Цель:
- обобщение и закрепление изученного материала по теме "Гидросфера суши"
- формирование культуры коммуникативного общения;
- воспитание гуманизма, толерантности в общении;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение интереса к изучаемым предметам.
Задачи:
- развитие умений добывания, анализирования и систематизации полученной информации;
- развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к учебному процессу,
- развитие навыков выступления учащихся, умений представить свою работу и участвовать в обсуждении.
Форма урока: презентация и защита проектов.
Тип урока: обобщающий, интегрированный урок.
Оборудование:
- плакаты по темам проектов, подготовленные учащимися;
- магнитная доска, магниты;
- географические карты;
- компьютерные презентации учащихся по теме проектов;
- компьютер, широкоэкранный телевизор;
- магнитофон, музыкальное сопровождение.
План урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Инициализация деятельности учащихся на уроке.
3. Актуализация опорных знаний. Представление проектных работ.
4. Мониторинг качества усвоения материала. Обсуждение.
5. Итоги урока. Подготовка к выполнению домашней работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель географии: Приветствие.
Сегодня у нас обобщающий урок по очень интересной теме "Гидросфера суши". За время изучения этой темы мы познакомились со всеми составляющими компонентами гидросферы суши и, изучив материал учебника, пришли к логическому завершению темы в виде проектных работ.
Две недели назад на уроке географии класс разбился на три группы, и были выбраны следующие темы: "Реки", "Озера", "Болота".
В процессе подготовительного этапа и обсуждения изученного материала мы пришли к выводу, что более интересным для нас было бы провести исследования не только в области географии, а связать тему гидросферы с русской и английской литературой.
Детям был представлен следующий алгоритм действия:
- сбор информации по заданной теме (учебные пособия по географии и литературе, хрестоматии, энциклопедии и периодические журналы, тематические газеты, Интернет и помощь родителей);
- анализ и систематизирование полученной информации (с помощью учителей отобрать нужную информацию для представления в наглядном виде, использовании в компьютерной презентации);
- оформление результатов проектной деятельности в виде плакатов, стенгазет;
- подготовка компьютерных презентаций;
- организация выступлений учащихся на представлении своих работ;
- подготовка учащихся к обсуждению работы других групп, умение составлять вопросы и ответы.
Сейчас учащиеся представят свои проектные работы, а мы с вами внимательно прослушаем и просмотрим проекты и подготовим вопросы к обсуждению
(раздать опросные листы)
Инициализация деятельности учащихся на уроке
Учитель географии: Свой проект представляет группа "Озера".
Примерные выступления учащихся:
1. При подготовке нашей отчетной работы мы использовали такие источники информации:
- учебник по географии
- географические карты
- Интернет
- дополнительную литературу
- помощь родителей
Глядятся в него молодые рябинки
Цветные свои, примеряя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои передним поправляя прически.
И месяц, и звезды -
В нем все отражается:
Все это озером называется.
2. Озера часто сравнивают с природными зеркалами: Но с точки зрения географии -
Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле, а в отличии от моря оно не является частью океана.
Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. Озерные котловины очень разнообразны. Изучение причин их образования позволяет выяснить происхождение озер:
Самые большие и самые глубокие озера образуются в результате тектонических движений земной коры.
При медленном опускании обширных участков земной коры образовались котловины Каспийского, Аральского, Онтарио, Мичиган и ряда других крупных озер. Они находятся в тектонических прогибах. Эти озера большие по площади и не глубокие.
Такие озера как Байкал, Ньяса, Танганьика находятся в тектонических разломах. Эти озера очень глубокие, имеют форму трещины.
Об озерах проникновенно писали известные русские поэты Александр Заболоцкий, Федор Тютчев и другие:
Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном:
3. На севере много озер, котловины которых углублены древними ледниками. Например: Ладожское, Онежское, озера Карелии и озера северной Канады.
Тихо в озере струится отблеск кровель золотых,
Много в озеро глядится достославностей былых:
В долинах горных рек встречаются глубокие запрудные озера. Они возникли, если русла реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.
Ясно утро. Тихо веет теплый ветерок,
Луг, как бархат зеленеет в зареве восток:
4. Существуют вулканические озера, занимающие кратеры потухших вулканов (Кроноцкое, Курильское на Камчатке.)
В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название карст. После провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, получается котловина, заполняющаяся водой.
Солнце светит золотое, блещут озера струи,
Здесь великое былое словно дышит в забытьи:
Вода в озере пополняется за счет дождевой, талой и подземной воды, расходуется на испарение, а так же выносится реками.
Озера, из которых вытекают реки, называют сточными. Например, Байкал, из которого вытекает река Ангара.
А если из озера не вытекают реки, они называются бессточными. Например, Каспийское и Аральское.
Вода некоторых озер содержит много солей из-за того, что их котловины расположены в легкорастворимых горных породах, или эти озера являются остатками отступившего моря.
Если станет грустно мне в погожий день,
То пойду я тихо, не спеша,
Берегами маленького озера
В заросли густого камыша:
Учитель географии: Свой проект представляет группа "Болота".
Примерные выступления учащихся:
1. Болота заинтересовали нас своей загадочностью, тайною, недоступностью.
Что же такое болота с точки зрения географии?
Болото - это участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью, с накоплением перегнившей органической массы и не полностью торфа.
За исключением оконечности Южной Америки, болота распространены в субарктическом и умеренном поясах северного полушария, не южнее 45 сев. Широты.
Устойчивое переувлажнение почвогрунтов способствует процветанию влаголюбивой растительности, угнетающей и вытесняющей коренную зональную растительность. Так болота занимают около 80% площади таежных зон. При слабом заболачивании формируются торфянистые глеевые почвы, при сильном торфяные и просто торфяники.
Над соленым болотом, где наши дома под ветром холодным дрожат:
2. По источникам питания болота делятся на три типа:
- Низинные
- Переходные.
- Верховые
Низинные - у подножия возвышений и на речных террасах имеют питание грунтовыми водами, обогащенными питательными растворами, что делает болото продуктивными. Они зарастают густым покровом осок, хвощей, камыша, мхом, остатки которых хорошо разлагаются. Здесь богато птичье население, вносящее еще и азотистые удобрения.
Верховые болота расположены на равнинных междуречьях и питаются только атмосферными осадками, лишенными солевых растворов. Они зарастают жесткими видами растений: пушицей, багульником, карликовыми видами берез, редкостойными деревьями и сфагновым мхом.
В тайге в болотах накапливается торф, идущий на топливо, удобрения, химическое и другое сырье, а в смешанных лесах и лесостепи обычны сапропели с лечебными органо-минеральными грязями.
Отрывок из рассказа Пришвина "Кладовая солнца".
Учитель географии: Свой проект представляет группа "Реки".
Примерные выступления учащихся:
1. При подготовке нашей отчетной работы мы использовали следующие источники информации:
- учебник по географии
- географические карты
- энциклопедии
- Интернет
- еще использовалась помощь родителей
2. Мы все неоднократно видели реки: большие и малые, мы отдыхали на их берегах, купались, загорали. Теперь мы можем дать и географическую характеристику любой реки.
С точки зрения географии: Река - это водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле реки.
Обратимся к схеме строения реки. Река течет по уклону земной поверхности.
Начало реки - это ее исток. Истоки бывают разные. Волга начинается на Валдайской возвышенности из болота, там, где выходят подземные воды. Ангара вытекает из озера Байкал. Терек берет начало в ледниках Кавказа. Некоторые реки образуются при слиянии двух других рек (например, р.Обь при слиянии Бии и Катуни).
Реки - это движение, стремительность, изящество, красота. Много красивых, прекрасных строк посвятили им русские и зарубежные поэты.
О, Волга, колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова. (А.Пушкин)
3. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. Устья могут быть двух типов:
- 1 тип - Эстуарий - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит (Енисей, Темза, Днестр)
- 2 тип - Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще они имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря, при впадении реки, несущей большое количество наносов (Лена, Волга, Миссисипи, Амазонка)
Если рассмотреть поперечный разрез речной долины, то выделяется:
Русло - самая глубокая часть речной долины, занятая водным потоком.
Пойма - нижняя часть речной долины, затопляемая водой во время половодья.
Террасы - горизонтальные или слабо наклонные площадки, это остатки старого русла.
4. Вся река с притоками образует речную систему, а территория, с которой вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.
Откуда же берется вода в реке? За счет чего питается река?
Существует несколько типов питания: дождевое, снеговое, подземное и ледниковое. Но часто реки имеют смешанное питание.
Надо еще отметить, что крупнейшие реки мира влияли на формирование цивилизаций, на расселение человека, являясь транспортными путями, естественной защитой от врагов, источником плодородных почв, а следовательно хороших урожаев. Все крупнейшие города мира возникали именно на реках.
Я пролила немало слез
И пенилась от злости,
когда какой-то бес принес
Поэта Бернса в гости: