Информационные карты по технологии по курсу "Объемно-пространственная композиция" (10-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 10


Содержание

  1. Введение
  2. Информационные карты по технологии
  3.  Прямые линии и организация пространства
  4.  Цвет- элемент композиционного творчества
  5. Заключение
  6. Литература
  7. Приложения

Введение

Метод проектов в современном технологическом образовании школьников.

Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности; обеспечивать овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно-трудовые качества, ценные для общества мотивы трудовой деятельности; обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся. особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке- от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, системность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально- трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда.

Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач. У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости и переход к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. При этом школьники осуществляют следующий процесс проектирования и добиваются соответствующих учебных результатов.

Деятельность школьников, обучающихся по методу проектов.

Процесс проектирования

Учащиеся обучаются
(учебные результаты)

1

2

1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи

1.1 Определить потребности человека, которые можно удовлетворить, проектируя и производя изделия.
1.2 Кратко формулировать задачу.

2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний, умений и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия

2.1 Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта.
2.2 Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий.

3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие.

3.1 Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие.

4. Выработка ряда идей для поиска возможных решений.

4.1 Оценивать идеи на основе выбранных критериев.

5. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности.

5.1. Оценивать идеи с учетом времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи.
5.2. Проработать избранное предложение вплоть для создания изделия.

6. Планирование изготовления изделия; изготовление изделия.

6.1 Подробно записывать последовательность действий, при необходимости внося изменения
6.2 Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделия высокого качества.

7. Экономическая оценка произведенного изделия.

7.1 Определять затраты на изготовление.

8. Испытание изделия в процессе использования.

8.1 Испытывать изделие на практике.

9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями.

9.1 Оценивать качество изделия(включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)
9..2 Предлагать пути усовершенствования изделия.

10. Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделий.

10.1 Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия.
10.2 Определять трудности, встретившиеся при проектировании и изготовлении изделия.
10.3 Рекламировать свое изделие.

Информационные карты по технологии по курсу «Объемно-пространственная композиция». 10 класс

Технология. 10-й класс.

Число________Тема: Прямые линии и организация пространства.

Цели:

  1. Дать начальное представление о композиции.
  2. Показать возможность композиционного решения поверхности листа бумаги с помощью плоских элементов.
  3. Ознакомить с простейшими видами ритмической закономерности
  4. Познакомить учащихся с понятием ритма.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор

Тип урока: комбинированный.

Ход урока



п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время и методы

1.

Орг. Момент: санитарное состояние кабинета. Назначение дежурных.

1.
2.

2-3 мин.

2.

 

Актуализация материала:

1. Назовите основные свойства объемно-пространственных форм.

2. Какое расположение элементов композиции между собой является наиболее активным.
3.Каков основной принцип композиции

Изучение нового материала:

1. Открыли тетради и записали тему
«Прямые линии и организация пространства»

2. Демонстрация слайд-презентации, с объяснением нового урока. (приложение 1)

Кто ответил

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

Конспект.

1. Ритм это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Ритм наиболее универсальный закон построения художественной формы, проявляющейся не только в архитектуре, но и во всех видах и жанрах искусств.

2. Частный вариант ритма, использующий только закономерность повтора, носит название метра.

3. Рассмотрение ритма в архитектуре начнем с анализа фронтальной композиции.

4. Рассматривая композиционные возможности ритма, следует обратить внимание на такую характеристику ритмического ряда как протяженность.

5. Как мы видели выше, во фронтальных композициях наиболее широко используются горизонтальные и вертикальные направления.

6. Метр качественно обогащается, если параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых интервалов..

15-20 мин.
фронтально

40-50 мин.

3.

Демонстрация практической работы с объяснением операций.

Контроль безопасности: 

До работы – организация рабочего места.

Во время работы – выполнение безопасных операций при пользовании режущими инструментами.

После работы –убрать рабочее место.

Проектная работа.

1. Цель задания: ознакомиться с простейшим видом ритмической закономерности метрическим рядом.

Задачи: поставить на подмакетнике два одинаковых объемных элемента на значительном расстоянии один от другого и последовательно добавляя один, два, три и более объемов построить метрический ряд с максимальными интервалами между элементами. Метрический ряд при этом будет обладать большей степенью пространственности.

 

4.

Защита проекта:

Анализ проделанной работы.

Выявление ошибок.

1. Почему метроритмические закономерности получают широкое распространение в построении художественных форм в искусстве и, в частности, в архитектуре?

2. В решении сложной фронтальной композиции проанализируйте связь метроритмических построений в силуэте и характере поверхности?

3. Как конкретно проявляются пространственные формы ритма.

7-5 мин.
фронтально

5.

Подведение итогов: проверить работы и выставить оценки.

Ф.И.О. уч-ся.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

Приготовить тетради, работы к проверке и дневники для оценок.

Закрепление изученного:

Число__________класс________ученик_________________________________

1. Назовите основные закономерности ритма?

2. Назовите виды ритмических и метрических рядов и их сочетаний?

3. Приведите примеры проявления ритма в природе?

Технология. 10-й класс

Число________Тема: Цвет – элемент композиционного творчества.

Цель:

  • Познакомить с основами цветоведения.
  • Дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета.
  • Воспитывать художественный вкус, развивать творческую фантазию.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока


п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время и методы

1.

Орг. Момент: Санитарное состояние кабинета. Назначение дежурных.

 

2-3 мин.

2.

Повторение пройденного материала по карточкам.

1. Каков основной принцип композиции?

2. В чем различие понятий «архитектурная композиция» и «объемно-пространственная композиция»?

3. Назовите основные свойства объемно-пространственных форм.

4. От чего зависит оптимальность восприятия объемов в пространстве?

10 мин.

3.

Изучение нового материала:

А) рассказ, объяснение.

Б) демонстрация слайд-презентации, с объяснением нового урока (приложение 2)

Конспект.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

Различают цвет света, падающего на объемно-пространственную форму или хроматическую структуру видимого спектра, и цвет тела, т.е. собственный цвет формы

Цвет можно классифицировать по таким категориям:

  • Цветовой тон
  • Насыщенность
  • Яркость (или светлота)

Видимый спектр в свою очередь состоит из теплой гаммы (желтый, оранжевый, красный) и из холодной гаммы (зеленый, синий, фиолетовый).

Цвета, дающие в сумме ахроматический цвет, называются взаимно дополнительными. Основные взаимно дополнительные пары: красный - зелено-голубой; оранжевый - голубой; желтый - синий; желто-зеленый - фиолетовый, зеленый - пурпурный.

Исходными основными цветами служат три цвета: красный, желтый и синий. Смешанные попарно они дают остальные спектральные цвета. Сумма трех исходных цветов составляет белый (ахроматический) цвет.

15-20 мин.

 

Контроль безопасности:

До работы

Во время работы

После работы.

Проектная работа:

1. Цель задания: Дать начальное представление о композиции и показать возможность композиционного решения поверхности листа бумаги с помощью ограниченного числа плоских элементов.

Задачи: добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов.

Требования:

1. Композиция располагается на листе однотонной бумаги размером 30-40 см.

2. Используется от трех до пяти элементов прямоугольной формы вырезанных из бумаги разных цветов.

40-50 мин.

4.

Защита проекта:

анализ проделанной работы.

выявление ошибок.

1. С помощью каких характеристик можно определить цвет формы?

2. Назовите примеры произведений архитектуры, в которых использованы различные цвета и фактуры материалов.

7-5 мин.

5.

Подведение итогов: проверить работы и выставить оценки.

Ф.И.О. уч-ся.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

Приготовить тетради, проекты к проверке и дневники для оценок.

Повторение. Экспресс опрос.

Число__________класс________ученик_________________________________

1. В какой взаимосвязи с позицией зрителя находится построение объемной, фронтальной и глубинной композиции?

2. Какие особенности визуального восприятия объемно-пространственных форм вы знаете?

3. От чего зависит оптимальность восприятия объемов в пространстве?

Заключение

Технологические проекты служат развитию ребенка. Полный проект включает проектирование, изготовление изделия и оценку того, насколько оно удовлетворяет реальные потребности людей. поэтому понятие «проект» относится не только к этапу проектирования. Выполняя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, они учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Они занимаются моделированием. Учащиеся также приобретают навыки изготовления изделий, у них углубляются знания по использованию материалов, знакомятся с производственными процессами и новыми профессиями. Дети способны применить и углубить знания, полученные в области естественных наук, математики, искусства и гуманитарных наук. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно. Проекты не должны быть составлены таким образом, чтобы проверять приобретенные ранее знания и навыки учеников. Проекты помогают обучать детей. Искусство обучения с помощью метода проектов заключается в том, чтобы понять, когда ребенок нуждается в подсказке, а когда он должен принять решение сам. Например, необходимо провести инструктаж по безопасному использованию инструментов и оборудования. Учитель может попросить детей самостоятельно определить, какие опасности могут возникнуть при использовании того или другого инструмента. Этот процесс совместного обсуждения необходимо отразить при планировании работы в графах «Деятельность учителя» и «Деятельность учащихся».

Индивидуальная и групповая деятельность.

Одни проекты выполняются индивидуально, другие - в группах. Но даже в проектах, выполняемых индивидуально, есть моменты групповой работы. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности.

Индивидуальный подход.

Детям необходимо давать задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя задания. Индивидуальный подход важен, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Они могут планировать свою деятельность сами. Менее способным детям требуется большая поддержка учителя. Желательно, чтобы учащимся с различными способностями учитель предъявлял различные требования, обговаривая с каждым ожидаемый результат в начале проекта и в ходе его выполнения. Важно, чтобы каждый учащийся сделал то, что было запланировано и согласовано учителем.

Последовательность работы над проектом.

Логика проекта представляется линейной: потребность исследования – критерии – первоначальные идеи – оценка идей – разработка лучшей идеи – планирование и изготовление – апробирование и оценка. Однако будет ошибкой выполнять проекты согласно этому линейному порядку. Иногда последовательность работы бывает другой. Психологически учащимся будет комфортнее выполнять проекты в разной последовательности.

Список используемых источников

  1. Атутов П. Р. О технологическом мышлении: Постановка проблемы// Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы.-М.:, 1997.
  2. Атутов П. Р. Технология и современное образование: О содержании школьного курса «Технология» // М.: Педагогика,1996.
  3. Быстров В. М. Проблемы инновационных процессов в школьном предмете «Технология». Наука и школа.- 1999.
  4. Елесин А. М. Роль и место проектов школьников в региональном компоненте образовательной области «Технология». Развитие региональных систем образования: методология, теория, практика.-Рязань, 1997.
  5. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся. Школа и производство.-1998.
  6. Лернер П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании как методе обучения технологии в средней школе. Школа и производство.-1999.
  7. Литова З.А. Творческие проекты в школе: В курсе «Технология» Школа.-2000.
  8. Матяш Н. В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании. Предпринимательство и занятость юных.-2000.
  9. Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования. Педагогика.-2000.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат.-М.: Академия, 2000.
  11. Пахомова Н. Учебный проект, его возможности. Учитель.-2000.
  12. Проектирование: Учебник по курсу «Технология» - Всемирный союз ОРТ, 1999.
  13. Сасова И.А. Метод проектов в обучении школьников. - М. ИОСО РАО,2000.
  14. Програмно-методические материалы «Технология. 5-11 классы». Сост. А.В. Марченко.- М.: Дрофа, 1999.
  15. Жихарская О.Б., Чернякова В.Н. Комбинированный урок по технологии и информатике. Школа и производство.-1998.

Приложение 3. Рисунки для работы на уроках.