Ознакомление младших школьников со сведениями литературоведческого характера

Разделы: Начальная школа


“При обучении чтению знания детей должны пополняться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров. Дети должны получить первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка” (“Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1.” Москва.“Просвещение” 2001 )

С этой целью в учебниках помещены справочные материалы. Так, для отличия литературных сказок от народных, для выявления их сходства – сообщается: “ Ты уже знаешь, что народные сказки обычно сохранялись в памяти народа, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ. Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора. Обычно автор использует в качестве образца народную сказку, но привносит в неё что-то своё, мы как бы за текстом сказки видим конкретного рассказчика. А он, как любой человек, может симпатизировать одним героям, подсмеиваясь над другими, хмуриться, когда речь идёт о чём-то печальном”.

Для углубления понимания таких теоретических сведений, для осознания основной мысли прочитанного, необходима образная конкретизация. Привожу её пример на материале сказок А.С. Пушкина.

Сказка Арины Родионовны, записанная Пушкиным:

“Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого раза родит тридцать три сына. Царь женился на меньшей…” (из книги “Вся жизнь – один чудесный миг” Сергеев М., Москва “Молодая гвардия”, 1969)

А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”:

“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
Говорит одна сестрица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна”.
“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.

Сказка Арины Родионовны, записанная А.С. Пушкиным:

“Ах!- говорит царь,- поеду посмотреть это чудо”. “Что за чудо,- говорит мачеха,- вот что чудо: У моря лукоморья стоит дуб, и на том дубу золоты цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт- песни поёт”. Царевич прилетел домой и, с благословления матери, перенёс перед дворец чудный дуб”.

А.С. Пушкин. “Руслан и Людмила”:

“У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит.”

Сказка Арины Родионовны, записанная А.С. Пушкиным:

“Купец поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти к нему в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу. Купец радёхонек, а купчиха говорит: “Каков щёлк будет”. Балда дюж и работящ, - но срок уж близок, и купец начинает беспокоиться…”

А.С. Пушкин. “Сказка о попе и работнике его Балде”:

“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу”.
Стал поп себе почёсывать лоб.
Щёлк ведь щёлку рознь,
Да понадеялся на русский авось.”

Иногда следует заострить внимание и на теме читаемого произведения. Предлагаю обратиться к уроку, где происходит знакомство со стихотворением А.С. Пушкина “Птичка”. Работа над поэтическими произведениями русской классики требует особой подготовки учителя к урокам. Во-первых, потому, что у младших школьников отсутствует ярко выраженный интерес к русской классической литературе. Это объясняется, очевидно, как тонкостью и глубиной изображения, так и далёкой исторической конкретностью.

Итак:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Светлый праздник весны – здесь: Благовещенье, праздник, отмечаемый 7 апреля.

Достаточно ли учащимся этого разъяснения, что бы понять тему стихотворения? Из опыта работы знаю, что – нет. Предлагаю подборку материала культурологического характера, который позволит отчасти решить эту задачу, а учителю – расширить собственные знания в области русских народных традиций и православных праздников.

В “Энциклопедии обрядов и обычаев” (составители Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л. С-П, “Респект”, 1966) сказано: “День Благовещенья – день начала весны, день “открытия земли”, пробуждения её ото сна, выхода из земли змей, лягушек, насекомых, пора прилёта птиц, пробуждения пчёл, медведей.

Весна зиму поборола.

Прежде в России в этот день соблюдали обряд “отпущения птиц на волю”.

После весенних тёплых дней марта случались и настоящие морозы. Ослабевшие от далёкого перелёта птицы валялись на полях и дорогах. Ребятишки заботливо разыскивали озябших птиц, приносили домой, отогревали, кормили, а в Благовещенье отпускали. Многие горожане специально покупали у ловцов птиц, что бы тут же выпустить их. Всякий считал своим долгом дать волю в этот день хоть одной птичке. Целые стаи освобождённых пернатых пленников поднимались в небо. Недаром была сложена поговорка: “Благовещенье – птиц на волю отпущенье”.

В этом же источнике даётся и объяснение названия праздника: “По церковному преданию, Мария с трёх лет воспитывалась при Иерусалимском храме. Достигнув совершеннолетия, она дала обет навсегда остаться девственницей. Тогда священники обручили её с 80-летним старцем, праведным Иосифом, и Мария, покинув Иерусалим, переселилась в Назарет в дом Иосифа..

О дальнейших событиях повествуется в Евангелии от Луки. К Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что у неё должен родиться сын, который будет чудесно зачат без нарушения её девственности, по действию Духа Святого.

В память об этой “благой вести” праздник и получил своё название.

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещенье первым праздником и корнем праздников. По народному поверью, это самый большой праздник на небесах и на земле. Грешников даже в аду не мучают.

Дату Благовещенья установили, отсчитав от даты рождения Христова девять месяцев вспять”. Об этом же празднике и обычае рассказано и в повести И.С. Шмелёва “Лето Господне”. (1 часть – “Праздники”, глава – “Благовещенье”):

“…Светло у меня на душе, покойно. Завтра праздник такой великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых, а как у турок”.

“…Благовещенье… и каждый должен обрадовать кого-то, а то праздник не в праздник будет. Кого ж обрадовать?”

“…Как говорится, завтра птица гнезда не вьёт, красна девка косы не плетёт!”

“…Солодовкин запускает руку под коленкор, а там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.

-Бери в руку. Держи – не мни..,- говорит строго. – Погоди, а знаешь стих – “Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда”? Так, молодец. А – “Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей”? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоёт, улетая. Пускай !

Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тёпленькое у меня в руке. Я разжимаю пальцы и слышу – пырхх… - но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже её целую и слышу, как пахнет курочкой.

И вот она упорхнула ввысь, вымахнула к сараю, села … - нет её! Мне дают ещё и ещё. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. Старый кучер Антип подходит, и ему даёт выпустить.

…Проходит Василь Василич, очень парадный, в сияющих сапогах – в калошах, грызёт подсолнушки. Достаёт серебряный гривенник и даёт Солодовкину: “Ну-ко, продай для воли!”

С темой стихотворения А.С. Пушкина перекликается и стихотворение Ф.Туманского:

“Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей;
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела улетая,
Как бы молилась за меня”.

Таким образом, пополняя знания детей сведениями литературоведческого характера, учитель будет обеспечивать и достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности. Ведь, если произведение не будет воспринято, понято детьми, оно не достигнет своей главной цели – воздействовать на их ум и душу, каким бы совершенным в художественном отношении оно не было.