Развитие памяти в младшем школьном возрасте

Разделы: Школьная психологическая служба


Память – основа всей психической деятельности, она является важнейшей познавательной функцией, лежит в основе развития и обучения.

«Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам.

В 2007 году было разработано методическое пособие, являющееся частью образовательной программы «Учусь учиться». Цель пособия – создание социально-психологических условий для выработки эффективного стиля познавательной деятельности у обучающихся.

Цель достигается за счёт решения следующих задач:

  1. обучающие:
  • познакомить обучающихся с познавательным процессом «память»,
  • ознакомить со способами запоминания информации,
  • научить приёмам запоминания различной информации;
  1. развивающие:
  • развить зрительную, слуховую, кратковременную и долговременную память,
  • развить необходимые и доступные на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии,
  • развить творческие способности;
  1. воспитательные:
  • способствовать формированию качеств: нравственных (трудолюбие, честность, дружелюбие), волевых (усидчивость, умение доводить начатое дело до конца),
  • формировать позитивную мотивацию (Зачем мне нужно этим заниматься? Как полученные на занятиях знания могут помочь мне в учёбе?).

Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста, а ведущей деятельностью этого возрастного периода является учебная деятельность, поэтому речь идёт о формировании у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, её познавательного компонента.

В пособие включены игры и творческие задания, которые предусматривают развитие самых разных типов и видов памяти, преодоление невнимательности, выработку некоторых важных и полезных привычек.

В структуре каждого занятия выделены следующие этапы работы:

  1. Приветствие (Оно всегда одинаково, что помогает детям настроиться на процесс обучения).
  2. Разминка (В разминки включены различные игры и упражнения развивающие тот или иной вид памяти и помогающие обучающимся настроиться на занятие).
  3.  Рефлексия предыдущего занятия (Данный этап помогает вспомнить, о чём говорили и что нового узнали на предыдущем занятии. Таким образом, педагог проверяет степень освоения обучающимися изученного ранее материала).
  4. Основное содержание занятия (На данном этапе занятия педагог знакомит обучающихся с методами развития памяти, способами запоминания различной информации, выдаёт рекомендации, помогающие сделать образовательный процесс более эффективным).
  5. Рефлексия текущего занятия (Данный этап работы на занятии помогает развить у обучающихся способность проводить самоанализ своей работы и саморефлексию).
  6. Прощание (Прощание с обучающимися проводится в виде одного и того же ритуала, например «Пирамидка дружбы». Ритуал помогает детям почувствовать принадлежность к группе, что способствует развитию доброжелательных отношений).

В занятия обязательно включены игры для отдыха, которые помогают снять эмоциональное напряжение, дают возможность подвигаться, повышают настроение, а, следовательно, и работоспособность детей.

Вашему вниманию предлагаются три занятия из данного пособия, помогающие детям быстро и легко научиться запоминать стихотворения.

Занятие. Запоминание стихотворений. Метод «Разрезанное стихотворение»

Задачи:

  • познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Разрезанное стихотворение»);
  • развить зрительную память и внимание.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, ксерокопия стихотворения С. Маршака (Приложение 1) для педагога, раздаточный материал для детей (Приложение 2).

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка. Игра «Счёт».

Дети встают в круг, а педагог объявляет, что сегодня он проверит, как они умеют считать.

Инструкция: «Сегодня при счёте запрещается говорить цифру «4», вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1,2,3, хлопок, 5,6,7,8,9,10,11,12,13, хлопок и т.д.

Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру «6».

3. Основное содержание занятия.

Прежде чем вы узнаете о приёмах, облегчающих запоминание стихотворного текста, не могу не сказать вам о том, насколько полезно для развития памяти само запоминание.

К сожалению, сейчас люди практически перестали запоминать стихи. А вот раньше, в 19 веке, да ещё и в середине 20 века самые обыкновенные люди знали наизусть огромное количество стихотворений. Увлечение поэзией было делом столь же популярным, как сейчас просмотр фильмов по домашнему кинотеатру.

Большинство нынешних молодых людей худо-бедно помнят наизусть лишь то, что заставляют учить в школе. При этом не могу не признать, что у людей прошлых поколений качество памяти было гораздо лучше, чем у ваших современников. А всё потому, что у них был большой опыт запоминания различной информации.

И мне не раз приходилось слышать от разных специалистов, что одной из причин ухудшения памяти у современных школьников является то, что они перестали запоминать стихи. Поэтому, если вы хотите сохранить хорошую память надолго, не пренебрегайте стихами.

Попробуйте хотя бы раз в месяц запоминать по одному стихотворению. Это отличный способ тренировки вашей памяти. Не говоря уже о том, что знанием поэзии всегда можно блеснуть в обществе.

Несмотря на то, что стихотворный текст запоминается гораздо легче обычного, мы всё равно испытываем некоторые трудности при его заучивании.

Как облегчить этот процесс?

Итак, пришло время познакомиться с первым способом запоминания стихотворения. Этот способ называется «Разрезанное стихотворение».

Сейчас нам предстоит выучить стихотворение С. Маршака «Пожалуйста, потише!» (Приложение 1).

/Заранее написанные слова данного стихотворения наклеены на разноцветных полосках бумаги./

Алгоритм заучивания способом «Разрезанное стихотворение».

  1. Все вместе читаем стихотворение вслух.
  2. Убираю первую строку. Вам необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.
  3. Убираю вторую строку. Вам вновь необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.

Примечание: строчки необходимо убирать по очереди. После каждого снятия с доски очередной строки стихотворения нужно обязательно повторять стихотворение от начала и до конца. Когда будет убрана последняя строка, дети повторяют стихотворение все вместе вслух, а затем каждый индивидуально. Правила заучивания стихотворений данным способом записываются в рабочих тетрадях.

Игра для отдыха «Счёт».

Инструкция: «Сейчас при счёте запрещается говорить все цифры, которые делятся на «3», вместо них необходимо хлопать в ладоши».

Задание для самостоятельной работы (Приложение 2).

Инструкция: «Предлагаю вам попробовать самостоятельно запомнить отрывок из стихотворения Ф. Тютчева при помощи изученного нами метода. У каждого из вас на столах, в конвертах, уже лежит разрезанное стихотворение. Каждая строка для удобства пронумерована». 

Анализ выполнения задания:

  • Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?
  • Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?

5. Рефлексия занятия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?

6. Прощание.

Занятие. Запоминание стихотворений. Метод «Шторка». 

Задачи:

  • познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Шторка»);
  • развить зрительную память и сосредоточенность внимания.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный материал для детей к заданиям 1 и 3 (Приложение 3, приложение 5), наглядный материал для педагога (Приложение 4), карточки для работы.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка. Игра «Ванная комната» (Приложение 3).

Инструкция: «Внимание! Перед вами 2 рисунка с изображением ванной комнаты. Сначала мы будем работать с рисунком № 1. В комнате есть различные предметы:

  • лёгкие и тяжёлые,
  • гладкие и шершавые,
  • мокрые и сухие.

Представьте, что вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из этих предметов. Вам даётся 1 минута на запоминание предметов, находящихся в данной комнате. Через 1 минуту вы перевернёте рисунок.

/Дети работают 1 минуту./

Возьмите рисунок № 2. Найдите недостающие предметы на рисунке и запишите их в тетрадь».

Недостающие предметы: лампочка, мочалка, зубная щётка, носки, коврик, мусор на полу, мыльница с мылом.

Анализ выполнения упражнения:

- Какой вид памяти мы сейчас тренировали?

3. Рефлексия предыдущего занятия.

- О чём говорили? Что нового узнали?

4. Основное содержание занятия.

Сегодня вам предстоит познакомиться с ещё одним способом запоминания стихотворений, который называется «Шторка». Данный способ позволяет существенно сократить количество прочтений стихотворения до полного и уверенного его воспроизведения. Суть способа заключается в последовательном закрытии правой части стихотворения и попытке закончит строки по памяти.

Как действовать?

Предположим, вы хотите выучить отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце».

Алгоритм заучивания стихотворения методом «Шторка».

  1. Прочитать стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.
  2. С правой стороны закрыть карточкой небольшую часть текста (1 или 2 слова). Попытаться прочитать произведение целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.
  3. Затем закрыть шторкой уже значительно большую область справа и вновь прочитать стихотворение целиком. Если всё прошло гладко – отлично. Если вы не смогли вспомнить какие-то слова, повторите этот шаг ещё раз.
  4. Закрыть почти все слова в строчках, оставляя в левой части только по одному слову. Читаем ещё раз. Получилось?
  5. Оставить не закрытыми только первые буквы строк и попытаться, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.
  6. Посмотреть на ряд, состоящий из букв и запомнить его.
  7. Настало время убрать текст полностью и попытаться воспроизвести стихотворение.

Итак, мы с вами ознакомились с алгоритмом заучивание стихотворений методом «Шторка». Предлагаю попробовать вместе выучить отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце» (Приложение 4).

/Дети работают по алгоритму заучивания вместе с педагогом./

Игра для отдыха «На видном месте».

Дети закрывают глаза, а педагог в это время на любое место в кабинете кладёт маленький предмет (ластик, значок и т. д.). Ребятам необходимо обнаружить этот предмет, но не говорить вслух о том, где он лежит, а быстро занять своё рабочее место. Кто первый вернётся на место, тот и победит.

Задание для самостоятельной работы (Приложение 5).

Инструкция: «Методом «Шторка» вам предстоит самостоятельно выучить ещё один отрывок из того же стихотворения. На карточках для вас напечатан отрывок данного произведения. Попытайтесь выучить его за 5 минут. Карточки – шторки находятся в конвертах».

/После выполнения задания необходимо попросить детей продекламировать выученные отрывки/

Анализ выполнения задания:

  • Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?
  • Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?

5. Рефлексия занятия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?

6. Прощание.

Занятие. Запоминание стихотворений 

Задачи:

  • отработать приёмы запоминания стихотворений (методы «Разрезанное стихотворение», «Шторка»);
  • развить зрительную память и сосредоточенность внимания.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный материал для детей к разминке и самостоятельной работе (Приложение 6, приложение 7), карточки для работы, конверты.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка. Игра «Найди отличия» (Приложение 6).

Инструкция: «Перед вами находятся 2 рисунка. Внимательно рассмотрите рисунок № 1. Попытайтесь запомнить всё, что там изображено. Для запоминания вам даётся 1 минута. Через 1 минуту вам предстоит работать с рисунком № 2. На рисунке № 2 необходимо найти 6 различий с рисунком № 1. Запиши в тетради предметы, которых не хватает на втором рисунке. Предметов всего шесть».

Недостающие предметы: младенец, бумажный самолёт, футбольный мяч, ведро с водой, вывеска (название улицы), портфель.

По сумме ошибок оцени свой ответ в баллах:

  • Ни одной ошибки – 10 баллов. Ты молодец!
  • Одна ошибка – 8 баллов. Очень хорошо!
  • Две ошибки – 6 баллов. Хорошо! Но ты можешь и лучше.
  • Три ошибки – 4 балла. У тебя есть время потренировать свою зрительную память.
  • Четыре ошибки – 3 балла. Срочно нужно потренироваться!

3. Рефлексия предыдущего занятия.

- О чём говорили? Что нового узнали?

4. Основное содержание занятия.

Сегодня нам предстоит повторить способы запоминания стихотворного текста. Попробуйте вспомнить и сказать, как они называются.

/Выслушать ответы детей./

Способом «Разрезанное стихотворение» мы выучили с вами отрывок из стихотворения С. Маршака «Пожалуйста, потише!». Предлагаю попробовать повторить его всем вместе вслух.

/Декламирование отрывка вслух./

Вторым способом «Шторка» мы выучили отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце». Есть ли желающие вспомнить этот отрывок?

/Индивидуальное декламирование отрывка вслух./

А сейчас вам предстоит самостоятельно отработать способ запоминания «Шторка».

Игра для отдыха: «Слова».

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего слова. Например, арбуз – зонт – троллейбус – сахар и т. д.

Задание для самостоятельной работы (Приложение 7).

Инструкция: «На ваших столах, в конвертах, приготовлены тексты стихотворений В. Маяковского. Вам необходимо выучить их, используя алгоритм запоминания к методу «Шторка». Для запоминания вам даётся 15 минут».

/По окончанию работы попросить детей озвучить выученный материал./

Анализ выполнения задания:

- Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?

5. Рефлексия занятия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?

6. Прощание.

Список литературы

  1. Акимова Г. Память – на пять! – Екатеринбург: У – Фактория, 2006.
  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Вуджек Т. Тренировка ума. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  4. Матюгин И.Ю. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. – М.: Издательство « Эйдос», 2001.
  5. Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. – М.: Издательство «Эйдос», 1997.
  6. Маяковский В. Поэмы. Стихотворения. – М.: Правда, 1989.
  7. Никитина Т. Б. Как развить хорошую память. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.; В 4 – х томах. – М.: Генезис, 2001.
  9. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  10. Чуковский К. Сказки. – М.: Издательство «Правда», 1990.