Цель:
- изучить особенности размещения религий по территории земного шара; определить
- центры мировых религий; познакомится с религиозными догмами.
Оборудование: ПК, мультимедиа, политическая карта мира, атласы, словари, энциклопедии.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение новой темы. Актуализация опорных знаний
Учитель: Слово “религия” происходит от латинского religio – благочестие, набожность, святыня. Религия основывается на вере в реальное существование сверхъестественного. Разные религии наделяют сверхъестественной силой, или возводят в культ природу, предков, вождей и т.д.
Мы с вами уже знакомились с религиями при изучении географии населения России. Вспомните, какие религии распространены в России?
3. Практическая работа
Класс делится на 3 группы и получает задание: “С помощью специальной литературы: энциклопедий, справочников ( см. Литература) заполните листы (см. Приложение 1) по трем мировым религиям. Определите: время и место возникновения, кто является основателем этой религии, назовите основной источник вероучения, ритуальные молитвы, названия архитектурных религиозных сооружений, религиозные центры, назовите титулы духовных лиц этих религий. Рядом надо написать по два три слова”.
4. Беседа по выполненной работе
Учащиеся отвечают по заполненным листам. Учитель подводит к тому, что кроме мировых религий есть национальные и традиционные религии. На доске составляется схема (см. Приложение 2).
Назовите пожалуйста кто является высшим духовным лицом у нас в России в православной религии.(Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II). Кроме мировых религий есть традиционные (шаманизм, племенные, тотемизм и т.д.), а также национальные (синтоизм, иудаизм и др.) (см. Приложение 3).
Перечислите представители, каких религий проживают на территории Хакасии? Хакасы, какую религию исповедуют?
Кроме этой классификации религий есть еще другая. Религии делятся на политеистические и монотеистические. Монотеистические – поклонение одному божеству. В политеистических происходит поклонение нескольким божествам, примером такой религии является индуизм (Кришна, Вишну, Кали, Шива и т.д.). Сюда же можно отнести шаманизм поклонение духам: огня, воды, земли, гор и т.д.
5. Использование ИКТ
С помощью мультимедиа учитель демонстрирует детям таблицы и карты распространение религий на Земле. Используется электронный учебник по “Экономической и социальной географии мира” по материалам В.П. Максаковского. здесь рассматривается распространение как традиционных, мировых, так и национальных религий. В таблицах рассматривается распределение численности верующих по отдельным религиям. Здесь кратко рассказываю о том , что в этом побывала в Иволгинском дацане и показываю несколько фотослайдов (см. Приложение 4). Вместе с этим звучит музыка буддийских мантр.
6. Закрепление изученного материала
Беседа учителя с учащимися.
– Почему основные религии мира возникли в Азии?
– Объясните причины распространения мировых религий?
– В чем влияние религий на человеческую деятельность (экономику, демографию, культуру и т.д.)?
Выполнение теста.
7. Домашнее задание
Литература для учителя
- Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Максаковский, В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. Главы к учеб. “Экономическая и социальная география мира”. 10 кл.: пособ. для учащихся общеобразоват. учреждений / В.П.Максаковский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
- Электронный учебник “Экономическая и социальная география мира” 10 кл. Изд. Просвещение.
Литература для учащихся
- Антология чудес. Тайны, загадки, мистические учения./ Под.ред. Э.Грубер, П. Фибаг и др. ЗАО “Издательский Дом Ридерз Дайджест” 2006.
- Атлас мира иллюстрированный. Новейшие карты, цифры, факты, раздел о России./ под.ред. Н.Эдельман и др. ЗАО “Издательский Дом Ридерз Дайджест” 2007.
- Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Современный литератор, 2006.