Интегрированная открытая лекция "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Разделы:


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Обучающая:

  • расширить знания студентов о различных формах обмена веществ в клетке и организме;
  • сформировать представление о реакциях пластического и энергетического обменов в растительной и животной клетке и их взаимосвязи;
  • определить роль различных веществ и структур клетки в метаболизме.

Студент должен знать:

  • единство процессов метаболизма растительных и животных организмов;
  • автотрофные и гетеротрофные организмы;
  • аэробные и анаэробные организмы;
  • световая фаза фотосинтеза;
  • темновая фаза фотосинтеза;
  • хемосинтез;
  • этапы энергетического обмена;
  • значение окислительного фосфорилирования;
  • роль хлоропластов и митохондрий в процессах ассимиляции и диссимиляции.

Студент должен уметь:

  • записывать химические реакции фотосинтеза, хемосинтеза, гликолиза;
  • изобразить в виде схем процессы фотосинтеза и окисления.
  • Воспитательная:
  • воспитывать чувство ответственности в сохранении природных ресурсов;
  • воспитывать убежденность в глобальном значении процессов обмена веществ.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности в сохранении природных ресурсов;
  • воспитывать убежденность в глобальном значении процессов обмена веществ.

Развивающая:

  • развивать у студентов способности выявлять причинно-следственные связи, лежащие в основе анаболизма и катаболизма;
  • развивать у студентов умение применять знания, полученные при изучении данной темы, на занятиях анатомии и физиологии, микробиологии, фармакологии, фармакогнозии.

Внутридисциплинарные связи:

“Вегетативные органы растения”, “Экология”, “Биосфера”.

Междисциплинарные связи: Химия, физика, ботаника, физиология, патология, фармакология, фармакогнозия, философия.

Время: 90 мин.

Место проведения: аудитория № 16.

Оснащение: методическая разработка лекционного занятия для преподавателя, СD с презентацией лекции.

Основная литература:

  1. Общая биология: учебник для 10-11 класса общеобразовательного учреждения. Под ред. академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица. - М.: Просвещение, 2001.
  2. А.П.Пехов. Биология и общая генетика. – М.: Издательсто Российского университета дружбы народов.
  3. В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева. Общая биология. – М.: АСАДЕМА, 2004.
  4. Г.П.Яковлев, В.А.Челомбитько. Ботаника. – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2001.

Дополнительная литература:

  1. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сонин. Общая биология: 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Биология: пособие для поступающих в ВУЗы. Под ред. академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. - М.: Высшая школа 2001.
  3. Биология: пособие для поступающих в ВУЗы. Под ред. С.Г.Мамонтова. – М: высшая школа, 2004.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

1. Организационный момент 2 мин
2. Сообщение темы, целей и плана занятия 5 мин
3. Актуализация и мотивация темы 3 мин
4. Изложение лекционного материала 70 мин
5. Закрепление изученного материала 5 мин
6. Обобщение и систематизация изученного материала 3 мин
7. Домашнее задание 1 мин
8. Заключение 1 мин

 

Действия преподавателя Обоснование методических приемов
1. Организационный момент.

Преподаватели приветствует студентов, обращают внимание на внешний вид, санитарное состояние аудитории, отмечают отсутствующих.

Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку, воспитывает аккуратность и ответственность студентов.
2. Сообщение темы, целей и плана занятия

Преподаватели сообщают тему и цели интегрированного лекционного занятия, диктуют план изложения нового материала, который одновременно выводится на экран мультимедийной установки:

1. Понятие о метаболизме.

2. Автотрофные и гетеротрофные организмы.

3. Фотосинтез:

  • световая фаза;
  • темновая фаза.

4. Значение фотосинтеза для биосферы.

5. Хемосинтез.

6. Энергетический обмен:

  • анаэробный гликолиз;
  • аэробное окисление;
  • окислительное фосфорилирование.
С целью сконцентрировать внимание сту-дентов на усвоение определенного объема знаний.
3. Мотивация и актуализация темы.

Преподаватели отмечают значение и роль данного занятия для дальнейшего изучения дисциплин и в будущей практической деятельности студента и предлагают вспомнить ранее изученные темы: клетка как открытая система, значение органоидов клетки, органические и неорганические вещества, вегетативные органы растений, обратить особое внимание на функции и значение молекулы АТФ и ферментов.

Формируют познавательный интерес к учебной деятельности, определяет степеня подготовленности группы к усвоению нового материала.
4. Изложение лекционного материала.

Преподаватели излагают новый материал (согласно плана, продиктованного ранее), который сопровождается презентацией с помощью мультимедийной установки.

См. приложение №1.

С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
5. Закрепление изученного материала.

Преподаватели предлагают студентам ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое метаболизм?
  2. Как связаны между собой пластический и энергетический обмены веществ?
  3. Что такое биологические катализаторы?
  4. Откуда берется энергия для синтеза АТФ из АДФ?
  5. Все ли растения являются автотрофами, а животные гетеротрофами?
  6. Какие организмы на Земле практически не зависят от энергии солнечного света?
  7. Какие этапы выделяют в энергетическом обмене?
  8. Какую роль играет кислород в процессе дыхания?
Выявляет степень усвоения нового материала.
6. Обобщение и систематизация изученного материала.

Преподаватели еще раз подчеркивают важность процессов обмена веществ для существования биосферы.

С целью формирования умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
7. Домашнее задание.
  1. Преподаватели предлагают студентам ответить на следующие проблемные вопросы:
  2. Пути повышения продуктивности фотосинтеза.
  3. В чем сходство процессов фотосинтеза и энергетического обмена?
  4. Какая субстанция в пище является переносчиком энергии?
Активизирует самоподготовку, воспитывает самостоятельность, стимулирует желание решать проблемные вопросы.
Тема следующего занятия: “Деление клеток”

Литература:

  1. Общая биология: учебник для 10-11 класса общеобразовательного учреждения. Под ред. академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица. - М.: Просвещение, 2001, стр. 46-57
  2. А.П.Пехов. Биология и общая генетика. – М.: Издательсто Российского университета дружбы народов, стр.45-62.
  3. Г.П.Яковлев, В.А.Челомбитько. Ботаника. – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2001, стр.101-112.

Проблемные вопросы и литература выводятся на экран мультимедийной установки.

 
8. Заключение.

Преподаватели объявляют об окончании занятия, напоминает студентам об уборке рабочих мест, дежурным об уборке аудитории.

Прививает любовь к чистоте и порядку

“Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.

В.М. Волькенштейн

“Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.

Ф.Энгельс