Разработка урока (конспект) по технологии в 7-м классе. Тема урока: "Стили в одежде"

Разделы: Технология


Цель урока: Познакомить со стилями. Развивать творческое мышление, самостоятельность.

Межпредметные связи: история, музыка, ИЗО.

Материалы и оборудование: компьютер, бумажные куклы, карандаши, фломастеры, домино.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, сообщение темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

Вам было предложено ответить на вопрос: Вспомните из курса истории какие стили в архитектуре вы знаете?

Во время нашей работы вы в тетрадь фиксируете определения и признаки стилей в одежде.

III. Объяснение нового материала.

Показ презентации (приложение 1) и объяснение нового материала. Изучение новых терминов.

- Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно сложных условиях, народ создавал подлинные шедевры.

Первая одежда

- Зачем люди носят одежду?

Чтобы не мерзнуть, скажете вы и будете правы, но при изучении палеолитических стоянок, было точно установлено, что уже 23000 лет назад и даже ранее люди украшали свои одежды из звериных шкур ракушками и бусами. С самого начала человек пытался выглядеть как можно более привлекательно, и одежда помогла ему в этом.

Однако понятие красоты, очень сложное, включающее себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с теми или иными климатическими, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни, с нравственностью, моралью, религией, с характерными предметами быта различных народов, классов и сословий.

Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия; гармония- единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ; чувство подлинной жизни.

Человек не только создавал образы идеальной красоты, которые дошли до нас в творениях великих поэтов и писателей, мастеров живописи и скульптуры и архитектуры, но и в реальной жизни пытался подражать во всем этому идеалу.

Сегодня мы познакомимся с различными видами стилей которые возникли на протяжении многих веков.

А теперь познакомимся со стилями.

Слово «стиль» в переводе с греческого означает «заостренная палочка для письма по воску». Так как у каждого писца свой характерный почерк словом стиль стали называть почерк писца.

Применительно к искусству – манера, характер, художественные особенности.

  1. Египетский стиль возник в 15 век до н.э. Символ архитектуры Египта - это пирамиды.
    Одежда у знатных египтянок и цариц это юбка – передник. Женщины всех сословий носили закрытую, доходящую до лодыжек рубаху, которая начиналась под грудью и держалась на бретелях. На выстриженную голову женщину и мужчины надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать носила парики большого размера, с длинными, ниспадающими на спину локонами или многочисленными мелкими косичками.
  2. Греческий стиль возник в 10 век до н.э. Данный термин употребляется по отношению к культуре Древней Греции и Рима. В основе всех изысканных одеяний Древней Греции лежала классическая туника, называвшаяся хитоном.Он представлял собой прямоугольный кусок материи, закрепляемый брошью на одном или обоих плечах. Обычно он закреплялся на талии тонким поясом, после чего свободно пузырился над ним. В глубокой древности хитоны были шерстяными, но по мере того, как греки богатели, многие могли позволить себе носить хитоны из тонкой дорогой ткани. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Большое внимание обращали на прическу. Женщины волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит почитательниц. Архитектура Древней Греции имела такой же характер, как и одежда.
  3. Византийский стиль возник в (4 век н.э. и продолжался 11 веков.) Художественное творчество в Византии было подчинено единой системе миропонимания, философско-религиозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды искусств были тесно связаны между собой. В Византии, как нигде в средневековом мире, наблюдался органический художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций, имело часто сакральное, символическое назначение. Отсюда высочайшее эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм. В Византийской империи традиционным было изготовление дорогих - златотканых с узорами, парчевых, шелковых и шерстяных - тканей, Константинополь славился производством драгоценных тканей для одежд императора и придворных, облачений высшего духовенства, для декоративного убранства дворцов и храмов. Огромной известностью пользовались тяжелые шелка, затканные изображениями геральдических зверей и птиц, изображениями святых в овальных клеймах, орнаментальными узорами, символом креста. Шедевры византийского златотканого искусства были лучшими дарами иноземным правителям, вывозились во многие страны. В архитектуре византийцы предпочитают ту же цветовую гамму что и в одежде.
  4. Готический стиль возник в (13-15 век). В период готики в моде S – образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – «босы». Знать носила длинные туники. Рукава также были очень длинные. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Грандиозные головные уборы. (показать слайд) Позднее мода стала менее вычурной. Мужские туники стали короче. Женские платья уже не схватывались поясом в талии и свободно ниспадали волнами складок.
  5. Ренессанс возник в 15 веке. В предыдущие эпохи разные поколения манерой одеваться мало отличались друг от друга. Короли и знать носили роскошную одежду из тонких тканей, крестьяне — грубую, износостойкую одежду. Однако теперь возник новый класс — класс преуспевающих горожан, которые стремились превзойти в щегольстве своих правителей. Стили одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков. Ответной реакцией властей стало принятие законов, строго регламентирующих стили одежды для каждого сословия. Отныне наряжаться в шелка и ценные меха стало исключительно привилегией аристократии. Именно в то время вошла мода заказывать собственные портреты.
  6. Барокко стиль возникший в (17 век). Стиль барокко (от итальянского «barocco» - странный, причудливый) был главенствующим в европейском искусстве. Это торжественность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Юбки были из каркаса на пяти рядах обручей из тростника, к верху они сужались и соединялись при помощи клеенки, позже - хлопчатой бумагой или шелком. Кринолин (юбка с обручами).
  7. Рококо стиль возникший в (18 век). Нарочитая сложность извилистых форм, присущая стилю рококо подчеркивались во всем – и в прическе, ив декоративной косметике, и в одежде. В моду вошли огромные, иногда до метра высотой, головные уборы; декольте смело открывало грудь, которая поддерживалась с помощью корсета. Платья на криналинах перегружали мехами, лентами, кружевами, длинными шлейфами. Высшая аристократия отходит от строгих классических форм, волосы для этой цели взбивались, а в случае необходимости дополнялись фальшивыми. В моду входят парики не только для женщин но и для мужчин. Для создания причесок использовались различные приспособления – проволочные каркасы, обручи, ленты, волосы часто осыпались пудрой. Такие чудеса парикмахерского искусства были очень дорогими, на их создание уходило много времени, так что дамы пытались их как можно дольше сохранить, неделями не причесывались и не мыли голову, лицо и руки лишь смачивали одеколоном.
  8. Ампир стиль возникший в (19 век). Стиль ампир заимствован из античного мира. Сложился во Франции в период империи Наполеона I, где его отличало парадное великолепие монументальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Одежда и прически повторяют элементы античности, выходят из моды парики, румяна, мушки. В XIX веке идеал красоты менялась несколько раз. В самом начале в моду входит одежда с сильно завышенной талией, сшитая из тонких, полупрозрачных тканей, мягко обволакивающих фигуру. Общество демократизировалось. В первую очередь это коснулось мужской одежды, из которой исчезли вышивка, банты, атлас и кружево , блестящие украшения – все что мешало ей быть простой и удобной. Со временем и женские платья полностью избавились от кринолинов, стали проще, удобнее.
  9. Модерн стиль возник в 20 веке. Избавившись от корсетов, женские платья стали гораздо удобнее еще они стали немного короче, с нашей точки зрения они все равно оставались длинными, всего лишь приоткрылись лодыжки. Но и тогда это было воспринято как невиданная дерзость, как покушение на мораль и нравственность. Одежда укоротилась, и это отразилось на длине волос. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или «волнами». Здания стали более воздушными стало очень много стекла.

Слайд стили: повторить признаки которые относятся к тому или иному стилю.

IV. Практическая работа.

1. По шаблонам бумажных кукол нарисовать одежду того или иного стиля, который вы сами выберите.

2. Практическая работа в парах (две пары) выполняют работу с тканью.

3. Повторить технику безопасности работы с ножницами, иголкой, булавками.

4. Для тех кто выполнит работу, дополнительная работа разгадать кроссворд (приложение 2).

V. Закрепление нового материала

- Тестовая работа по новому материалу (приложение 3).

- Игра «домино» (приложение 4). (4 человека играют в игру и повторяют стили)

Выставка работ и обсуждение.

Последний слайд показать цели и задачи и определить решили мы задачи на уроке или нет.

Выставить оценки за урок

Домашнее задание. Выбрать из художественных книг тот или иной стиль, описание одежды, архитектуры и т.п.

Если осталось время на уроке дать индивидуальное задание учащимся кроссворд по теме «Стиль в одежде». (Приложение 4)

Приложение 5. Фото к уроку.