Цель:
- Продолжить работу по теме: “Поэзия 19 века”, познакомить со стихотворением В.Г. Бенедиктова “Москва”.
- Формировать целостное представление о слове, живописи, музыке, развитие интереса к поэзии, устной и письменной речи.
- Отрабатывать навыки выразительного чтения. Работа над лексическим значением слова.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ, пробуждать в каждом ученике чувственное восприятие мира, раскрывать свои лучшие душевные качества.
- Развивать мышление, прививать интерес к литературе.
Оборудование:
- Грамзапись оперы “Жизнь за царя” Глинки,
- экран,
- документальный фильм “Москва”,
- открытки с видами С.-Петербурга, Липецка,
- компьютер со словарём и викториной о Москве,
- словари, рисунки к стихотворению К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин”.
Ход урока
- Организационный момент.
- Правила посадки за партой.
- Я искренне надеюсь, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете многое понять и увидеть в самих себя. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине и о русском народе.
- Проверка домашнего задания.
Дети показывают иллюстрации к стихотворению “Иван Сусанин” К.Ф. Рылеева и читают отрывки к этому эпизоду. Учитель обобщает и выставляет оценки. Учитель музыки рассказывает о создании оперы “Иван Сусанин” (2 мин.), звучат отрывки.
- Постановка цели. Актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжим разговор о поэзии 19 века. Познакомимся со стихотворением В.Г. Бенедиктова “Москва”. Найдём главную мысль, научимся читать его выразительно, узнаем много нового о столице нашей Родины - Москве.
-Давайте проверим, а что вы знаете о Москве. Сядьте за компьютеры…
Викторина о Москве.
- На скольких холмах стоит Москва?
- В каком году Москва впервые упоминается в летописи?
- Какая площадь в Москве самая древняя?
- При каком царе стены Кремля стали кирпичными?
- Сколько башен у Кремля?
- Кто отлил царь-пушку?
- Как называется музей в Лаврушинском переулке?
(Компьютер выставляет оценки.)
- Физкультминутка.
-Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. Мы посидели за компьютером. Глазкам надо отдохнуть. Следите за указкой по плакату.
- Образ столицы раскрывали в своих произведениях композиторы, художники и писатели… Послушайте стихотворение Бенедиктова “Москва”. Почувствовать атмосферу того времени помогут кадры фильма о старой Москве.
- Работа над новым материалом.
На экране - фильм о Москве. Учитель читает стихотворение с двумя подготовленными учениками. Обмен впечатлениями.
-Какие строки запали вам в сердце? Наиболее запомнились?
- Краткое слово учителя о биографии В.Г. Бенедиктова.
Бенедиктов Владимир Григорьевич родился 15.11.1807 года в Петербурге, поэт, переводчик. Родился в семье чиновника, вскоре переехавшей в Петрозаводск, где отец получил место советника губернского правления. Учился в Олонецкой губернской гимназии, затем в кадетском корпусе. Участвовал в военных действиях, награжден медалью за отвагу. Однако военную службу оставил. В начале литературной деятельности имел большой успех…
- Самостоятельное чтение стихотворения с целью - объяснения непонятных слов и выражений и дальнейшей работы над содержанием произведения.
А поможет вам словарь. Самостоятельная работа.
(Словарь - на экране)
- далече – далеко
- златовенчанна – купола церквей покрыты золотом
- очи – глаза
- по скатам – дороги поднимаются то вверх, то вниз, т. к. Москва стоит на 7 холмах
- исполинов – великанов
- о стяжении – (здесь) умении украсить Москву, сделать её богаче, краше
- сердце ретивое – сердце забилось, забилось быстро, радостно при виде родной Москвы, заволновалось
-С каким чувством поэт говорит о Москве?
-Из каких строчек это видно? Прочитайте.
-О каком городе ещё говорится в стихотворении?
-Перечитайте строки, посвящённые Петербургу.
-Как поэт говорит о Петербурге?
-Как о Москве?
-Прочитайте строки, которые вам понравились больше всего.
-Какие краски создают стихотворение?
-О каком костре, огне, пепле говорит В.Г.Бенедиктов? И почему поэт сравнивает
Москву с Фениксом?
- Краткий рассказ об истории Кремля с показом исторических кадров и о птице Феникс.
(Красников Денис.) 1 минута.
-Какие чувства и мысли надо передать при чтении? Подготовьтесь к выразительному чтению.
- Выразительное чтение произведения.
-Чему учит это стихотворение?
-Читаем в словаре объяснение слова патриотизм.
На экране появляются слова Родина, Отчизна, Отечество, патриотизм.
-Наша Родина- это огромные просторы. Столица нашей Отчизны – прекрасная Москва. Наше отечество - это и наш любимый Липецк, и его люди, и ты, и я.
- Итог урока.
-Как вы относитесь к своему городу?
-В чём, в каких делах и поступках выражается ваша любовь к родному городу?
-Я хочу познакомить вас со своими учениками, о которых можно сказать, что они
выполняют свой патриотический долг.
Читаю слова из писем моих учеников: Шкатова Кости, Рубис Демьяна, Ненахова Максима, в которых они говорят, что я могу спать спокойно, потому что они на посту. Показываю их фотографии в военной форме.
- Домашнее задание.
Выучить отрывок, сделать рисунок по желанию, выписать в тетрадь метафоры и олицетворения.