Класс: третий
Цель урока: Формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать представления о Петре I – первом императоре.
- Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого.
- Выявить значение этих преобразований.
Развивающие:
- Развивать умения наблюдать, обобщать.
- Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.
Оборудование: учебник «Мое Отечество» автор: Данилов Д.Д., Тырин С.В., рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», презентация в программе Power Point, компьютер, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Повторение изученного материала
- Почему события начала XVII века называются Смутным временем?
- С каких событий началось Смутное время?
- Почему Минин и Пожарский стали народными героями?
- Из-за чего в стране могут наступить «смутные времена»?
- Определите, о ком сегодня пойдет речь на уроке? (о Петре Великом)
Иван III
Петр Великий
Иван Грозный
Слайд №3 (портрет Петра Великого, тема урока)
- Сегодня тема урока «Петр Великий».
Слайд №4 («река времени»)
- Найдите имя этого царя на «реке времени».
3. Постановка проблемной ситуации.
- Что произошло с течением «реки времени» в годы правления Петра I?
- Как называется следующий участок «реки времени»?
Задача урока – узнать, почему «река времени» сделала поворот, и какие события определили начало нового времени в истории нашей страны.
4. Объяснение нового материала
- Познакомимся с Петром Великим.
Доклад с презентацией (слайды № 5-14)
- Я приглашаю вас на прогулку по городу на Неве.
Слайды – экскурсия (слайды № 15-24)
- Кто бывал в этом городе?
- Чем запомнился этот город?
- Однажды наши герои Анюта и Илюша тоже побывали в Санкт-Петербурге. Давайте прочитаем, что они узнали.
Учебник с. 27, 3 абзаца
- Что же было на месте города много лет назад?
Слайд «строительство города» №25
- Еще 300 лет назад здесь были дремучие леса и непроходимые болота. Все изменилось, когда Петр I решил построить здесь город.
А.С.Пушкин писал:
От сель грозить мы будем Шведу.
Здесь будет город заложен,
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено,
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
- Почему возникла необходимость строить город?
Учебник с. 27, 4 - 6 абзацы
- нет выхода к морю
- нет флота
- трудно торговать с другими странами
- мало знакомы с научными открытиями и изобретениями
- страна начинала отставать от других государств
Царь понял это и начал преобразования.
- Как понимаете слово «преобразование»? (крупное изменение, перемена, переустройство чего-нибудь, изменение к лучшему)
Учебник с. 27, последний абзац
- Какие преобразования произвел Петр?
Доклад о строительстве города
Вначале была река: город начинался с Невы. Нева подготовила идеальное место для крепости, которая была заложена Петром в ходе Северной войны. Новая крепость была именована «Санкт-Петербург», в честь апостола Петра – хранителя ключей от рая и небесного покровителя императора.
Дата 16 мая 1703 года считается днем основания Санкт-Петербурга.
Строительство города было делом весьма непростым.
На строительство Петербурга простые люди шли как на смерть. Собранные сюда со всей страны крестьяне корчевали лес, осушали болота, строили набережные на топких берегах Невы. Гибли здесь и русские, и калмыки, и финны, и татары. Постройка Петербурга стоила жизни примерно 100 тыс. человек. Сам царь определял, кто должен приехать в Петербург и жить в нем, сколько купцов, сколько дворян, мастеровых и прочих граждан. Власти на местах должны были отбирать только «людей добрых». Если же обманывали и посылали в новый город плохих людей, то приславшим грозило разорение домов и жестокое наказание. Придворные боялись сырых и плохо обустроенных мест Петербурга, и их приходилось силой присылать сюда.
В царских указах говорилось, какие дома, кому и где строить. В зависимости от богатства должны были возводить каменные или деревянные дома. Кто в срок не выстраивал дома, того наказывали, отбирая половину имения. Камня на строительство не хватало, и царь запретил строить каменные дома везде, кроме Петербурга. Каждый ехавший в Петербург должен был везти камни. Количество их зависело от величины судна или подводы. Кто не привозил камней, тот за въезд в город платил деньги.
Нещадно наказывал Петр Великий тех, кто не соблюдал чистоту и порядок в городе. Извозчиков за неосторожную езду в первый раз пороли кнутом, а во второй раз ссылали на каторжные работы. Такое же наказание ждало тех, кто свозил и выбрасывал в Неву мусор.
Реформа органов власти и управления
Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти – Сенатом. Члены Сената назначались царем по принципу служебной пригодности. Сенат издавал постановление – указы, имеющие силу закона. Позже во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, который контролировал деятельность всех правящих учреждений.
В 1708 г. Петр ввел в России деление губернии. Страну разделили на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Смоленскую.
Во главе стояли губернаторы. Каждая губерния занимала большую территорию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Провинций было 50. В каждой провинции размещался полк солдат. Провинции делились на уезды.
Военная реформа
- увеличил число регулярных полков Преображенский и Семеновский полки, выросшие из детских потех царя, стали первыми полками российской армии;
- введена всеобщая воинская повинность;
- приобщил к армии казачьи войска;
- в Петербурге открыта Морская академия
Реформы в области культуры и быта
Работа с документом
- Прочитайте текст.
- Какие изменения произведены в образовании?
РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.
Главным содержанием реформ было становление и развитие культуры и просвещения, “европеизация” в быту и направлении развития культуры.
Первая светская школа была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне “Школа математицких и навигацких наук”, послужившая основой для Морской академии в Петербурге. В след за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы
Возникновение светской школы требовало создания новых учебников. Огромное значение имело создание в 1703 году “Арифметики сиречь науки числительной” Л.Магницкого, являвшейся учебником по всем разделам математики и подлинной математической энциклопедией того времени. Первоначально, когда необходимость в специалистах была особенно велика, правительство допускало в школы детей податных сословий, но уже в конце XVII века школы приобретают характер сословных дворянских учебных заведений. Рядом с ними вырастает система духовных семинарий.
Для печатанья светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом организованной книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки, легшей в основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек у многих аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета “Ведомости”, публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.
- Что последовало за этим?
- открыта первая светская школа в Москве, послужившая основой для Морской академии в Петербурге
- возникновение светской школы требовало создания новых учебников
- для печатания учебной литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге
- развитие книгопечатания сопровождалось началом книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки
- с 1703 года выходит первая русская газета «Ведомости» Слайд №30
- организуются крупные экспедиции, самая значительная была экспедиция Беринга Слайд №31
- составлены карты Каспийского моря, Курильских островов, подготовка первого Географического атласа России
- создана Кунсткамера – положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов - это было началом музейного дела в России Слайд №32
- открыта Академия наук в Петербурге Слайд №33
- переход к градостроительству и регулярной планировке городов
- старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была запрещена и заменена новой
- запрет носить бороды Слайд №34
- изменено начало летоисчисления – от Рождества Христова.
Нельзя сказать, что до Петра I не проводились реформы на Руси. Но новое внедрялось медленно.
Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию Петр, двигаясь с привычной российской неспешностью, как писал русский историк М.М.Щербаков, потребовалось бы 200 лет.
- Во время преобразований Петр не жалел ни себя, ни своих подданных.
Учебник с. 28, иллюстрации
- Кем мог быть человек, которому вручают мундир, до того, как его забрали в солдаты?
- С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу?
При Петре служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, в нее мог вернуться только инвалидом. Крестьяне и горожане согнанные на заводы и строительства были приписаны к ним и не могли их покинуть.
В царе ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга.
Чтобы укрепить власть, военную мощь страны царь все время увеличивал налоги на простое население.
Когда строился Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город. А жить в нем будем мы.» Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. В 1709 г. осадил Полтаву и здесь решил разбить Русские войска. Непобедимая до этого шведская армия была разбита. Знаменитый полтавский бой принес новую слову Петру. А через 5 лет после полтавской битвы молодой флот России разгромил и Шведскую эскадру. Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой. А в 1713 г. Петр объявил Санкт-Петербург новой столицей. 1721 – важная дата в истории России, Петр принял титул императора, и Россия стала называться Российской империей. Слайд №35, 36
Империя – монархическое государство, глава которого носит титул императора, все государственные органы управления беспрекословно подчиняются императору, могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире.
Ребята снова вернулись на гранитную набережную Санкт-Петербурга. Вдали они увидели памятник «Медный всадник». У этого памятника очень интересная история. Слайд №37
5. Итог урока Слайд №38
- Почему «река времени» сделала поворот?
- Какие события определили начало нового времени в истории?
6. Рефлексия
- Что запомнилось больше всего?
- С каким настроением заканчиваете урок?
7. Домашнее задание
- Страницы 27-31 учебника
- С помощью книг узнать больше о Петре I.
- Приготовить сообщение о российском флаге, о войне со Швецией.
Литература
- Данилов Д.Д., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. «Мое Отечество».
- Учебник-хрестоматия «Твоя Россия»: Автор-составитель: Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова.
- Города России. Ю.Н. Лубченков. Изд. Белый город.
- Великие россияне. Библиографическая библиотека. Ф.Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп.
- Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. – М.: Эксмо; Форум.
- Ключевский В.О. Русская история. – М.: Изд. Эксмо.
Выводы
Учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе. Параллельно работающий «автоматизированный обучающий конвейер» - это лишь еще один педагогический инструмент.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера.