Тип урока: повторительно-обобщающий
Технология: информационная
Цели:
- познакомить учеников с правилом употребления мягкого знака на конце наречий;
- формировать умение находить данную орфограмму;
- повторить правописание ь после шипящих в существительных, прилагательных,глаголах.;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
1. Сообщение темы, цели урока.
2. Самопроверка домашнего задания.
(На интерактивной доске написаны словосочетания из упр.261
Подняться наверх(нар.),на верх (сущ) холма:)
3. Актуализация опорных знаний.
А) орфографическая диктовка
Черная ночь; старый грач; не хочешь - не плачь; несколько рощ; чай горяч; показаться из-за туч; лес дремуч; достичь цели; спрячьтесь от дождя; ландыш пахуч; разжечь костер; кустарник колюч; золотая рожь.
- Сделайте вывод о написании ь после шипящих в различных частях речи и оформите это ввиде таблицы. (работают самостоятельно)
Ь пишется | Ь не пишется |
1. Имена существительные: Ж.р., ед.ч.; 3 скл. |
1. Имена существительные: - м.р., ед.ч.,2скл - р.п., мн.ч. |
2. Глаголы: - в неопределенной форме; - во 2 лице ед.ч. наст. и буд. времени; - в повелительном наклонении глагола. |
2. Имена прилагательные в краткой форме. |
Проверка (таблица на интерактивной доске)
4. Изучение нового материала.
А)Ребята, мы повторили правописание имен существительных, имен прилагательных,глаголов.А сегодня на уроке изучим правило написания ь после шипящих в наречиях. Правило их написания запомнить очень легко:
Во всех наречиях ты мягкий знак найдешь, кроме трех слов:
УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ
(на доске)
Б) Прочитайте правило на стр.122.
И запишите его схематически
Ь
После Ч, Ш
в слове НАСТЕЖЬ
(на доске)
5. Закрепление изученной орфограммы.
1 задание:
- Выписать из предложений наречия, обьяснить изученную орфограмму.
- Матушка-рожь кормит всех сплошь.
- Землю вскачь не пашут.
- Для дорогого гостя и ворота настежь.
- Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь.
2 задание (работа в группах)
Работа с текстом (текст у каждого ученика)
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ_. Не пряч_тесь от природы выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч_ снег проверьте скорость лыж_.Из-за туч_ всё чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_. Ему невтерпеж_ растопить лёд на скатах крыш_ и увидеть как бьёт из-под земли ключ_.Это не блаж_. Ведь весна уже не мираж_а реальность. Нельзя пренебреч_ законами природы. И скоро совсем распахнуться настеж_ окна соседних дач_.
1 группа
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Расставьте знаки препинания.
4. Выпишите существительные с Ь после шипящих.
2 группа
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Расставьте знаки препинания.
4. Выпишите прилагательные с Ь после шипящих.
3 группа
1.Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Расставьте знаки препинания.
4. Выпишите глаголы с Ь после шипящих.
4 группа
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Расставьте знаки препинания.
4. Этимология слова настежь (работа со словарем)
Проверка работы групп.
6. Рефлексия
Разноуровневые задания.
1 уровень
Указать количество слов, в котором пишется Ь
1) отвлеч_внимание(глагол)
2) множество неудач_(Р.п.,мн.ч.)
3) военная мощ_(ж.р.)
4) удачный розыгрыш(м.р.)
5) кактус колюч_(кр.прил.)
6) зарево пожарищ_(Р.п.мн.ч.)
7) сумел увлеч_ся (глагол)
8) быстро уничтож_ (глагол)
9) мчался вскач_(нареч.)
10) ужасно тощ (кр.прил.)
11) ничего не помниш_ (глагол)
12) выйти замуж_(нареч.)
Слов с Ь
2 уровень
Указать количество слов , в котором пишется Ь
1) отвлеч_внимание(глагол)
2) множество неудач_(сущ.)
3) военная мощ_(сущ)
4) удачный розыгрыш(сущ.)
5) кактус колюч_(.прил.)
6) зарево пожарищ_(сущ.)
7) сумел увлеч_ся (глагол)
8) быстро уничтож_ (глагол)
9) мчался вскач_(нареч.)
10) ужасно тощ_.(прил.)
11) ничего не помниш_ (глагол)
12) выйти замуж_(нареч.)
Слов с Ь
3 уровень
Указать количество слов , в котором пишется Ь
1) отвлеч_внимание
2) множество неудач_
3) военная мощ_
4) удачный розыгрыш_
5) кактус колюч_
6) зарево пожарищ_
7) сумел увлеч_ся
8) быстро уничтож_
9) мчался вскач_
10) ужасно тощ_
11) ничего не помниш_
12) выйти замуж_.)
Слов с Ь
Проверка.
7. Домашнее задание.
1.Выучить орфограмму №63
2. Выполнить упражнение 265.
3. Придумать игру по теме, или ребусы, или загадки
8. Итог урока.
Вспомним задачи, которые стояли перед нами в начале урока.
Справились с ними?
(Повторяем правило)
Приложение 1
1 группа
Задание:
1. В каких наречиях пишется одна Н,а в каких НН?
2. Когда пишется на конце наречий О, а когда А?
3. Приведите примеры( 10 слов)
2 группа
1. Как пишется НЕ с наречиями на О,Е?
2. Как пишутся наречия с дефисом?
3. Приведите примеры(10 слов)
3 группа
1. Ь после шипящих на конце наречий.
2. Приставки НЕ и НИ в наречиях
3. Приведите примеры.
4 группа
1. Что имеют общего и чем отличаются наречия от других частей речи?
2. Как пишутся наречия после шипящих? (О,Ё)
3. Приведите примеры (5 слов)