Тема урока: "Именем Екатерины наречённый"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать представление об исторической значимости Екатерины II в истории России и Краснодарского края.
  • Оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани.
  • Актуализировать полученные знания.
  • Развивать у учащихся умение спорить, толерантность поведения, способность к рефлексии, оценке собственных возможностей.
  • Воспитывать патриотизм, гражданственность.
  • Развивать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников, традиций, преемственности поколений.

Методическая проблема: активизация познавательной деятельности учащихся с помощью информационных и мультимедийных технологий.

Оборудование урока: настенная карта "Россия во второй половине XVIII века", карты в атласе: "Кубанские земли во время русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791годов", "Переселение черноморцев из Приднестровья на Правобережную Кубань (1792-1793гг.)", "Кавказские укрепленные линии", интерактивная доска, презентация PowerPoint, раздаточный материал с текстами, "исследовательские листы", приложение, ребусы.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Беседа учителя с учащимися.

- Как называется столица (главный город) нашего края?

- Как назывался этот город раньше?

- А почему он так назывался, как выдумаете?

- Как появилось название города?

- В честь кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете?

3. Сообщение темы и целей урока. (слайд №3)

Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мА с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского. Первое путешествие мы совершим в далёкий 18 век.

Итак, на машине времени отправляемся:( слайд № 4)

Путешествие в САНКТ-ПЕТЕРБУРГ XVIII век. ( слайд № 5 - 10 )

(входят учащиеся, одетые в одежду этого века)

Я люблю этот город печальных мостов.
Железных калиток и мрачных Крестов.
Неву, что гоняет всю жизнь катера.
Исакий и Смольный и домик Петра.
Мощёные улицы, стук мостовых,
А в Летнем Саду переклич домовых.
До слёз мне знакомая невская грусть.
И страшно становится: вдруг не вернусь?
И пусть говорят, что здесь трудно прожить,
Я знаю, что Питер умеет любить.

Ученик - историк.

С древних времён здесь, по Неве, проходил путь "из варяг в греки", стратегически эта территория имела чрезвычайно выгодное положение. В XVII веке Россия потеряла эти земли, по мирному договору 1617 года они отошли Швеции. С 1700 по 1721 годы Россия вела войну со Швецией, отвоёвывала приневские земли. Для утверждения на берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I "прорубил окно в Европу", страна получила выход в Балтийское море. Начался город с крепости "Санкт-Петербург", называемой сейчас Петропавловской, по находящемуся при ней собору. Вокруг этой крепости и начал строиться город. С 1712 года Санкт-Петербург стал столицей Русского государства, сюда были переведены все органы государственной власти.

С самого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран.

Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал "городом веротерпимости". Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. С начала XVIII века в Санкт-Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников, которые составили великолепные ансамбли. Широко известны Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Главного Штаба, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, стрелка Васильевского острова. Символами Санкт-Петербурга стали сфинксы на Университетской набережной, памятник Петру I ("Медный всадник"), Смольный собор.

Ученик - историк.

ПЕТЕРГОФ ( слайд № 11 - 13 )

(выставка книг "Российские цари, императоры и правители дома Романовых")

Вот уже почти 300 лет Петергоф восхищает своих гостей игрой хрустальных струй водометов, позолотой скульптур, изяществом дворцов и павильонов, разнообразием видов, среди которых один из самых прекрасных - с Морского канала на Большой каскад, над которым раскинул свои крылья-галереи Большой дворец.

В 1705 г. на южном берегу Финского залива для царя Петра был выстроен маленький Попутный дворец. Вскоре Петр задумал создать здесь парадную резиденцию. Закипела работа: возводились дворцы, оформлялись парковые партеры, создавалась уникальная водоподводящая система. В августе 1723 г. состоялось торжественное открытие "приморского парадиза". Петр сделал Петергоф грандиозным памятником победе России в Северной войне за выход страны к морским берегам, вот почему важнейшую роль в его убранстве играют фонтаны и среди них - "Самсон, разрывающий пасть льва", аллегория победы в Полтавской битве.

Каждый российский монарх старался привнести что-то новое в облик парадной резиденции, привлекая к работам лучших мастеров своего времени. Так Петергоф вбирал в себя все достижения европейской и русской культуры XVIII - начала XX в. В 1918 г. бывшая императорская резиденция стала музеем.

- Как жили люди в то время в России?

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ.

Учитель показывает портрет молодой будущей императрицы. ( слайд №14)

- Как вы думаете , кто может это быть?

- Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой Петра III.

- Что вы можете сказать о Фике, глядя на её портрет?

Учащиеся описывают портрет.

Ученик - историк. ( слайд№15-19)

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля в немецком городе Цербст в семье князей Ангальт-Цербстских. Отец происходил из цербстдорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штетина, баллотировался в Курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать - из рода Гольштейн-Готторп, являлась двоюродной теткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих являлся королём Швеции. Родословная Екатерины II восходит в Христиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому.

Росла в небогатой семье, получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Росла любознательной, склонной к подвижным играм, настойчивой.

В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с Петром Фёдоровичем Романовым, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно познать новую Родину. Среди её учителей выделяют Симона Тодорского (учитель православия), Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня 1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день была обручена с будущим императором.

Самостоятельная работа в группах с "исследовательскими листами" (см. приложение № 1)

Текст с расшифровкой имени "Екатерина"

30 марта 1792 год. ( слайд №20)

Ученик - историк.

Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург 30 марта 1792 года, а 1 апреля казаки попали на прием к императрице. Прошение войска было уже составлено. Но перед тем, как идти к государыне, казаки совещались, как себя повести, что сказать, потом оделись в самое лучшее и отправились во дворец.

В царские покои ведет белая мраморная лестница - жаль наступать. Вокруг все дорогое, тонко сделанное. В костюме казаков, напротив, во всем видна ширь; Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким, расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой, - все говорило о совсем иной, нежели во дворце, жизни - о беспокойной жизни на приволье. В одном из залов велено было ждать, по обычаю, казаки стали на колени перед выходом императрицы. В окружении свиты вошла Екатерина. Наружность ее была привлекательна и величественна. Она обладала железным здоровьем и старилась медленно. Казаки не сразу согласились подняться с колен. Благосклонно улыбаясь, царица взяла поднесенное ей войсковое прошение. Там, в частности, говорилось; "Нас войско во всегдашнее свое монаршее благоволение матерински приняв, для поселения нас на Тамани с окрестностями оной милостиво повелеть отвесть выгодные земли... и на вечно спокойное потомственное онаго владения милостивую грамоту выдать...". На приеме черноморцы сумели расположить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно.

30 июня 1792 года Екатерина особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Казакам был подарен "остров Фанагория со всею землею, лежащею на правой стороне Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли...".

Антон Андреевич Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцам милость. Во время прощального приема Головатый сказал, обращаясь к императрице: "Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нем залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов..."

Вернувшуюся из Санкт-Петербурга депутацию встретили особо торжественно. Все благодарили Екатерину за оказанную милость. Отслужив литургию и благодарственный молебен, черноморцы, по запорожскому обычаю, долго палили из пушек и ружей. Потом пили за царское здоровье и гуляли, как, бывало, гуляли прежде в Сечи.

Благодарим императрицу, молимося Богу,

Що вона нам показала на Тамань дорогу.

- Почему раньше город Краснодар назывался Екатеринодаром?

Самостоятельная работа в группах с "исследовательскими листами" (см. приложение №2)

Текст о святой Екатерине.

Путешествие в прошлое Екатеринодара. (слайд № 21 )

Екатерина вторая - царица -
Матушкой в песне казачьей зовётся.
Здесь разрешила она поселиться
Преданным ей
Казакам - черноморцам.
И в благодарной кубанской столице
Высится памятник
Мудрой царице.

Ученик - историк.

В 18 веке нашей эры императрица Екатерина Великая, заключила мир с казаками для защиты южных рубежей от набегов врагов. Этот договор был подписан в 1793 году, в котором указывалось, что императрица отдаёт казакам большую часть своих владений. На этой земле, по договору, казаки должны были построить город, который стал бы центром на Юге и назван по имени Императрицы. (слайд № 23 - 25)

Захарий Алексеевич остановил свой выбор на Карасунском Куте. Это было выгодное в стратегическом отношении место. Полуостров, образованный крутой излучиной Кубани и впадавшим в нее Карасуном, как нельзя лучше подходил для пограничного поселения. С юга и с запада его защищала Кубань, с востока Карасун. Высокий правый кубанский берег господствовал над левым. К тому же Кут находился примерно в центре пограничной линии. (слайд № 26)

Население города росло очень медленно. Это объяснялось не только постоянной военной опасностью, угрожавшей пограничному городу, но и запрещением селиться в нем лицам, не принадлежавшим к казачьему сословию. Многие десятилетия Екатеринодар напоминал глухую станицу. (слайд № 27 - 28)

Являясь центром казачьего войска, Екатеринодар долгие годы был войсковым городом и крепостью. С северной стороны высился земляной вал, насыпанный в границах нынешней улицы К. Цеткин. На улицу Красную выходили крепостные ворота, которые на ночь запирались. От современной улицы Тельмана и дальше, по правому берегу реки, через казачьи кордоны, шла накатанная военная дорога <Ставропольский шлях>. (слайд № 29 - 32)

27 августа 1758 года в городе был заложен каменный двухэтажный четырехпрестольный храм во имя святой великомученицы Екатерины. Его трехъярусная колокольня имела высоту 55,5 м. На ней располагалось 9 колоколов, из которых самый большой весил почти 14 тонн. В главном приделе собора находился девятиярусный золоченый иконостас, содержавший 69 икон. (слайд № 33 - 41)

Самостоятельная работа в группах с "исследовательскими листами".

Текст о дарении императрицей Екатериной II земли южных рубежей казакам.

- Как вы теперь ответите, почему город казаками был назван Екатеринодар?

- Какие памятные места, связанны с именем этой великой правительницы?

Путешествие в настоящее Краснодара.. (слайд № 42 - 46 )

Столица юга - город Краснодар
Приезжим казакам царицы дар.
Ты здесь живешь, ты города избранец,
Беречь его ты должен, маленький кубанец

Город занимает выгодное экономико-географическое положение в Северо-Кавказском экономическом регионе, расположен на важнейших транспортных магистралях, связывающих центр России с портами Черного и Азовского морей, а также курортами черноморского побережья Кавказа. В Юго-восточной части Краснодара расположено Кубанское водохранилище, построенное в 1973 году для обеспечения выполнения производственных и мелиоративных мероприятий.

Краснодар является крупным транспортным узлом юга России. Его территорию пересекают четыре направления железных дорог, две автодороги федерального значения, имеются аэропорт и речной грузовой порт.

- Как изменился нынешний Краснодар?

- Какие памятные места, связанные с именем Екатерины Великой есть в современном городе?

Отгадывание названий улиц Краснодара. ( ребусы, см. приложение №4)

4. Рефлексия

- Закончите предложения:

  • Чему я научился на уроке::::::..
  • Что мне этот урок дал для жизни:::::
  • Привлек меня тем:::..
  • Показался интересным:::..
  • Заставил задуматься::::

5. Итог урока:

И мало только гордиться этим. Славу "жемчужины" надо поддерживать. Это наша общая обязанность, Дань уважения тем, кто создавал эту славу.

6. Домашнее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Что ты можешь сделать сейчас для того, чтобы в будущем внести свой вклад в процветание Кубани и России?"