Цель: обеспечить практическое применение знаний учащихся о несловесных средствах общения для воспитания речевой культуры, являющейся частью общей культуры.
Задачи:
- обобщить сведения о несловесных средствах общения (мимика, жесты, поза).
- сформировать умение правильно использовать несловесные средства общения в соответствии со стилем.
- сформировать у детей направленность на взаимопонимание, уважение к личности и взглядам других людей, сотрудничество и конструктивный диалог.
Оборудование: Фонограмма “Малыш в лесу”, компьютер, мульмедийная техника, словарь Ожегова, учебник риторики Т.А. Ладыженская, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
Вид урока: урок обобщения полученных знаний
Ход урока
- Организационный момент.
Звучит музыка. Показ слайдов о лесе.
- Расправьте плечи, выпрямите спины, поднимите головы, глубоко вздохните, выдохните, поверните головы и поздоровайтесь с гостями.
- Повторение пройденного материала.
Осмысление и обсуждение пословиц.
- Важно не только, что сказал, но и как сказал.
- То же слово , да не так бы молвить.
- Новый материал.
- А слышали ли вы, что можно разговаривать без слов? При помощи чего? Мимика и жесты. (Выражение лица, рук).
- Движение мышц лица – мимика.
- Движение рук, пальцев – жесты.
- Поза – язык телодвижений.
- Чтение по словарю Ожегова.
- Мимика и жесты помогают нам полнее выразить свою мысль, иногда они способны заменить собой целые слова.
- Работа по учебнику стр.41
- “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
- “Сказка о золотом петушке”,
- “Бременские музыканты”.
- Обратите внимание на мимику, жесты, позу, взгляды (грустный, сочувствующий, доброжелательный, гневный, злой, просящий)
Физминутка
- Игра “Пойми меня” стр.57
- Для чего мы использовали сейчас мимику и жесты? (Чтобы лучше передать свои чувства, отношения к происходящему).
- Посмотрите на доску и догадайтесь, что при помощи мимики лица хотят сказать дети.
- Творческое задание.
- Не только мимикой и жестами можно выразить свое отношение к происходящему, но и при помощи тела или позы.
Игра “Догадайся, о чем я хотел сказать?” (Задания на карточках)
- Итог урока.
- Итак, что же кроме слов нам помогает общаться, лучше выражать свои мысли и
чувства? (Мимика и жесты).
- И я выражу свое настроение к вам (улыбка, рука прижата к сердцу, поклон
головы).
Сегодня на уроке:
- Я научился…
- Мне было интересно…
- Мне понравилось…