Цели:
- Образовательные:
Тип урока: комплексное применение знаний
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению)
|
||
хорошее | среднее | плохое |
- Мотивация и сообщение темы и цели урока.
- Основная часть урока
Учитель: Начнем мы сегодня наш урок с отгадывания ребуса
На плакате появляется ребус
Ученики: Дробь
Учитель: Правильно, ребята, это слово дробь. Вы знаете, что дроби применяются при решении различных типов задач. Я прочитаю вам стихотворения, а вы догадаетесь, какие типы задач, с использованием дроби, мы сегодня будем решать.
Дробь от числа хотим найти
Не надо никого тревожить
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Стихотворение крепится на доске.
Ученики: Задачи на нахождение дроби от числа.
Учитель: Верно.
Если вы должны найти
Число по его дроби
То на дробь вы поделите
Значенье этой дроби.
Стихотворение также крепится на доске.
Ученики: Задачи на нахождение числа по его дроби.
Учитель: Правильно, ребята. Мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби, используя отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”
Учитель начинает читать отрывок из поэмы.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый;
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
На этом этапе чтение прерывается.
Учитель: С каким первым героем мы встречаемся?
Ученик: Кот ученый.
Учитель: И первое задание связано с ним.
Учащимся предлагается решить задачу.
Задача: Кот ученый, прохаживаясь по цепи, “говорил” 36 сказок, а песен “заводил” от рассказанных сказок, и количество песен составляет количества прибауток. Сколько песен и прибауток мог спеть кот?
После проверки решения и ответа к задаче, начинаем читать отрывок дальше.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Следующее задание связано со СЛЕДАМИ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ. В нашем лесу очень много невиданных зверей, а вот сколько -неизвестно. И наша задача состоит в том, чтобы сосчитать количество этих зверей. Я предлагаю решить следующие задачи по вариантам (Приложение № 1). Ученики записывают только одни ответы. Затем меняются тетрадями, и проверяют тетрадь своего соседа по парте. (Ответы записаны на доске, оценивание, где задание).
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон и дверей,
Там лес и дол виденья полны….
На этом этапе предлагается решить задачу на проценты.
Задача: В дремучем лесу 40% всех деревьев составляют дедушки дубы, 25 % всех деревьев – бабушки ивы, а 700 деревьев – колючки ели. Сколько всего деревьев в дремучем лесу?
После проверки задачи продолжаем читать дальше.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Учитель: В поэме “Руслан и Людмила” у витязей нет имен, а вот у других героев есть имена, и эти имена не совсем обычные и привычные для нашей жизни. Сейчас мы узнаем, имя одного из соперников Руслана, который также хотел жениться на Людмиле. Для этого я предлагаю решить следующие задачи. (Приложение № 2)
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит….
На этом этапе предлагается решить задачу на части с процентами. (Эту задачу удобнее решать с помощью уравнения). Задача оформляется на доске.
Задача: Тужит в темнице ЦАРЕВНА и слезы горючие льет: по 0,325 кг ежечасно. А соль в тех слезах составляет 30% от массы воды. Сколько граммов воды и сколько граммов соли содержится в слезах царевны, выплаканных за 1 час?
Там ступа с Бабою Ягой
Идет бредет сама собой;
Там царей Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
Н а этом этапе предлагается учащимся ответить на вопрс6 сколько золота у Кощея? Ученикам предлагается задание на числовые закономерности. На каждую таблицу свой вопрос.
- Сколько алмазов у Кащея?
4 | * | |||||||
8 | 3 | 6 | 1 | 13 | 4 | 6 | 5 |
Ответ: (8+3)-(6+1)=4, тогда (13+4)-(6+5)=6
- Сколько серебра у Кащея?
7 | 10 | 13 |
22 | * | 30 |
4 | 9 | ** |
Ответ:
1 строка: +3
2 строка: +4
3строка: +5
Тогда * =26, ** = 14.
- Сколько сундуков с драгоценными камнями у Кащея?
17 | * | |||||
13 | 16 | 12 | 5 | 11 | 4 |
Ответ: (13 +16)-12 =17, тогда * = (5+11)-4=12
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говори.
- Подведение урока
- Выставление оценок
- Какие типы задач на уроке мы сегодня решали?
- Задание на дом
Домашнее задание творческое: каждому ученику нужно составить по одной задаче каждого типа.
- Этап рефлексии
Учитель: У каждого из вас на столе карточки (зеленая, синяя, розовая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
- Карточка зеленого цвета обозначает: