Тип урока: комплексное применение знаний
Цели урока:
- Образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся в решении трёх типов задач на части: нахождение дроби от числа, числа по его дроби и какую часть составляет одно от другого; в сравнении дробей; в сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями.
- Развивающие: способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти.
- Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету через использование этнокультурного русского компонента
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем отрабатывать материал по вышеуказанной теме. Урок у нас будет необычный. Он посвящён нашему родному городу – Москве.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва.
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
- Устная работа.
Впервые Москва упоминается в летописи под 1147 годом и связано это с именем суздальского князя, которого считают её основателем. Назовите имя этого человека. Вы уже готовы ответить?
Проверьте себя: для этого сравните числа и выберете схему, которая соответствует расставленным знакам неравенств.
- < < = > > < Пётр
- < > = < > < Юрий Долгорукий
- = > < = > < Иван Калита
(Схема под номером 2) соответствует расставленным знакам неравенств; Юрий Долгорукий является основателем Москвы)
В.Маяковский писал: “Начинается Москва, как известно, от Кремля ”.
Кремль-это именно то место, откуда началась Москва. Расположен он в центре города на живописном Боровицком холме.
Задача: Современный Кремль имеет площадь около 27 га, а площадь деревянного Кремля, построенного при Юрии Долгоруком, составляла площади современного Кремля. Какова же была площадь Кремля, возведённого при Юрии Долгоруком. (27:3*1=9(га)). А сколько это составляет квадратных метров? (90000 квадратных метров).
Схема роста укреплений на Боровицком холме
Первоначально Кремль был сооружён из дерева, т.е. постройки и стены были деревянными. После пожара стали строить каменные стены. И Кремль стал каменным.
При каком московском князе кремлёвские стены были впервые возведены из камня? Выполните следующее задание и используйте для ответа на вопрос таблицу.
Выразите:
- 27 минут в часах;
- 5 сантиметров в дециметрах;
- 9 граммов в килограммах;
- 16 копеек в рублях;
- 28 килограммов в центнерах;
- суток в часах;
- метра в сантиметрах.
К | Д | Н | О | С | Й | О |
40 | 16 |
(В таблице зашифрован князь Дмитрий Донской)
И из города Коломны
На Москву возы ползут:
Для Кремля с каменоломни
Возит камень русский люд.
И былой стене на смену
Строит каменную стену
Небывалой красоты
Внук Ивана Калиты.
Задача. Протяжённость стен Кремля более 2 км. Он надёжно укреплён башнями. Сколько их, если известно, что 3 открыты для проезда и они составляют лишь всех имеющихся башен. (3:3*20=20(башен)).
Двадцать статных, грозных башен
Простояли пять веков.
Никакой им враг не страшен,
Сколько б ни было врагов!
Сохранились эти стены,
До сих пор они стоят-
Неприступны, неизменны,
Как и пять веков назад.
- Комментированные упражнения.
Узнать, какие 3 башни открыты и проникнуть через их ворота на территорию Кремля возможно, если подобрать ключи к трём замкам: (Под замками “скрыты” названия башен: Троицкая, Спасская, Боровицкая. В процессе выполнения заданий ученики “открывают” замки, перечисляют эти башни и получают оценки).
А для этого нужно выполнить упражнения:
- Найдите значение выражения:
Правильный ответ:
Дополнительные вопросы отвечающему ученику:
- составить задачу на нахождение числа по заданной величине его дроби;
- при каком x верно равенство: (х=7)
(“Открывается” замок, под которым была “скрыта” Боровицкая башня).
- Решите уравнение: . (Правильный ответ:)
Дополнительные вопросы отвечающему ученику:
- составить задачу на нахождение дроби от числа;
- при каких натуральных значениях n дробь будет правильной? (n= 3;4; 5;6)
(“Открывается” замок, под которым была “скрыта” Спасская башня).
Спасская башня является самой главной и красивой. На ней установлены Кремлёвские куранты.
А вот и первые часы-
Куранты башни Спасской,
Огромный жёрнов для красы
Окрашен синей краской.
Скрипит тяжёлый циферблат-
Вращается тарелка,
И цифры золотом горят
Под неподвижной стрелкой.
- Решите задачу:
Длина минутной стрелки курантов 328 см . Высота цифр на циферблате составляет от длины минутной стрелки. На сколько длина минутной стрелки больше высоты цифр на циферблате?
1) 328:41*9=72(см)-высота
цифр на циферблате
2) 328-72=256 (см).
Дополнительный вопрос отвечающему ученику: Диаметр часов на Спасской башне 6 м 12 см. Найти радиус.
(“Открывается” замок, под которым была “скрыта” Троицкая башня).
Ну, что ж. Мы достигли своей цели. Ворота на территорию Кремля для нас открыты. В следующий раз мы совершим экскурсию по Кремлю.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Литература:
- Б.С.Перли, С.С.Перли “ Москва и её жители”- М.: Новая школа,1997.
- В.Волина “Моя Москва”- С.-П.: Дидактика Плюс,1998.
- Н.Кончаловская “Наша древняя столица”- М.: Детгиз,1962.
- Московия.Учеб.пособие для уч. нач.кл.В 3 кн. Кн.1.-М.: Просвещение,1998.