Цели:
- продолжить работу над одной из самых сложных орфограмм: написание парных согласных в корне слова;
- показать два вида чередований (невидимые и видимые на письме);
- закрепить представления о родственных словах и о различии между родственными словами и формами одного слова;
- проверить усвоение базовых орфограмм и словарных слов.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Тихо мальчики за парты сели,
Тихо девочки за парты сели.
На меня все посмотрели.
Ребята, сегодня урок особенный. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретённых знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.
Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу подведём.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладём.
- Откроем тетради и запишем число, классная работа. Давайте вспомним правила посадки при письме.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.
- Работа со словарными словами.
К вам в гости сегодня пришёл Буквоед. Этот проказник проглотил в каждом слове буквы.
Ребята, а вы знаете, каких букв здесь не хватает?
В…р…бей, в…рона, с…рока, с…л…вей, п…тух.
Молодцы! Справились с заданием. Как одним словом можно назвать все эти словарные слова (Птицы). Наступила зима. Тем птицам, которые не улетели в тёплые края необходимо помочь. Как вы это сможете сделать?
А теперь давайте поработаем ещё с одной группой словарных слов. Запишите их в алфавитном порядке.
Ребята, девочка, дежурный, товарищ, фамилия. В тетрадях должно получится: девочка, дежурный, ребята, товарищ, фамилия.
- Постановка учебной задачи.
В нашем русском языке
“Ходят парами” бэ – пэ,
Вэ и эф, гэ – ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ –эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую?
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
- Работа по теме урока.
Упражнение 107.
- С какой пиктограммой вы встретились? (Поиск слов в Обратном словаре).
- Открой Обратный словарь на букву –А. Найди слова на –зка (стр. 137)
- Выпиши пять слов, чтобы показать чередование согласных с и з в корне. Например:
Сказка – сказочка, указка – указочка,
Берёзка – берёзонька, блузка – блузочка, нагрузка – нагрузочка.
- Затем выпиши пять слов, чтобы показать чередование согласных с и ж в корне. Например:
Сказка – скажу, указка – укажу
Смазка – смажу, повозка – повожу, погрузка – погружу.
- Какое чередование согласных видно на письме: первое или второе? (Второе, т.к. обозначено разными буквами)
- Физкульминутка.
Вы старались, вы писали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей.
Не пугай ты нас, детей!
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!
- Комментирование домашнего задания.
Упражнение 108. Прочитайте стихотворение.
Гуськом гусята шли на лу(к)
(Ш)то(п) пощ…пать гусиный лу(к).
А пойду на ог…ро(т)*,
Там для меня лучок растёт!
ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! Пиши: что, чтобы. Произноси: што, штобы
- Запишите текст по законам стиха вы дома, вставив нужные буквы.
- Как ты будешь проверять буквы согласных: меняя формы слова этих же слов или подбирая родственные слова?
(Разобрать все варианты: лук – лука, луковый Луг – луга, луговой)
- Найди две группы родственных слов и выпиши каждую из них столбиком. Подчеркни общую часть в каждой группе.
- Какие слова называются родственными? (Слова с разными основами, но в них есть общая часть)
Гуськом – гусята
Лук - лучок
- Посмотри, как пишется слово со звёздочкой в словаре “Пиши правильно”. (стр. 134 – ОГОРОД).
- Найди это же слово в Словаре происхождения слов (стр. 157)
- Какие из слов – дальних родственников слова ОГ…РОД могут помочь в написании пропущенной буквы? (Город).
- Слово ЛУЧОК – родственник слову ЛУК или ЛУГ?
- Слово ЛУЖАЙКА – родственник слову ЛУК или ЛУГ?
- Слова лужайка – лужок являются родственными какому слову из двух: лук или луг?
- Физкультминутка (зарядка для глаз)
- Работа по теме урока.
Упражнение 109. Подели слова на две группы родственных слов и запиши двумя столбиками: Лучок, луговой, луковый, лужок, луковица, лужайка.
Должно получиться поровну!
ЛУЧОК ЛУГОВОЙ
ЛУКОВЫЙ ЛУЖОК
ЛУКОВИЦА ЛУЖАЙКА
- Давайте выделим корни в родственных словах.
- Скажите в этих группах слов чередование согласных в корнях видимое или невидимое на письме? (Видимое, т.к. обозначено разными буквами)
А сейчас поработаем ещё с одним интересным стихотворением. Но, скажите, какую пиктограмму вы встретили?
Стихотворение Михаила Яснова. ЕСЛИ БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ
Замыли на ЗАЙКЕ сл…ды
От м…ркофки –
Придётся теперь повисеть
На верёфке.
- Какое другое слово должно быть вместо слово ЗАЙКА? (МАЙКА)
- Какими звуками различаются прежнее и новое слова? (з и м)
- Какие пропущенные буквы вы вставите?
Сл…ды – след,
М…ркофки – морковочка
Верефки - верёвочка
- Запишите текст, заменив выделенное слово и вставив пропущенные буквы.
- Итог урока. Самооценка.
Ребята! Чем мы занимались сегодня на уроке, что повторяли?
Если вы сегодня на уроке выполняли все задания с лёгкостью, вам было интересно, всё у вас получалось, то на вашем солнышке появятся пять лучиков, значит, свою работу вы оцениваете на “отлично”. Если вы затруднялись в каких-то заданиях и оцениваете свою работу на “хорошо”, то появятся 4 лучика, а если вам было на уроке трудно, вы встретились с непонятными заданиями, тогда нарисуйте три лучика.
Поднимите и покажите ваши солнышки.
Лучики у каждого говорят о том, что работали вы все очень хорошо, и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 2б класс. Посмотрите, как улыбается солнышко! Спасибо вам за работу! Вы все молодцы!