

12

 Силантьева А.

+

+

+

+

+

«5»

13

Симакова Ю.

+

+

-

+

-

«3»

14

Смекалин А.

+

+

+

+

+

«5»

15

Пимантьев Р.

±

±

-

-

-

«2»

16

Фуркайло М.

+

+

+

+

+

«5»

17

Фёдорова В.

+

+

+

+

+

«5»

18

Фирсова М.

±

+

+

+

+

«4»

19

Юдакова А.

+

+

+

+

+

«5»

20

Юдин С.

+

+

+

+

-

«4»

21

Черных И.

±

+

+

+

-

«4»

22

Чернова А.

+

+

-

±

-

«3»

23

Шлегель Е.

±

+

+

+

+

«4»

24

Яцунов И.

±

+

-

+

-

«3»

Процент выполнивших задание

65%

96%

65%

83%

35%