Цель урока:
- Развивать навыки выразительного, беглого, осознанного чтения.
- Развивать у детей гуманное отношение к животным, любовь к природе, чувства ответственности, сострадания.
- Разносторонне использовать богатство родного языка, все лучшие стороны обычаев, традиций своего народа.
- Приобщение детей к ценностям духовной культуры народа саха.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
2. Беседа об авторе и его книгах.
Учитель: На прошлых уроках мы говорили о народном поэте, который сочинил для вас много чудесных стихотворений. Вы все знаете наизусть его стихотворения. Если бы он был жив, ему исполнилось бы 95 лет. Его нет среди нас, но живы его стихи. Его стихи читали ваши мамы, папы.
Наверное, нет человека, который в детстве не знал и не читал стихи П. Н. Тобурокова и по страницам Букваря, родной литературы, и по его изданным произведениям. Читая произведения автора, мы узнаем о нем самом. Что вы узнали о П.Тобурокове? Что вы можете рассказать о жизни и произведениях П.Н.Тобурокова?
3. Выступления учащихся.
Дети: П.Н.Тобуроков - один из самых известных и любимых поэтов нашей республики. Поэт П.Н.Тобуроков родился в 1912 году в селе Оросу Верхне-Вилюйского района Республики Саха… Петр Николаевич написал много стихотворений для детей. В них рассказывается о любви к родному краю, родной природе, о птицах и животных, поступках детей, о нравственности- честности, порядочности, сострадании, трудолюбии. Эти стихотворения учат нас ко всему прекрасному, бережному отношению к окружающему миру.
Стихи П. Н. Тобурокова нам очень нравятся. Его стихи очень веселые, простые, легко запоминаются. Поэтому многие стихи Петра Николаевича стали песнями: «Подари подснежник », «Мячик», «Песенка о жаворонке» и т. д. И в наши дни многие мелодисты сочиняют мелодии песен на его стихи. Мы тоже любим сочинять мелодии по ходу чтения стихов поэта под звуки хомуса, музыкального инструмента варгана. В азбуке, по которой мы научились читать и писать вошло несколько стихотворений поэта.
Урок азбуки в 1 классе: «95 лет - народному поэту П.Н.Тобурокову».
Поем песни на стихи поэта, которые сами сочинили, в сопровождении хомуса.
4. Чтение по памяти стихотворений П.Н. Тобурокова.
Чтение стихов сопровождается движением кистей рук, пальцев, плеч, локтевого сустава. Делаем определенные движения двигательного опорного аппарата мелкой моторики на определенный согласный звук.
а) Стихотворение о жаворонке. (Чтение под звуки хомуса.)
- 1 строка - читаем, делая повороты плечами направо и налево.
- 2 строка - сначала правую вытянутую руку поднимаем вперед ладонями вверх, затем левую руку.
- 3 строка - поднимаем руки вверх, к небу.
- 4 строка - руки раскрыты в стороны, как крылышки птицы.
- Читаем, играя на хомусе.
б) Стихотворение «Соловей». (Звучит мелодия хомуса.)
Дьур-дьуру-дьуру-дьур
Льется песня соловья
Дьыр-дьыры-дьыры-дьыр
Лети выше, выше
Дьир-дьири-дьири-дьир
Соловей мой, соловей…
- Читаем делая определенные движения на звук «дь», руки раскрыть поочередно вперед перед собой при чтении слогов, слов со звуком «дь», поднимаемся на носок и опускаемся.
- Читаем запевая под звуки хомуса, поднимаем руки снизу вверх.
- Какие звуки и слоги повторяются в стихотворении?
в) Стихотворение «Дьиэрэнкэй» (название народного танца).
- Читаем в музыкальном сопровождении хомуса.
- Читаем в быстром темпе, а затем распевно.
- Чтение сочетается с исполнением танцевальных движений, исполняем прыжок вверх «дьиэрэнкэй», подскоки без напряжения, со стремительным продвижением, руки делают движения попеременно вперед и назад.
5. Стихотворения о животных.
У: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о добром отношении людей к «братьям меньшим». Рассказы, стихотворения о животных всегда занимательны, помогают лучше понять наших «братьев меньших ».
- Отгадайте загадки:
а) Говорят, Михаил-шептун под землей лежит. (медведь)
б) Говорят, некто пеструю голень имеет, а некто весь - темноликий. (белка)
в) Ой-ой, какое пестрое дитя есть, говорят. (лягушка)
- Знаете ли, любите ли вы этих животных? Прочитаем короткие стихотворения об этих животных.
6. Работа со стихотворениями П. Тобурокова.
- Чтение вслух по строчкам и по строфам.
а) «Медведь»
б) «Маленький лягушонок»
в) «Белочка» - Выразительное чтение стихотворений.
- Чтение с сопровождением игры на хомусе.
- Чтение на распев.
- Чтение с движениями в музыкальном сопровождении.
У: - Чтение в сочетании с движениями помогает нам представить картины, нарисованные автором, увидеть, какими словами созданы эти картины, помогает найти правильное интонирование при выразительном чтении стихотворений.
– Кто автор этих стихотворений? Чему учат его стихи? Что необыкновенного в стихах? Что сказано автором оригинально? и.т.д.
7. Слова поэта на тему: «Родной край».
Составление названия какого-либо произведения поэта из букв.
8. Исполнение стихов поэта, ставших песнями.
Исполнение на хомусе песен поэта.
9. Выводы.
У: Стихотворения народного поэта Петра Николаевича Тобурокова пронизаны добротой, любовью к родной природе, родному краю. Читайте и перечитывайте стихотворения П.Н. Тобурокова, постигайте мир его поэзии .
10. Задание на дом.
а) Делать иллюстрации к прочитанным произведениям.
б) Подготовьте сообщения – доклады, рефераты на темы: «Поэзия П. Тобурокова», «Мои любимые стихи», «Заиграй, мой хомус», «Читаю при помощи игры на хомусе» (по желанию).
Примечание. Дети с большим удовольствием играют на хомусах, с большим удовольствием читают в сопровождении хомуса. В классе всем становится радостно на душе от звеняще звучащего, говорящего звука хомуса и у играющего, и у читающего, и у слушателей. Распевное чтение стихотворений под звуки мелодий хомуса, чтение в сочетании с движениями по содержанию изучаемого произведения и на определенный согласный звук проходит в атмосфере любви, добра, радости, повышает эффективность чтения. Дети с большим удовольствием учатся читать стихи, читают осознанно, легко и эмоционально воспринимают новый изучаемый материал. В классе царит атмосфера творчества, взаимопонимания, играет энергия живости, вдохновения, развивается качества творческой личности.
Каждый учитель стремиться повысить свое педагогическое мастерство и самообразование. На уроках чтения я использую «Методические приемы при изучении согласных звуков», «Методические приемы для чтения». Основой методприемов и дидактических игр является данная технология. Если систематически следовать описанной технологии работы со стихотворением во время чтения, учащиеся понимают смысл такой работы, принимают и осваивают ее – начинают сами самостоятельно читать так же и во внеклассных чтениях. Данная технология помогает детям читать на одном уроке несколько тематически близких стихотворений.