Цели:
- Развивать умение складывать однозначные числа, получая число 14.
- Закреплять мышление, речь, внимание.
- Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске:
- Посмотрите на лист. Что вы видите?
Мы сегодня на уроке эти точки «превратим» в замечательную фигуру. Для этого мы
должны выполнить все задания.
II. Устный счёт. Нумерация двузначных чисел.
На доске: 1283695
- Какое это число?
- Кто сумеет его прочитать?
- Из каких цифр оно состоит? (1, 2, 8, 3, 6, 9, 5)
- Мы сейчас из этих цифр составим и запишем двузначные числа.
(Учащиеся показывают числа на «веере», учитель для проверки показывает карточки с числами.)
1). Число, в котором 2 дес.3 ед. (23)
2). Число, в котором 6 ед.9 дес. (96)
3).Число, в котором десятков на 5 больше, чем единиц. (83)
4).Последующее число 27. (28)
5).Предыдущее число 37. (36)
6).Число, в котором 8 единиц II разряда, 6 единиц I разряда. (86)
7).Составьте двузначные числа, в которых 1 десяток. (12, 18, 13, 16, 19, 15)
- Как мы называем эти числа? (Числа второго десятка.)
Молодцы! Мы имеем право соединить первые 2 точки.
III. Сообщение темы урока.
- Состав каких чисел мы уже с вами рассматривали? (11, 12, 13, 14)
- Определите тему урока :
…+ … = 14
- Какие задачи мы поставили на уроке?
- Зачем надо знать состав чисел?
- А если ты забыл состав числа, какой приём нам поможет сосчитать?
(Дополнить 1-е слагаемое до 10, 2-е слагаемое разложим на части и прибавлять будем по частям)
IV. Состав числа 14.
- Давайте вспомним случай, как получить 14. Какой «узелок» мы используем? (-1, +1)
- 9 + 5 = 14
- 8 + 6 = 14
- 7 + 7 = 14
- 5 + 9 = 14
- 6 + 8 = 14
- Сколько случаев надо запомнить? Почему три?
- Давайте ещё раз проговорим состав числа 14.
Теперь смело соединяем 2-ю точку с 3-ей.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1). Повторим состав чисел 11, 12, 13, составляя равенства по рисункам учебника (с.42 № 113)
2). 7+7=14
– Что обозначает каждое число в равенстве?
(1 часть – 1 слагаемое, 2 часть – 2 слагаемое, целое – значение суммы)
- Какое обратное выражение составим?
14-7=7
- Из целого числа 14 вычитаем 1-ю часть, получаем 2-ю часть.
3). У доски учащиеся составляют равенства и объясняют.
9 + 4 = 13 13 – 9 = 4 13 – 4 = 9 |
8 + 6 = 14 14 – 8 = 6 14 – 6 = 8 |
8+5=13 13 – 8 = 5 13 – 5 = 8 |
4). Работа в паре.
- Составление равенств по аналогии: 9 + 5, 6 + 8
5). Проверка.
6). Назвать выражения с ответом 14.
- Какие равенства составлены из одинаковых цифр? (8+6, 6+8)
7). Работа в тетради на печатной основе (с.18 №39).
(С каждого ряда по 1 ученику пригласить к доске.)
- Как эти выражения записать одной записью.
14-7=7 | 13-8=5 | 12-8=4 | ||
4 . . . 3 | 3 . . . 5 | 2 . . . 6 |
Вы постарались, соединим 3-ю точку с 4-ой.
VII. Физкультминутка для глаз.
VIII. Самостоятельная работа по карточкам.
1).
- 2 + 9 + … = 31
- 4 + 7 + … = 20
- 3 + 8 + … = 19
- 4 + 8 + … = 42
- 9 + 3 + … = 20
- 6 + 5 + … = 15
- 7 + 5 + … = 62
- 8 + 5 + … = 20
- 7 + 6 + … = 17
2). Проверка.
- Какая особенность выражений 1-го столбика?
( Надо вставить круглые десятки 20, 30, 50.)
- По какому принципу составлен 2-ой столбик?
( Надо прибавить 3 однозначных числа и получится 20.)
- В чём секрет 3-го столбика?
( Надо прибавить 3 однозначных числа и получится двузначное числа.)
- Состав каких чисел вам надо было вспомнить? (11, 12, 13)
- Назовите эти случаи.
12 | ||||
2 + 9 | 4 + 8 | 8 + 5 | ||
4 + 7 | 7 + 5 | 7 + 6 | ||
3 + 8 | 9 + 3 | |||
6 + 5 |
Выполнили и это задание. Соединим 4-ю точку с 5-ой.
IX. Работа с геометрическим материалом.
- Какую фигуру получили? (Ломаную линию.)
- Что можете сказать о ломаной? ( Она состоит из 4 звеньев.)
- Постройте ломаную из 2-х звеньев, длина которой равна 14 см.
( Дети строят ломаную, затем называют свои варианты: 9 см и 5 см, 8 см и 6 см, 7 см и 7 см, 6 см и 8 см, 5см и 9 см).
- Что мы повторили этим заданием? (Состав числа 14.)
X. Подведение итогов урока.
- Посмотрите ещё на ломаную, которую мы построили вместе. Чем она замечательна?
(Ломаная похожа на букву «М»)
- Как вы думаете, что же я хочу сказать вам этой буквой? (Молодцы!)
- Кто сегодня ни разу не ошибся в решении выражений, тот получает «5». Поставьте оценку в тетрадь на поля. Встаньте, кто получил «5». Ребята, давайте скажем им ещё раз: «Молодцы!»