Цели урока:
- Образовательные – повторение, обобщение и проверка знаний по теме: “ Медиана, биссектриса и высота треугольника ”; выработка основных навыков.
- Развивающие – развить внимание учащихся, усидчивость, настойчивость, логическое мышление, математическую речь.
- Воспитательные - посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручке, самостоятельность.
Задачи урока:
- Формировать навыки в построении медианы, биссектрисы и высоты треугольника с помощью масштабной линейки, транспортира и чертежного треугольника.
- проверить умение учащихся решать задачи на доказательство равенства треугольников.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок с компьютерной поддержкой.
Оборудование:
- Доска и мел.
- Компьютер и проектор.
- Бумажный вариант всех заданий.
- Транспортир, масштабная линейка, чертёжный треугольник.
Ход урока
"Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным". Б.Паскаль
Презентация 1 (слайд 1)
- Организационный момент (4 минуты)
- приветствие;
- отметка отсутствующих;
- с помощью учащихся сообщение темы урока
(Слайд 2- 5)
- Повторение изученного материала (15 минут)
- Актуализация опорных знаний (8 минут)
Цель: проверить уровень усвоения учащимися теоретического материала.
- Какую фигуру называют треугольником?
- Какие виды треугольника мы уже знаем?
- Что такое периметр треугольника?
- Какая точка называется серединой отрезка?
- Дать определение медианы треугольника?
- Какие построения необходимо выполнить? (Слайд 7)
- Дать определение биссектрисы треугольника?
- Какие построения необходимо выполнить? (Слайд 8)
- Дать определение высоты треугольника?
- Какие построения необходимо выполнить? (Слайд 9)
- Сколько существует медиан, биссектрис и высот в треугольнике?
- Где находится их точка пересечения?
- Сообщение учащегося о биссектрисе, медиане и высоте треугольника. (Слайд 6)
После того, как учащиеся вспомнили определения биссектрисы, медианы и высоты треугольника, учитель через проектор демонстрирует на примерах построение биссектрисы, высоты и медианы треугольника. (Слайд 10 – 15)
Учащимся предлагается построить по вариантам биссектрису, и медиану треугольников. (На заранее приготовленных листочках, не в клетку). Построение берётся выборочно у 10 учащихся класса.
- 1 вариант: Построить медиану остроугольного треугольника.
- 2 вариант: Построить медиану тупоугольного треугольника.
- 3 вариант: Построить медиану прямоугольного треугольника.
- 4 вариант: Построить биссектрису остроугольного треугольника.
- 5 вариант: Построить биссектрису тупоугольного треугольника.
- 6 вариант: Построить биссектрису прямоугольного треугольника.
В это же время у доски 3 учащимися выполняется построение высоты в прямоугольном треугольнике, остроугольном треугольнике, тупоугольном треугольнике.
- Физ. минутка (2 минуты)
- Самостоятельная работа (7 минут)
Цель: проверить умение учащихся применять теоретический материал на практике.
1 вариант.
- Чем является линия AR , BL , CF на рисунках?
- Верны ли утверждения? (В случае “нет” запишите верный ответ)
Утверждение | “да”, “нет”, “ не знаю”, верный ответ | |
1. | Точка пересечения биссектрис любого треугольника находится внутри треугольника. | |
2. | Все высоты треугольника пересекаются в двух точках. | |
3. | Точка пересечения медиан тупоугольного треугольника находится вне треугольника. |
- Среди треугольников изображенных на рисунке:
- Найдите треугольники, в которых проведены высоты:________________
- Найдите треугольники, в которых проведены медианы:_______________
- Назовите верное высказывание:
А) Биссектрисой треугольника называется ……………
- луч, делящий угол на две равные части;
- отрезок, делящий его угол на две равные части;
- отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой пересечения противоположной стороны;
- отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
Б) Высотой треугольника называется………
- перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону;
- перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к противоположной стороне;
- отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны;
- отрезок, делящий угол на две равные стороны.
2 вариант.
- Верны ли утверждения? (В случае “нет” запишите верный ответ)
Утверждение | “да”, “нет”, “ не знаю”, верный ответ | |
1. | В любом треугольнике можно провести три медианы. | |
2. | Точка пересечения высот любого треугольника лежит внутри треугольника. | |
3. | Все биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. |
- Чем является линия AR , BL , АF на рисунках?
- Среди треугольников изображенных на рисунке:
- Найдите треугольники, в которых проведены медианы:_______________
- Найдите треугольники, в которых проведены биссектрисы:___________
- Выберите один из верных ответов вместо пропуска.
А) Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется___________________ треугольника.
- биссектриса;
- медиана;
- высота;
- нет верного ответа.
Б) Медианой треугольника называется……….
- перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону4
- отрезок биссектрисы угла треугольника, делящий его на две равные части;
- отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны;
- отрезок, делящий его на две равные части.
- Закрепление материала (10 минут)
Цель: закрепить сформированные навыки, полученные на уроке при решении задач.
Задача: Дан равнобедренный треугольник АВС, ВN – медиана, < АВN=35°. Найдите < NВС.
Задача: В равнобедренном треугольнике KLM с основанием KM проведены биссектрисы углов при основании KN и MP , которые пересекаются в точке О. Докажите, что треугольник КОМ равнобедренный.
- Подведение итогов урока (1 минута)
- Задание на дом (1 минута)
§ 17, № 106 (задание по учебнику Л.С. Атанасян и др. 12 изд.-М.: Просвещение, 2002 год.
Эффекты анимации в данной презентации настроены не для автоматического показа, а для управления вручную учителем в соответствии с ходом урока.
Эффекты анимации текстовых и иллюстративных фрагментов слайдов расположены последовательно, в соответствии с текстом , воспроизводимым учителем или учащимися, поэтому необходимо нажимать кнопку навигации один раз в соответствии с надписью СЛАЙД № … в конспекте урока.
Среди задач, которые в своё время были поставлены перед школьным предметом “ математика ”, есть общепедагогическая составляющая – учителем математики и его кабинет должен стать проводником новых компьютерных технологий обучения в своей школе.
Многие наши проекты и замыслы могут осуществляться особенно теперь с появлением новой мультимедийной техники. Сейчас разработано много профессиональных CD курсов по разным предметам и направлениям. В кабинете математики создана мультимедиотека, которая постоянно пополняется и используется учителями при проведении уроков, подготовки презентаций. Но при использовании готовых программ возникают проблемы: материала много, но что взять конкретно на этот урок? Часто материал подходит только для обобщения или повторения пройденного. Поэтому появилась потребность сделать что-то своё, нужное для определённого класса, чтобы потом это можно было доработать, дополнить.
Цель урока геометрии: развивать внимание, усидчивость, логическое мышление. Но для успешного урока, по мнению психологов, нужно, чтобы у учеников возникла потребность в коммуникации. Нестандартные способы организации уроков пробуждают интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации, на мой взгляд может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей , побуждают к обмену впечатлениями – общению. Так как мультимедийные презентации – это яркие, зримые образы.
На уроках геометрии изучаются форму, размеры, взаимное расположение предметов.
Используя материалы школьной мультимедиотеки, ресурсы ИНТЕРНЕТ, я разработала урок по теме: “ Медиана, биссектриса и высота треугольника”. При разработке данного урока я учитывала в первую очередь, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной деятельности. Весь урок строится на основе презентации, поэтому я последовательно выделила этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ.
Что даёт учителю математики использование информационно-коммуникационных технологий?
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить ,рассуждать.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ, ЧТО В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЬ ПОВЫШАЕТ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (ОДНОВРЕМЕННО С УЧЕНИКАМИ).