ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Обучающая:
- расширить знания студентов о различных формах обмена веществ в клетке и организме;
- сформировать представление о реакциях пластического и энергетического обменов в растительной и животной клетке и их взаимосвязи;
- определить роль различных веществ и структур клетки в метаболизме.
Студент должен знать:
- единство процессов метаболизма растительных и животных организмов;
- автотрофные и гетеротрофные организмы;
- аэробные и анаэробные организмы;
- световая фаза фотосинтеза;
- темновая фаза фотосинтеза;
- хемосинтез;
- этапы энергетического обмена;
- значение окислительного фосфорилирования;
- роль хлоропластов и митохондрий в процессах ассимиляции и диссимиляции.
Студент должен уметь:
- записывать химические реакции фотосинтеза, хемосинтеза, гликолиза;
- изобразить в виде схем процессы фотосинтеза и окисления.
- Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственности в сохранении природных ресурсов;
- воспитывать убежденность в глобальном значении процессов обмена веществ.
Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственности в сохранении природных ресурсов;
- воспитывать убежденность в глобальном значении процессов обмена веществ.
Развивающая:
- развивать у студентов способности выявлять причинно-следственные связи, лежащие в основе анаболизма и катаболизма;
- развивать у студентов умение применять знания, полученные при изучении данной темы, на занятиях анатомии и физиологии, микробиологии, фармакологии, фармакогнозии.
Внутридисциплинарные связи:
“Вегетативные органы растения”, “Экология”, “Биосфера”.
Междисциплинарные связи: Химия, физика, ботаника, физиология, патология, фармакология, фармакогнозия, философия.
Время: 90 мин.
Место проведения: аудитория № 16.
Оснащение: методическая разработка лекционного занятия для преподавателя, СD с презентацией лекции.
Основная литература:
- Общая биология: учебник для 10-11 класса общеобразовательного учреждения. Под ред. академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица. - М.: Просвещение, 2001.
- А.П.Пехов. Биология и общая генетика. – М.: Издательсто Российского университета дружбы народов.
- В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева. Общая биология. – М.: АСАДЕМА, 2004.
- Г.П.Яковлев, В.А.Челомбитько. Ботаника. – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2001.
Дополнительная литература:
- В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сонин. Общая биология: 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
- Биология: пособие для поступающих в ВУЗы. Под ред. академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. - М.: Высшая школа 2001.
- Биология: пособие для поступающих в ВУЗы. Под ред. С.Г.Мамонтова. – М: высшая школа, 2004.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Сообщение темы, целей и плана занятия | 5 мин |
3. | Актуализация и мотивация темы | 3 мин |
4. | Изложение лекционного материала | 70 мин |
5. | Закрепление изученного материала | 5 мин |
6. | Обобщение и систематизация изученного материала | 3 мин |
7. | Домашнее задание | 1 мин |
8. | Заключение | 1 мин |
Действия преподавателя | Обоснование методических приемов |
1. Организационный момент. Преподаватели приветствует студентов, обращают внимание на внешний вид, санитарное состояние аудитории, отмечают отсутствующих. |
Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку, воспитывает аккуратность и ответственность студентов. |
2. Сообщение темы, целей и плана
занятия Преподаватели сообщают тему и цели интегрированного лекционного занятия, диктуют план изложения нового материала, который одновременно выводится на экран мультимедийной установки: 1. Понятие о метаболизме. 2. Автотрофные и гетеротрофные организмы. 3. Фотосинтез:
4. Значение фотосинтеза для биосферы. 5. Хемосинтез. 6. Энергетический обмен:
|
С целью сконцентрировать внимание сту-дентов на усвоение определенного объема знаний. |
3. Мотивация и актуализация темы. Преподаватели отмечают значение и роль данного занятия для дальнейшего изучения дисциплин и в будущей практической деятельности студента и предлагают вспомнить ранее изученные темы: клетка как открытая система, значение органоидов клетки, органические и неорганические вещества, вегетативные органы растений, обратить особое внимание на функции и значение молекулы АТФ и ферментов. |
Формируют познавательный интерес к учебной деятельности, определяет степеня подготовленности группы к усвоению нового материала. |
4. Изложение лекционного материала. Преподаватели излагают новый материал (согласно плана, продиктованного ранее), который сопровождается презентацией с помощью мультимедийной установки. |
С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти. |
5. Закрепление изученного
материала. Преподаватели предлагают студентам ответить на следующие вопросы:
|
Выявляет степень усвоения нового материала. |
6. Обобщение и систематизация
изученного материала. Преподаватели еще раз подчеркивают важность процессов обмена веществ для существования биосферы. |
С целью формирования умения анализировать, сравнивать, делать выводы. |
7. Домашнее задание.
|
Активизирует самоподготовку, воспитывает самостоятельность, стимулирует желание решать проблемные вопросы. |
Тема следующего занятия: “Деление
клеток” Литература:
Проблемные вопросы и литература выводятся на экран мультимедийной установки. |
|
8. Заключение. Преподаватели объявляют об окончании занятия, напоминает студентам об уборке рабочих мест, дежурным об уборке аудитории. |
Прививает любовь к чистоте и порядку |
“Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.
В.М. Волькенштейн
“Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.
Ф.Энгельс