Оборудование:
- оформление доски,
- толковый словарь
- наборное полотно с буквами и словами
- конверты с заданиями к практической работе,
- компьютер (Презентация).
- магнитофон.
Цели:
- Создать условия для успешного повторения знаний о корне, приставке, суффиксе, окончание для наблюдения над словами, у которых отсутствуют какие-либо части; оптимизировать условия для дальнейшего развития умения самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационном поле.
- Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.
- Воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого, бережное отношение к природе, потребность как можно больше узнавать о нашей планете и её обитателях.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и целей урока
На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.
Если вы мысленно уберёте не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока. Какое значение может иметь слово “состав”? (Толковый словарь)
- Вещество из какой-либо смеси. (В состав лекарства входит йод.)
- Поезд (Подать на платформу состав).
- Количество чего-либо входящего в целое (Состав числа 123?).
Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать на уроке? Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.
- Изучение темы
Экскурсионное бюро выделило нам билеты на увлекательное путешествие. Мы с вами отправимся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе по узкоколейке.
- Чем паровоз отличается от электровоза?
- Узкоколейка — это что? (Узкоколейка — это железная дорога с колеей меньше обычного.) Что заметили в составе этого слова?
Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие. Самое главное в составе поезда — паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Слайд).
Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка. Кто знает, как она называется? (Слайд).
Вагон за паровозом — это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Слайд). А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание? (Слайд). Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? Чего не хватает? (Основы). Что такое основа? На экране появляется картинка (слайд).
Но чтобы отправиться в путешествие нам нужны билеты. А получить их можно только после выполнения минутки чистописания.
- Чистописание
С...довник, посадка, с...довый.
(Надо вставить буквы, поставить ударение и выделить корень)
- В каких словах безударная гласная? (Садовник, садовый)
- Какое слово проверочное? (Посадка)
- Как можно назвать эти слова? (Однокоренные)
- Почему? (Они похожи по смыслу и имеют общую часть)
- А в какой последовательности мы должны разбирать слова по составу?
На доске появляется опора
- Окончание
- Основа (если дети проходили)
- Корень
- Приставка
- Суффикс
Повторить, найти в слове каждую часть
Разбор слова ПОСАДКА
- Продолжение
Итак, занимайте места в нашем вагоне, мы получили билеты и оправляемся с вами в путешествие. А вот куда, вы сейчас сами догадаетесь
(Показ слайдов и голос за кадром рассказывает о саванне)
Экскурсионное бюро выделило нам билеты на увлекательное путешествие по африканской саванне. Саванна — это тропическая степь с редкими деревьями и кустарниками. В засушливое время года там очень жарко, а когда пройдут дожди, саванна покрывается зеленью.
В саванне только что прошёл дождь и наше путешествие должно быть приятным. Сядьте удобно, закройте глаза.
- Физминутка
Музыка.
“Трогаемся. Наш поезд медленно движется по саванне. Побуревшая под африканским солнцем степь уходящая к подножью далёких, синих гор стала изумрудно зелёной. Дождь смыл с грубых трав и острых листьев красноватую пыль, и они стали мягкими, приятными на ощупь. По долине разбросаны небольшие рощицы. Зацвела акация. Откройте окно, вдохните медовый запах розовых цветов. (Брызнуть освежителем воздуха, чтобы пошел запах) Наш состав приближается к огромному баобабу. Его плоды наполнились соком. А вот не очень большие деревья, которые внешне похожи на наши садовые яблони. Однако яблок на них нет. Наш состав останавливается.
Откройте глаза, расправьте плечи, потянитесь, встряхните руки….”
- Продолжение
Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать кто они такие нам нужно из данных частей составить их названия. Постарайтесь использовать как можно больше частей. (Составление слов сопровождается показом иллюстраций.)
- ЗЕБР - Ы – А (Слайд)
- ЖИРАФ - ЧИК – И (Слайд)
- СЛОН - ЯТ - А (Слайд)
- ЗМЕЙ - К – А (Слайд)
Запишите эти названия с новой строки в столбик и выделите части. А посмотрите, кто это стоит в сторонке такой красивенький? (Картинка “жирафчик”.) Какая часть отсутствует в этом слове? И тогда в русском языке говорят, что у слова окончание нулевое, но оно может появиться в любую минуту.
Запишите через чёрточку, чтобы получился второй столбик, выделите части.
А вблизи маленьких слонят стоит их папа. Кто? Из каких частей состоит это слово? (Корень и нулевое окончание.)
Какое из перечисленных слов может тоже состоять из корня и нулевого окончания? Запишите эти слова через чёрточку, выделите части.
Вдали показались львы. (Слайд). И зебра, испугавшись, побежала. Она бежала быстро, забежала за баобаб, и прибежала к своему стаду. Мы рады, что она убежала от опасности.
Какие родственные слова вы услышали? (Побежала, бежала, забежала, прибежала, убежала. (Слова выставляются на доску.)) Чем отличаются эти слова? Обратите внимание, где стоит приставка в этих словах? С новой строки выпишите слово с мягким согласным звуком в приставке, выделите приставку.
- Практическая работа
А сейчас нам предстоит сложная работа. Составить из частей слово. (Учащиеся разбиваются учителем на группы по силам и количеству частей в слове. Сообща составляют слово, затем слова вывешиваются на доску.)
- 1 группа по-смотр-е-л-и,
- 2 группа слон-ов,
- 3 группа он-и,
- 4 группа куп-а-л-и,
- 5 группа мал-ыш-ей,
- 6 группа по-лив-а-л-и,
- 7 группа вод-ой.
(Части у слов графически обозначены.)
- Творческая работа
- К вашим словам я добавлю свои и попрошу составить два предложения. (Мы посмотрели слонов. Они купали малышей и поливали их водой.)
- Запишите предложения, выделите части слов. (Самопроверка по эталону).
- Индивидуальная работа
А теперь ребята я предлагаю вам выполнить тест по вариантам. В нем всего 2 задания, но я вас прошу быть очень внимательными. Желаю вам успеха!
Тест на листочках
Фамилия, имя __________________________ Вариант 1
Тест по теме: “Состав слова”
- Отметь “X” слово, которое правильно разобрано по составу.
- Отметь “X” все слова, соответствующие схеме:
- запахи
- парное
- наушники
- рассада
Фамилия, имя __________________________ Вариант 2
Тест по теме: “Состав слова”
- Отметь “X” слово, которое правильно разобрано
- Отметь “X” все слова, соответствующие схеме:
- денек
- полеты
- пригородный
- разговоры
Взаимопроверка. Правильные ответы на экране (Слайд)
- ИТОГ
Мы с вами возвращаемся с экскурсии домой. Пока едем в паровозе, давайте побеседуем.
- Это что ¬?
- Где стоит приставка?
- А где находится суффикс?
- Когда окончание отсутствует, как об этом говорят в русском языке?
- Что такое корень?
И напоследок у меня для вас подарок.
Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке все встречали
Вся же - в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)
(Слайд)
- Д/З:
Ребята, я хочу предложить вам на выбор для д/з
- Придумать и записать сказку или рассказ о том, как образовалось слово
- Придумать и записать 7-10 слов к схеме
Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.