Идея дифференцированного обучения является отнюдь не новой для нашей отечественной школы.
Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов, таких как: училища для ученых людей, которые готовили выпускников для поступления в университеты; военные училища; гражданские училища, выпускники этих школ работали в канцеляриях; купеческие училища и т.д. Основными предметами в этих школах являлись математика и геометрия. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.
Основанием дифференциации являются не только потребности общества, но и индивидуальные особенности, интересы школьников. Опыт работы показывает, что в каждом классе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету. Есть ученики, которые отстают в умственном развитии от своих сверстников, есть ученики повнимательнее на уроках, некоторые пропускают большое количество уроков по болезни. А есть ребята, которые мгновенно схватывают материал. Многим математика нужна только для того, чтобы окончить школу, и потом они не занимаются ей, потому такие ученики ограничиваются обязательным уровнем подготовки, так называемым “стандартом”. Другие, в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких результатов. Поэтому я и поставила перед собой проблему дифференцированного обучения учащихся.
Дифференцированная форма деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Дифференцированное задание - это задание, построенное с учетом особенностей типологической группы учащихся, т.е. группы, объединенной одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения. Как показывает опыт, реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы учащихся:
- Первая группа – это учащиеся, знающие “сверх программы”;
- Вторая группа – это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений;
- Третья группа – с минимальным уровнем знаний и умений;
- Четвертая группа – это группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня.
Количество учащихся в каждой группе может варьировать. Из первой группы можно перейти во вторую или в третью, а может даже и в четвертую. Такой переход обусловлен целым рядом объективных и субъективных причин. Может осуществиться и обратный переход из четвертой в третью или вторую. Для каждой группы учащихся разрабатываются задания, которые позволяют детям показать свои знания и умения. Необходимость организации такой работы на уроке математики следует из требований развивающегося характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимально его развития.
Дифференцированный подход осуществляется на определенных этапах урока. На этапе введения нового понятия, т.е. при изучении нового материала, работаю со всем классом без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Задания на группы получают различные по содержанию, и по форме подачи. В каждой группе задания начинаются с простейших и располагаются по возрастающей. Например: на этапе изучения темы “Произведение суммы и разности двух одночленов” (7-й класс). На этапе закрепления и формирования умений по теме “Степень с натуральным показателем” (8-й класс). На этапе проверки знаний и умений по теме “Квадратичная функция” (9-й класс). Домашняя работа по теме “Положительные и отрицательные числа” (6-й класс).
С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие цели:
С учащимися первой и второй групп:
- Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
- Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.
- Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
- Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися третьей группы:
- Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
- Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике.
- Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.
- Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися четвертой группы:
- Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
- Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
- Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.
- Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Все игровые моменты, занимательные задачи, которые я использую в своей работе, я оформила в специальную папку, и в любой момент ей могу воспользоваться. Контрольные работы 4 вариантов, в которые входят задания обязательного уровня и повышенной сложности.
Предыдущие годы в ходе дифференцированного обучения математике, я очень часто использовала тетради с печатной основой. Учащимся очень нравилось работать в них. В данных тетрадях задания оформлены и в виде простых самостоятельных работ по определенным темам, и в форме тестов. Сильные ученики сразу из нескольких ответов выбирали правильный, выполняли решения тех или иных задач. Слабым учащимся предлагалось ответить только на те вопросы, которые у них не вызывали особенных затруднений, а на остальные вопросы ответить, используя учебник.
В общеобразовательных классах я использую адаптивную систему обучения. Ее смысл заключается в высокой индивидуализации обучения, которая не выходит за рамки общеобразовательной программы. Основным видом работы в обучении являются самостоятельные работы:
- С текстовыми заданиями;
- В парах или группах;
- Самостоятельные работы, направленные на развитие логического мышления.
Система оценивания 100 баллов и она выглядит следующим образом: если в работе 5 заданий, то каждое задание в отдельности составляет 20 %. Исходя из правильного решения всего или какой-то его части, накапливается количество процентов за правильность решения. Суммируя все проценты, получается итоговая оценка:
Количество, в % | “Оценка” |
10-19 | “1” |
20-29 | “2-” |
30-39 | “2” |
40-49 | “3-” |
50-59 | “3+” |
60-69 | “4-” |
70-79 | “4” |
80-89 | “4+” |
90-100 | “5” |
Выполняя такую работу, учащиеся обретают уверенность в себе, стараются еще лучше, а оценивание в 100 балльной системе хорошо прослеживает рост ученика.
Так как ученикам предстоит сдавать выпускные экзамены не по билетам, а по тестам, то начиная с 5-го класса, я использую в своей работе тематические тесты. В 5-м классе я использую 6 вариантов тематических тестов. Каждый ученик должен прорешать все 6 вариантов, чтобы у него не возникало трудностей. Если все же он допустил ошибку в каком-то задании, то я пишу подробное решение со всеми необходимыми рассуждениями. Затем данный тест возвращается ученику, и он может еще раз его проанализировать и разобраться в допущенных ошибках. Тесты решаются до тех пор, пока в классе не останется ни одного ученика, который не смог бы его выполнить.
В заключении хочу сказать, что дети у нас обучаются разные, и с уравновешенной психикой и нет, поэтому использование дифференцированных форм обучения позволяет помочь ребенку в его становлении как личности, помогая ему постепенно избавляться от закомплексованности перед ученическим коллективом, от боязни преодоления учебных преград, помогает повысить его самооценку.