Первого сентября я увидела двадцать восемь еще незнакомых мне глаз, с волнением и надеждой смотрящих на меня. Впереди у нас несколько лет совместной жизни, и моя задача - стать для этих ребятишек в первую очередь человеком, которому можно доверить все свои радости, страхи, проблемы. Как же мне хочется, чтобы я смогла правильно дать совет, научить находить выход из проблемной ситуации, вдохновить на познание и открытия в учении.
С переходом в пятый класс у детей снижается общий интерес к обучению. Школа перестает быть центром духовной жизни ребенка, так как мотивы, которые побуждали его к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т.д.) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:
- несколько учителей-предметников, а не один, как в начальной школе;
- увеличение числа учебных предметов и количества школьного материала;
- иные формы работы на уроке.
- Успешность адаптации пятиклассника в большой степени зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от:
- его способности к установлению межличностных отношений с учителями;
- навыков ориентации в пространстве школы;
- навыков достойного поведения с новыми одноклассниками;
- способности принимать и соблюдать классные и школьные правила;
- формирование положительного отношения к школьному миру.
Очень важна для ребенка ситуация с новым классным руководителем. Принятие и соблюдение классных и школьных правил поведения осуществляется, в первую очередь, классным руководителем. У некоторых детей появляются сложности просто в информированности и организации школьной жизни, и здесь тоже очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющимся в поведении и общении с детьми, т.е. характер межличностного контакта - одно из главных условий успешной адаптации детей в сложный период перехода из начальной школы в среднюю.
Итак, первый классный час - очень много информации. Правила поведения в школе, обязательная техника безопасности, учебники и расписание уроков. Мои поздравления с началом учебного года и маленькая анкета:
- любимые предметы,
- чем бы ты хотел заниматься после уроков (кружки, секции),
- каким должен быть учитель,
- зачем тебе учиться?
Даже то, как дети заполняют эту маленькую анкету, уже их характеризует. Кто-то задумался, кто-то подглядывает в листок к соседу, один спешит написать и быстрее сдать, другой кладет на стол пустой лист. У меня формируется первое впечатление.
В следующий раз я рассказываю о мероприятиях, которые предлагает школа, о кружках, секциях, где бы ребята могли найти себе дело по душе, проявить свои способности.
В условиях загруженности учебными занятиями особое значение приобретает взаимосвязь и взаимопроникновение учебной и внеурочной деятельности. Предметные недели, олимпиады, различные развивающие игры, викторины - это те формы работы, которые способствуют развитию учащихся, расширению их кругозора, выявлению способностей и творческого потенциала, а в конечном итоге - становлению авторитета среди сверстников.
Выбирая формы и методы работы с классом, необходимо разумно сочетать индивидуальную работу с каждым ребенком и групповые формы деятельности.
Формирование личного достоинства каждого возможно только в сочетании с воспитанием уважения к достоинствам другого человека, с умением работать в коллективе. Ах, как трудно отучить обзываться и доказывать свое превосходство силой!
Наиболее эффективными формами работы с детьми считаю постоянные индивидуальные беседы, так называемый "разговор по душам". Когда спустя несколько проведенных бесед ситуация в отношениях между определенными детьми не меняется, прибегаю к нехитрым приемам трудотерапии.
Каждый ребенок заводит тетрадь "хороших слов и обещаний". У некоторых она остается чистой до конца года. Это показатель бесконфликтности. У других - тетрадь исписана до половины. Как же это работает? Например, у мальчика поцарапано лицо. Выясняю причину - он обзывался и убегал, девочка побежала за обидчиком, догнала и "выпустила пар", как получилось. Другой пример, девочка задела мальчика, может быть и случайно, но он подумал, что специально, и стукнул ее. И так далее. В этом возрасте и мальчики, и девочки примерно одинаковы по физическому развитию. Поэтому вполне возможны "равные бои" и обиды.
После разбора конфликтной ситуации я даю обязательно всем участникам задания, ведь найти, кто прав, кто виноват, подчас невозможно. Поэтому один получает задание: написать фразу "Я не буду обзывать Настю" до конца страницы. Задание для другого участника конфликта: написать "Я - принцесса, а не разбойница. Драться нельзя" тоже до конца страницы. Попробуйте, это срабатывает. Конечно, это не решение всех проблем, но помогает нормализовать отношения и перейти к очень важному этапу - к совместной деятельности.
В пятом классе очень популярны "Огоньки", концертную программу к которым готовят сами дети. Стараюсь побудить к участию в концерте максимальное количество учеников. Используем не только музыкальные номера (песни, танцы), но и стихи, фокусы, компьютерные презентации, анекдоты, викторины и т.д. Приглашаем на наши классные часы учителей - предметников и родителей.
А вот празднование дней рождений в классе не прижилось. В начале года именинники собирались, готовили концерт, родители накрывали столы, но во второй половине учебного года, желание продолжать устраивать в классе дни рождения пропало, и мы перестали собираться по этому поводу.
Очень сплачивают ребят совместные поездки и экскурсии. После посещения музея, театра и баскетбольного матча, в классе образовалась постоянная группа "туристов" (12 человек), которые с удовольствием готовы посещать любые мероприятия, остальные присоединяются по желанию.
Класс активно принимает участие во всех школьных мероприятиях: концертах, конкурсах, организации шефской помощи первоклассникам, озеленении кабинетов и коридоров. Ко Дню Победы 9 мая, ребята подготовили поздравления ветеранам и разнесли их по домам нашего микрорайона. Пригласили своих дедушек и бабушек в школу, организовали "Вечер встречи с ветеранами Великой Отечественной войны" в классе, участвовали в школьном концерте.
В течение всего учебного года проводится тесная работа с родителями. И главный вопрос пребывания ребенка в школе - это, конечно, успеваемость, усвоение учебного материала, овладение знаниями по всем изучаемым предметам.
С целью преодоления трудностей обучения в пятом классе, классным руководителем была разработана четкая система отслеживания успеваемости каждого ребенка (в сравнении с учебой в начальной школе, в предыдущей четверти и т.д.), анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения.
Каждую четверть составляется подробный отчет об успеваемости каждого ребенка в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого. Был выявлен ряд причин, связанных с учебной деятельностью:
- усложнение учебного материала;
- завышенная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему высокому уровню развития, и не привык систематически работать);
- заниженная самооценка, комплексы;
- ослабление контроля со стороны родителей;
- преобладание внешкольных интересов.
После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на малых педсоветах и родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития, с родителями обсуждается вопрос, как помогать дома. Бывают ситуации, когда классному руководителю приходится находить "индивидуальный подход" к учителю-предметнику.
В начале пятого класса цель моей работы классного руководителя была в изучение личности учащегося для помощи адаптации ребенка в средней школе, формировании учебной мотивации и социально-активной позиции каждого ученика.
Исходя из анализа работы за прошедший год в шестом классе, главной целью классного руководства будет формирование групповой сплоченности в классе на основе различных форм деятельности.