Использование сопроводительного материала при самостоятельном изучении темы "Русская равнина" в 8-м классе

Разделы: География


Проблема управления учебной деятельностью школьников является актуальной проблемой современного образования. Многие специалисты, которые занимаются исследованием процесса обучения, отмечают его недостаточную управляемость. “Управляемым можно считать такое обучение, при котором контролируется каждый шаг в продвижении каждого ребенка, когда учитель непрерывно получает информацию о том, что каждый ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями, в частности, умениями мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), а также как развиваются творческие и познавательные способности”[1]. Отсюда следует, что необходимым условием повышения эффективности управления процессом обучения является организация учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей. Такой учет возможен в ходе дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения.

В своей практике я применяю различные формы и методы дифференцированного подхода к учащимся на уроках географии (если, конечно, в этом есть необходимость). Одной из таких форм является применение при самостоятельном изучении нового материала карточек – инструкций, вопросы и задания которых различаются по уровню сложности.

Вашему вниманию представляю разработанные мною подобные карточки или вернее назвать сопроводительный материал (так как он рассчитан на целый блок уроков) для самостоятельного изучения учащимися темы “Русская равнина” в 8 – ом классе. Обучение проходит по учебнику “География: природа России” под редакцией Э.М.Раковская.

С этой темы начинается изучение региональной части природы России. Поэтому насколько успешно каждый учащийся справится с данной работой, настолько стоит рассчитывать на понимание, заинтересованность, желание работать, проявить себя и при изучении других природных районов.

Необходимое условие применения подобной формы работы – наличие всех трех временных типологических групп учащихся (слабоуспевающие, для которых предназначен первый уровень заданий; среднеуспевающие, для которых предназначен второй уровень заданий; высокоуспевающие, для них предназначен третий уровень заданий). В основе выделения таких групп лежат результаты текущего, итогового контроля над усвоенностью предыдущего программного раздела “Общая характеристика природы России”.

Перед началом работы учащиеся получают четкую инструкцию по предстоящей деятельности, ее оцениванию. Обязательно нужно тактично разъяснить ребятам распределение заданий по уровням. В моей практике были случаи, когда некоторые ученики (в основном слабоуспевающие) были не согласны с полученным уровнем заданий и просили более сложный. Желание их необходимо учитывать и приветствовать. Но, как показывает опыт, ознакомившись с полученным материалом, они отказывались от него и брали раннее предложенный.

Учитель во время уроков контролирует темп работы учащихся, консультирует, оценивает результат деятельности учащихся.

Исходя из тематического планирования по курсу географии в 8-м классе на тему “Русская равнина” отводится 4 часа. По итогам изучения материала, по данной теме обучающиеся получают отметки:

  1. за теоретические знания,
  2. за практическую работу на контурной карте,
  3. за умение находить и показывать природные объекты Русской равнины,
  4. за творческую работу, которая выполняется в урочное или во внеурочное время.

Следует отметить, что обучающиеся вправе сами определять содержание домашнего задания, если вообще есть в нем необходимость.

Интереснее и быстрее всего работать ребятам в паре или в группе (но не более трех человек). Так как оценивание теоретических знаний я провожу устно в форме вузовского зачета, то и сдавать его учащиеся могут также парой или группой.

Учащихся, которые раньше времени справятся с работой и получат отметки, можно привлечь к деятельности в виде консультантов. Конечным пунктом данной работы является просмотр фильма о природе Русской равнины и проведение рефлексии. Успешный итог проведения уроков в подобной форме будет зависеть от того насколько учитель грамотно построит их организацию.

Кратко схему процесса обучения как системы по данной теме можно представить следующим образом.

Вопросы и задания для самостоятельного изучения темы “Русская равнина”

(Первый уровень)

  1. Нанесите на контурную карту границы Русской равнины. Подпишите названия крупных природных районов, с которыми она граничит (используйте рис.71 учебника), и моря, омывающие ее. Почему данная равнина называется также Восточно-Европейской?
  2. Всю земную кору можно разделить на следующие тектонические структуры: платформы и складчатые области (вспомните эти понятия). По карте атласа на стр.16 определите, какая тектоническая структура лежит в основании Русской равнины.
  3. Что такое рельеф? Какими формами представлен рельеф данной территории? Покажите их на физической карте. Определите наименьшую и наибольшую высоту Русской равнины над уровнем моря.
  4. Можно ли утверждать, что полезные ископаемые Русской равнины разнообразные? Ответ обоснуйте (за основу возьмите выделение групп полезных ископаемых по происхождению). Перечислите полезные ископаемые, которые имеются в недрах Русской равнины (стр.16 атласа).
  5. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых Русской равнины.
  6. В каких климатических поясах расположена Русская равнина (стр.96-97 учебника либо стр.17 атласа)? Для данной территории характерны субарктический и умеренно-континентальный типы климата. Какой из них преобладает?
  7. Нанесите на контурную карту изотермы января и июля в пределах Русской равнины. В каком направлении изменяются температуры января и июля?
  8. Какая равнина наиболее влажная, а какая наиболее сухая? Почему?
  9. На контурной карте подпишите названия рек, относящихся к бассейну Северного Ледовитого океана, синим цветом, к бассейну Атлантического океана – зеленым, к бассейну внутреннего стока – черным. Каковы основные типы питания рек Русской равнины?
  10. На контурной карте подпишите следующие озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень. Какое озеро является самым большим? В какой временной период оно полностью замерзает, а когда вскрывается от льда?
  11. К самым плодородным почвам России относятся черноземы. Имеются ли такие почвы в пределах рассматриваемой территории? Если да, то выделите эту часть территории штриховкой.
  12. На контурной карте проведите границы природных зон Русской равнины. Обозначьте эти зоны римскими цифрами и сделайте сноску в графу “Условные знаки”. Определите, какая часть территории обладает более полным набором природных зон, западная или восточная. Почему?
  13. Русская равнина богата природными ресурсами (перечислите их), которые интенсивно использует человек. Подумайте и выделите отрицательные воздействие, последствия этой деятельности в отношении к каждому природному компоненту.
  14. Выполнение творческой работы (по выбору учащегося).
  • Составить кроссворд “Русская равнина” (не менее 15 слов).
  • Выполнить реферат “Они занесены в Красную книгу” (обязательно придерживайтесь требований, которые предъявляются к написанию реферата).

Перечень природных объектов Русской равнины, которые необходимо уметь показывать на физической карте.

  • Полуострова: Канин, Кольский.
  • Реки: Волга, Днепр, Дон, Западная Двина, Северная Двина, Кама, Нева, Ока, Печера.
  • Озера: Ильмень, Ладожское, Онежское, Чудское.
  • Возвышенности: Валдайская, Приволжская, Северные Увалы, Смоленско-Московская, Среднерусская, Тиманский кряж.
  • Низменности: Прикаспийская.
  • Горы: Хибины.
  • Водохранилища: Рыбинское, Саратовское.
  • Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, им.Москвы.

Вопросы и задания для самостоятельного изучения темы “Русская равнина”

(Второй уровень)

  1. Дайте характеристику физико-географическому положению Русской равнины (план характеристики см. Приложение 1). Нанесите на контурную карту границы Русской равнины. Подпишите названия крупных природных районов, с которыми она граничит, и моря, омывающие ее. Почему данная равнина называется также Восточно-Европейской?
  2. Какая тектоническая структура лежит в основании Русской равнины? Каков характер рельефа? Объясните происхождение его форм? (см. Приложение 1) Проследите положение этих форм на физической карте.
  3. Определите по картам и нанесите на контурную карту месторождения следующих полезных ископаемых:
железная руда  Курская магнитная аномалия (Какова характерная особенность этих руд?)
уголь Донского, Печерского, Подмосковного бассейнов
нефть, газ Волго-Уральского, Прикаспийского, Тимано-Печерского бассейнов
апатиты  ?
поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон. (Какова их особенность?)
  1. Выделите особенности климата Русской равнины по следующим критериям: климатические пояса, тип климата, степень континентальности, проникающие воздушные массы и преобладающие из них в течении года, количество осадков и их распределение по территории, увлажнение.
  2. Нанесите на контурную карту изотермы января и июля в пределах Русской равнины. В каком направлении изменяются температуры января и июля?
  3. Чем отличаются реки северной части равнины от рек южной части?
  4. На контурной карте подпишите названия основных рек и озер Русской равнины. Каково происхождение озер?
  5. Москву называют портом пяти морей. Каких? Доказательство этому приведите на контурной карте.
  6. Имеются ли плодородные почвы в пределах Русской равнины? Если да, то выделите эту часть территории штриховкой.
  7. В каких природных зонах расположена Русская равнина? Проследите по карте (Какой?), в каком направлении происходит смена природных зон. Почему зона тундры и лесотундры расширяется на востоке? Каков состав лесов Русской равнины? Почему зона смешанных и широколиственных лесов выклинивается к востоку? Что такое моренные равнины, полесья? Дайте характеристику степной зоне.
  8. На контурной карте проведите границы природных зон Русской равнины. Обозначьте эти зоны римскими цифрами и сделайте сноску в графу “Условные знаки”.
  9. Проведите классификацию природных ресурсов равнины. Каково влияние деятельности человека на природу Русской равнины?
  10. Выполнение творческой работы (по выбору учащегося).
  • Составить тест по теме “Русская равнина” (не менее 10 вопросов).
  • Выполнить реферат “Уникумы Русской равнины” (обязательно придерживайтесь требований, которые предъявляются к написанию реферата).

Перечень природных объектов Русской равнины, которые необходимо уметь показывать на физической карте.

  • Полуострова: Канин, Кольский.
  • Реки: Волга, Днепр, Дон, Западная Двина, Северная Двина, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печера, Свирь.
  • Озера: Ильмень, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское.
  • Возвышенности: Валдайская, Общего Сырта, Приволжская, Северные Увалы, Смоленско-Московская, Среднерусская, Тиманский кряж.
  • Низменности: Прикаспийская.
  • Горы: Хибины.
  • Водохранилища: Рыбинское, Куйбышевское, Саратовское.
  • Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, им.Москвы.

Вопросы и задания для самостоятельного изучения темы “Русская равнина”

(Третий уровень)

  1. Дайте характеристику физико-географическому положению Русской равнины. Нанесите на контурную карту границы Русской равнины. Подпишите названия крупных природных районов, с которыми она граничит, и моря, омывающие ее. Почему данная равнина называется также Восточно-Европейской?
  2. Как происходило геологическое развитие Русской равнины? (см. Приложение 2)
  3. Каков характер рельефа территории? Чем это обусловлено? Заполните таблицу “Формы рельефа Русской равнины”
Формы рельефа Происхождение Полезные ископаемые
     
  1. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых Русской равнины.
  2. Какие факторы влияют на формирование климата Русской равнины? Как изменяется климат с севера на юг и с запада на восток? Каковы основные его показатели? Назовите, на ваш взгляд, наиболее благоприятную часть территории для проживания человека . Ответ обоснуйте.
  3. Чем и почему отличаются реки северной части равнины от рек южной части? Главная река Русской равнины? Дайте ей характеристику.
  4. На контурной карте подпишите названия рек равнины.
  5. Москву называют портом пяти морей. Каких? Доказательство этому приведите на контурной карте.
  6. Найдите и назовите озера Русской равнины. Каково их происхождение? Каково назначение водохранилищ? Найдите и назовите крупные водохранилища. На каких реках они сооружены?
  7. Как сменяют друг друга почвы разных типов в пределах Русской равнины с севера на юг? Какой из этих типов занимает наибольшую площадь? Почему?
  8. Имеются ли плодородные почвы на рассматриваемой территории? Если да, то выделите штриховкой на контурной карте их распространение.
  9. На контурной карте проведите границы природных зон Русской равнины. Обозначьте эти зоны римскими цифрами и сделайте сноску в графу “Условные знаки”.
  10. Определите, в каких пределах изменяются в тайге, в зоне смешанных и широколиственных лесов следующие климатические показатели: коэффициент увлажнения, средние температуры января и июля, годовое количество осадков. По каким из этих показателей различия двух лесных зон особенно заметны? Как это отражается на составе лесов? Определите, в каких пределах изменяется коэффициент увлажнения в лесостепной зоне. Как вы думаете, на возвышенностях или низменностях в этой зоне больше лесов? Почему? Чему равен коэффициент увлажнения близ северной границы полупустыни? Могут ли в полупустыни расти деревья? Если да, то в каких условиях? Если нет, то почему?
  11. Дайте оценку природным ресурсам Русской равнины, а также оценку их использования.
  12. Выполнение творческой работы. Сочинение “Завтрашний день Русской равнины”

Перечень природных объектов Русской равнины, которые необходимо уметь показывать на физической карте.

  • Полуострова: Канин, Кольский.
  • Реки: Волга, Днепр, Дон, Западная Двина, Северная Двина, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печера, Свирь.
  • Озера: Ильмень, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское.
  • Возвышенности: Валдайская, Общего Сырта, Приволжская, Северные Увалы, Смоленско-Московская, Среднерусская, Тиманский кряж.
  • Низменности: Прикаспийская.
  • Горы: Хибины.
  • Водохранилища: Рыбинское, Куйбышевское, Саратовское, Чебоксарское
  • Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, им.Москвы.

Литература:

  1. Душина И.Д. Методика преподавания географии, М.,1996