Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. (С.В. Ковалевская)
Цели урока:
- Развивать навыки арифметических действий с натуральными числами.
- Рассмотреть метод решения задач на части.
- Воспитывать внимание, трудолюбие, добросовестное отношение к учебе.
- Развивать речь учащихся, математическое мышление.
Оформление:
- Цветик-семицветик.
- Карточки с математическим лото.
- Карточки-тесты.
- Таблицы.
Ход урока
- Оргмомент
Сегодня, дети, у нас не простой урок, а урок-сказка. Вы видите на доске цветок. Это не простой цветок, а цветик – семицветик. Мне этот цветок подарила старушка-волшебница. Она сказала, что цветок не простой, он может исполнить все, что хочешь. Давайте посмотрим. Что же это за цветок? (Берет один лепесток). О, да на нем что-то написано:
Этот красный лепесток
Начинает наш урок.
Устный счет мы проведем
И рекорды все побьем.
Задание 1. Вычислите устно:
а) | б) | в) | г) | д) |
Задание 2. Какое число пропущено.
а)
б)
Задание 3. Восстановите цепочку вычислений:
а)
б)
Вдруг оранжевый лепесток
Улетает на восток.
С запада к нам возвращается,
И картинка получается.
Дети работают с математическим лото “Примеры на все действия с натуральными числами”. В карточке лото шесть чисел, одно контрольное (не зачеркивается). По открытому числу легко оценить ученика. Учащиеся выполняют все задания, зачеркивая соответственно равные ответы. Задания к карточкам лото заранее записываются на обратной стороне доски.
- Объяснение нового материала.
Желтый цвет – весьма приятный.
Лепесточек аккуратный.
Оторвем его мы дружно,
И узнаем все что нужно.
Объясняет учитель на доске с использованием плакатов, содержащих рисунки, дающие схематическое изображение условий задач.
Задача №426. Требуется смешать три части песка и две части цемента. Сколько цемента и песка в отдельности надо взять, чтобы получить 30 кг смеси?
Задача №427. Для компота купили 1800 г сухофруктов. Яблоки составляют 4 части, груши – 3 части и сливы – 2 части общего веса сухофруктов. Сколько граммов яблок, груш и слив было в отдельности?
- Решение упражнений на закрепление.
Зеленый лепесток,
Продолжает наш урок.
На доске мы порешаем
Без ошибок посчитаем.
Задачи решают ученики у доски вместе с учителем.
Задача №430. При помоле на каждые 3 части муки получается 1 часть отходов. Сколько смололи ржи, если муки получилось на 36 центнеров больше чем отходов?
Задача №431. Взяли 6 частей яблок, 5 частей груш и 3 части слив. Груш и слив вместе – 2 кг 400 г. Какова общая масса всех фруктов?
Голубой цветок – нежный лепесток.
Сейчас его мы оторвем,
И что написано – прочтем.
(Отрывает и читает)
Прояви старание – выполни тестовое задание. Детям раздаются карточки-тесты. Каждая карточка содержит два задания по ранее изученной теме и три задания по новой. Проведение тестов (с выбором ответа) – эффективный способ оперативного контроля знаний детей. Такая форма не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро.
- Домашнее задание.
Синий цвет мы оторвем,
Удивленье не снесем.
Тут уж новая забота –
Домашняя работа.
(Пункт 4.3. №428, №429).
- Итог урока.
Фиолетовый лепесток
Завершает наш урок.
Надо-надо нам ребята
Подвести сейчас итог.
Список литература:
- Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф “Математика 5”, М. 2004
- Издательство “Первое сентября”, “Я иду на урок математики: 5 класс”, 2000
- Беляева Э.С., Занина О.В. “Развитие интереса к математике” Воронеж 1995