“Учиться можно только весело …” А.Франс.
Цели урока:
- Закрепить знание формул сокращенного умножения и умение использовать эти формулы при решении уравнений, раскрытии скобок, нахождении значений выражения.
- Показать красоту математики, превратить урок в увлекательное путешествие, где каждый может проявить себя.
Оборудование:
- кластеры по теме “ Формулы сокращенного умножения”;
- рабочие карты урока;
- раздаточный материал – карточки с заданиями разминки;
- карточки, на одной стороне ответ решения уравнения, а на другой – буква имени ученого;
- сигнальные карточки;
- таблица кодов городов, задания со звездочками, задания “Найти ошибку”;
- портрет Диофанта.
Ход урока
- Вводное слово учителя.
Задача, которая стоит перед каждым из вас, показать знание формул сокращенного умножения и умения применять их при решении задач.
- Домашнее задание.
1-я группа принимает участие в “Интеллектуальном марафоне по формулам сокращенного умножения”
Марафон
- РАЗЛОЖИТЬ НА МНОЖИТЕЛИ:
- 8а-18а3 (1балл)
- 9-в2-2ву-у2 (2 балла.)
- х3-8+(х+2)2-2х (4 балла)
- а 2х3-в2 х3-а2+в2 (2 балла.)
- х4+4 (6 баллов.)
- РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ:
- х (х+3)-(2+х)(х-2)=19 (1 балл.)
- 0,15х= 0,2 х2 (2 балла.)
- 64у2+128у+64=0 (3 балла.)
- ВЫЧИСЛИТЬ:
- (2 балла.)
- (1 балл.)
- 5,07. 4,93-5,05.4,95 (3 балла.)
2-я группа готовится к контрольной работе по дидактическому материалу К-7 вариант 1.
- Организационный момент:
В тетрадях учащиеся выполняют записи: дату урока, вид работы, оформляют рабочие карты урока. Приложение 1.
Слово учителя: Сегодня мы совершаем путешествие в страну “Мир формул”, рассмотрим все достопримечательности страны, побываем в музее, на ярмарке. И как любому путешественнику нам необходимо сначала определить, что это за страна, в которую мы отправляемся.
- Штурманы работают с кластерами у доски, выполнив по одному заданию из каждой области. Приложение 2.
- Расшифровать, какие формулы записаны на доске:
- ($+@)2=$2+2$@+@2
- (&-#)2 =&2-2&#+#2
- ($2-@)2=($-@)($+@)
- (J-F)(J+F)=J2-F2
- Проверим работу штурманов (проверка решений на доске).
1-й этап: “РАЗМИНКА” (сбор чемоданов)
Для каждого выражения из левого столбца подберите тождественно равное ему выражение из правого. Записать ответ в виде пар чисел. Работаем 5-7 минут. Проведем взаимопроверку по критериям, записанным в рабочих картах, и поставим оценки.
Ответ: 1-4,2-5,3-7,4-9,5-8,6-1,7-6,8-3,9-2.
Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом:
|
|
2-й этап “ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ”
Отправляемся в музей известного греческого ученого, жившего в 3 веке до нашей эры. В его книге “Арифметика” впервые появились формулы сокращенного умножения, записанные с помощью букв. Он первый доказал, что уравнение имеет столько корней, какова его степень. Работаем в парах и расшифровываем имя ученого.
Учащиеся работают по карточкам, на доске записаны ответы и буквы к ним. Называя ответ, учащиеся прикрепляют буквы и читают полученные слова: грек - Диофант.
3-й этап: “Денежные знаки”
Каждому путешественнику важно знать, с какой денежной суммой он приехал в страну. В настоящее время в денежном обороте находятся банкноты достоинством 10, 50, 100,500,1000,5000, где изображены достопримечательности городов России. Определить, какие города изображены на банкнотах?
Санкт-Петербург - | (х-2)(х2+2х+4) |
Красноярск - | (х+1)(х2-х+1) |
Архангельск - | (х-1)2(х2+2х+1) |
Ярославль - | (х+3)(х2+9) – (х+3)3х |
Владивосток - | (х-1)(х+1)(х4+х2+1) |
Название банкноты |
Ответ |
|
10 руб | х3+1 | Красноярск |
50 руб | х3-8 | Санкт-Петербург |
100 руб | х+х4 | ? |
500 руб | х4-2х2+1 | Архангельск |
1000 руб | х3+27 | Ярославль |
5000 руб | х6-1 | Владивосток |
Оставшаяся банкнота украшена достопримечательностями столицы России. Какого она достоинства?
Критерии оценивания:
- 3 верно выполненных задания-5,
- 2 верно выполненных задания-4,
- 1 верно выполненных задания-3.
На доске образцы решений заданий 3-5. Учащиеся проводят самопроверку. Оценка ставится в рабочую карту.
4-й этап: “Ярмарка-распродажа”
Побродим по ярмарке, приглядим себе товар по вкусу. Товар не простой - многочлены и тождества, в которых есть неизвестный одночлен. Тот, кто “купит” больше одночленов, при этом скажет правило, которым он пользовался, получает жетон. У кого будет больше жетонов, получает “5”. В игре используются сигнальные карточки. (Количество верных ответов учащиеся отмечают на полях тетради).
- в2+20в+* =( * + * )2
- * - 42рк+49к2 =( * - * )2
- ( * + 2а )2 = * +* +12ав
- ( 3х + *)2 = * + * +49у2
- 100т4 - 4п6 =(10т2 - *) (* +10т2)
- (* - в4) (в4 +*) =121а10 – в8
- ( *- 2м)2 =* - 40м + 4м2
- *.(а2 – 2в) =3а3в -6ав2
- *.(х2 –ху) = х2у2 – ху3
5-й этап: “Найти ошибку”
После любого путешествия, анализируем ошибки:
Найти ошибку | Ошибка | |
1 | (4у-3х)(3х+4у)=8у2-9х2 | 8у2 |
2 | 100m4-4n6=(10m2-2n2)(10m2+2n2) | 2n2 |
3 | (3x+a)2=9x2-6xa+a2 | -6xa |
4 | (6a2-9c)2=36a4-108a2c+18c2 | 18c2 |
6-й этап: Подведение итогов.
- Оценим степень усвоения материала.
- Какие задания вызвали затруднения?
- Что получилось?
- Какие задания понравились?