Содержание
- Введение
- Информационные карты по технологии
- Прямые линии и организация пространства
- Цвет- элемент композиционного творчества
- Заключение
- Литература
- Приложения
Введение
Метод проектов в современном технологическом образовании школьников.
Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности; обеспечивать овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно-трудовые качества, ценные для общества мотивы трудовой деятельности; обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся. особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке- от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, системность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально- трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.
Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач. У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости и переход к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. При этом школьники осуществляют следующий процесс проектирования и добиваются соответствующих учебных результатов.
Деятельность школьников, обучающихся по методу проектов.
Процесс проектирования |
Учащиеся обучаются |
1 |
2 |
1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи |
1.1 Определить потребности человека, которые можно удовлетворить, проектируя и производя изделия. |
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний, умений и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия |
2.1 Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта. |
3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие. |
3.1 Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие. |
4. Выработка ряда идей для поиска возможных решений. |
4.1 Оценивать идеи на основе выбранных критериев. |
5. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности. |
5.1. Оценивать идеи с учетом времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи. |
6. Планирование изготовления изделия; изготовление изделия. |
6.1 Подробно записывать последовательность действий, при необходимости внося изменения |
7. Экономическая оценка произведенного изделия. |
7.1 Определять затраты на изготовление. |
8. Испытание изделия в процессе использования. |
8.1 Испытывать изделие на практике. |
9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями. |
9.1 Оценивать качество изделия(включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.) |
10. Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделий. |
10.1 Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия. |
Информационные карты по технологии по курсу «Объемно-пространственная композиция». 10 класс
Технология. 10-й класс.
Число________Тема: Прямые линии и организация пространства.
Цели:
- Дать начальное представление о композиции.
- Показать возможность композиционного решения поверхности листа бумаги с помощью плоских элементов.
- Ознакомить с простейшими видами ритмической закономерности
- Познакомить учащихся с понятием ритма.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
№ п/п |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время и методы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Орг. Момент: санитарное состояние кабинета. Назначение дежурных. |
1. |
2-3 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.
|
Актуализация материала: 1. Назовите основные свойства объемно-пространственных форм. 2. Какое расположение элементов композиции между собой является наиболее активным. Изучение нового материала: 1. Открыли тетради и записали тему 2. Демонстрация слайд-презентации, с объяснением нового урока. (приложение 1) |
Конспект. 1. Ритм это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Ритм наиболее универсальный закон построения художественной формы, проявляющейся не только в архитектуре, но и во всех видах и жанрах искусств. 2. Частный вариант ритма, использующий только закономерность повтора, носит название метра. 3. Рассмотрение ритма в архитектуре начнем с анализа фронтальной композиции. 4. Рассматривая композиционные возможности ритма, следует обратить внимание на такую характеристику ритмического ряда как протяженность. 5. Как мы видели выше, во фронтальных композициях наиболее широко используются горизонтальные и вертикальные направления. 6. Метр качественно обогащается, если параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых интервалов.. |
15-20 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40-50 мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Демонстрация практической работы с объяснением операций. Контроль безопасности: До работы – организация рабочего места.Во время работы – выполнение безопасных операций при пользовании режущими инструментами. После работы –убрать рабочее место. |
Проектная работа. 1. Цель задания: ознакомиться с простейшим видом ритмической закономерности метрическим рядом. Задачи: поставить на подмакетнике два одинаковых объемных элемента на значительном расстоянии один от другого и последовательно добавляя один, два, три и более объемов построить метрический ряд с максимальными интервалами между элементами. Метрический ряд при этом будет обладать большей степенью пространственности. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Защита проекта: Анализ проделанной работы. Выявление ошибок. |
1. Почему метроритмические закономерности получают широкое распространение в построении художественных форм в искусстве и, в частности, в архитектуре? 2. В решении сложной фронтальной композиции проанализируйте связь метроритмических построений в силуэте и характере поверхности? 3. Как конкретно проявляются пространственные формы ритма. |
7-5 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Подведение итогов: проверить работы и выставить оценки.
|
Приготовить тетради, работы к проверке и дневники для оценок. |
Закрепление изученного:
Число__________класс________ученик_________________________________
1. Назовите основные закономерности ритма?
2. Назовите виды ритмических и метрических рядов и их сочетаний?
3. Приведите примеры проявления ритма в природе?
Технология. 10-й класс
Число________Тема: Цвет – элемент композиционного творчества.
Цель:
- Познакомить с основами цветоведения.
- Дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета.
- Воспитывать художественный вкус, развивать творческую фантазию.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время и методы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Орг. Момент: Санитарное состояние кабинета. Назначение дежурных. |
|
2-3 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Повторение пройденного материала по карточкам. |
1. Каков основной принцип композиции? 2. В чем различие понятий «архитектурная композиция» и «объемно-пространственная композиция»? 3. Назовите основные свойства объемно-пространственных форм. 4. От чего зависит оптимальность восприятия объемов в пространстве? |
10 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Изучение нового материала: А) рассказ, объяснение. Б) демонстрация слайд-презентации, с объяснением нового урока (приложение 2) |
Конспект. Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Различают цвет света, падающего на объемно-пространственную форму или хроматическую структуру видимого спектра, и цвет тела, т.е. собственный цвет формы Цвет можно классифицировать по таким категориям:
Видимый спектр в свою очередь состоит из теплой гаммы (желтый, оранжевый, красный) и из холодной гаммы (зеленый, синий, фиолетовый). Цвета, дающие в сумме ахроматический цвет, называются взаимно дополнительными. Основные взаимно дополнительные пары: красный - зелено-голубой; оранжевый - голубой; желтый - синий; желто-зеленый - фиолетовый, зеленый - пурпурный. Исходными основными цветами служат три цвета: красный, желтый и синий. Смешанные попарно они дают остальные спектральные цвета. Сумма трех исходных цветов составляет белый (ахроматический) цвет. |
15-20 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Контроль безопасности: До работы Во время работы После работы. |
Проектная работа: 1. Цель задания: Дать начальное представление о композиции и показать возможность композиционного решения поверхности листа бумаги с помощью ограниченного числа плоских элементов. Задачи: добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов. Требования: 1. Композиция располагается на листе однотонной бумаги размером 30-40 см. 2. Используется от трех до пяти элементов прямоугольной формы вырезанных из бумаги разных цветов. |
40-50 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Защита проекта: анализ проделанной работы. выявление ошибок. |
1. С помощью каких характеристик можно определить цвет формы? 2. Назовите примеры произведений архитектуры, в которых использованы различные цвета и фактуры материалов. |
7-5 мин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Подведение итогов: проверить работы и выставить оценки.
|
Приготовить тетради, проекты к проверке и дневники для оценок. |
Повторение. Экспресс опрос.
Число__________класс________ученик_________________________________
1. В какой взаимосвязи с позицией зрителя находится построение объемной, фронтальной и глубинной композиции?
2. Какие особенности визуального восприятия объемно-пространственных форм вы знаете?
3. От чего зависит оптимальность восприятия объемов в пространстве?
Заключение
Технологические проекты служат развитию ребенка. Полный проект включает проектирование, изготовление изделия и оценку того, насколько оно удовлетворяет реальные потребности людей. поэтому понятие «проект» относится не только к этапу проектирования. Выполняя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, они учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Они занимаются моделированием. Учащиеся также приобретают навыки изготовления изделий, у них углубляются знания по использованию материалов, знакомятся с производственными процессами и новыми профессиями. Дети способны применить и углубить знания, полученные в области естественных наук, математики, искусства и гуманитарных наук. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно. Проекты не должны быть составлены таким образом, чтобы проверять приобретенные ранее знания и навыки учеников. Проекты помогают обучать детей. Искусство обучения с помощью метода проектов заключается в том, чтобы понять, когда ребенок нуждается в подсказке, а когда он должен принять решение сам. Например, необходимо провести инструктаж по безопасному использованию инструментов и оборудования. Учитель может попросить детей самостоятельно определить, какие опасности могут возникнуть при использовании того или другого инструмента. Этот процесс совместного обсуждения необходимо отразить при планировании работы в графах «Деятельность учителя» и «Деятельность учащихся».
Индивидуальная и групповая деятельность.
Одни проекты выполняются индивидуально, другие - в группах. Но даже в проектах, выполняемых индивидуально, есть моменты групповой работы. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности.
Индивидуальный подход.
Детям необходимо давать задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя задания. Индивидуальный подход важен, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Они могут планировать свою деятельность сами. Менее способным детям требуется большая поддержка учителя. Желательно, чтобы учащимся с различными способностями учитель предъявлял различные требования, обговаривая с каждым ожидаемый результат в начале проекта и в ходе его выполнения. Важно, чтобы каждый учащийся сделал то, что было запланировано и согласовано учителем.
Последовательность работы над проектом.
Логика проекта представляется линейной: потребность исследования – критерии – первоначальные идеи – оценка идей – разработка лучшей идеи – планирование и изготовление – апробирование и оценка. Однако будет ошибкой выполнять проекты согласно этому линейному порядку. Иногда последовательность работы бывает другой. Психологически учащимся будет комфортнее выполнять проекты в разной последовательности.
Список используемых источников
- Атутов П. Р. О технологическом мышлении: Постановка проблемы// Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы.-М.:, 1997.
- Атутов П. Р. Технология и современное образование: О содержании школьного курса «Технология» // М.: Педагогика,1996.
- Быстров В. М. Проблемы инновационных процессов в школьном предмете «Технология». Наука и школа.- 1999.
- Елесин А. М. Роль и место проектов школьников в региональном компоненте образовательной области «Технология». Развитие региональных систем образования: методология, теория, практика.-Рязань, 1997.
- Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся. Школа и производство.-1998.
- Лернер П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании как методе обучения технологии в средней школе. Школа и производство.-1999.
- Литова З.А. Творческие проекты в школе: В курсе «Технология» Школа.-2000.
- Матяш Н. В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании. Предпринимательство и занятость юных.-2000.
- Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования. Педагогика.-2000.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат.-М.: Академия, 2000.
- Пахомова Н. Учебный проект, его возможности. Учитель.-2000.
- Проектирование: Учебник по курсу «Технология» - Всемирный союз ОРТ, 1999.
- Сасова И.А. Метод проектов в обучении школьников. - М. ИОСО РАО,2000.
- Програмно-методические материалы «Технология. 5-11 классы». Сост. А.В. Марченко.- М.: Дрофа, 1999.
- Жихарская О.Б., Чернякова В.Н. Комбинированный урок по технологии и информатике. Школа и производство.-1998.
Приложение 3. Рисунки для работы на уроках.