Урок русского языка в 4-м классе "Употребление в речи имён прилагательных - антонимов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнение роли имен прилагательных в речи, закрепление понятия “антонимы”;
  • воспитание любви и интереса к изучению родного языка;
  • развитие связной устной и письменной речи.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на наш урок пришли гости. Покажите им, что вы - настоящие ученики. Садитесь.

- Ребята, вам знакома фамилия писателя Евгения Шварца? Е.Шварц написал “Сказку о потерянном времени”. В ней говорится о том, как дети, которые часто опаздывали в школу, бродили по улицам во время уроков - в общем, теряли драгоценное время - однажды превратились в старичков и им пришлось возвращать потерянное время, чтобы вновь стать детьми, учениками. Один из старичков не успел сделать этого в сказке. Он просит нас помочь ему вернуть потерянное время. Для этого мы должны многое успеть на этом уроке и выполнить все задания. (На доске – портрет старичка, борода, светлые волосы и грустная улыбка  крепятся на маленькие магниты заранее).

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Послушайте стихотворение и скажите, какая часть речи рассказывает в нем о себе.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

  • Итак, какая часть речи рассказывает о себе? (Имя прилагательное)

На доске появляется табличка [ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ]

  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ7 КАКИЕ?)
  • Что обозначает имя прилагательное? (ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА)
  • Подберите к словам, записанным на доске слова с противоположным значением.

Неряшливый - (АККУРАТНЫЙ)
Обычный - (НЕОБЫЧНЫЙ)
Мягкий - (ТВЕРДЫЙ)]
Очень маленький - (ОГРОМНЫЙ)
Старый- (НОВЫЙ)
Неинтересный - (ИНТЕРЕСНЫЙ)
Большой - (МАЛЕНЬКИЙ).

  • Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)
  • Сделайте вывод, о чем мы будем говорить на уроке? (Об именах прилагательных - антонимах).

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока: “Употребление имен прилагательных - антонимов в речи”.

  1. Словарная работа.

- Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”. Найдите во втором столбике два словарных слова (Аккуратный, огромный). Запишите их в тетради. Назовите опасные места. Выделите их в тетради.

  1. Закрепление пройденного материала.
  1. Работа над предложением.

- Запишите предложение: Мы слушали музыку. А теперь послушайте музыку и опишите ее. Дети слушают тихую, грустную мелодию.

- Составьте предложение о том, какая это музыка. (Она была грустная. Звучала тихо, медленно.) Запишем эти предложения комментировано. Объясните постановку запятой в последнем предложении. Какими членами предложения являются здесь прилагательные? Подчеркните их.

- А теперь составьте предложение, употребив антонимы. (Она была веселая. Звучала громко, быстро.) Дети слушают веселую музыку.

 Физминутка.

Ниже (присели) - выше (встали)
Уже (руки сложить вместе) - шире (руки в стороны)
Дальше (смотрим вдаль) - ближе (наклон вперед)
Сели тише.

  1. Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 32, сейчас мы выполним упражнение 205. (Выполняется по шагам.) Запись в тетради:

  • Честный - лживый человек
  • Узкий - широкий пояс
  • Близкий - далекий берег
  • Прекрасный -ужасный день
  • Устный - письменный рассказ
  • Прекрасный - безобразный рисунок.
  1. Устная работа по выявлению роли прилагательных-антонимов в речи.

На доске слова: погода, принцесса.

Ребята, вспомните стихотворение Г.Сапгира “Людоед и принцесса или все наоборот”. Как звучали первые строчки? (Погода была прекрасная, принцесса была ужасная). Как стали звучать эти строчки во второй части стихотворения? (Погода была ужасная, принцесса была прекрасная).

Для чего автор использовал прилагательные-антонимы? (Чтобы изменить смысл, придать выразительность тексту).

  1. Запись предложений под диктовку.

- Прилагательные - антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках. Мы запишем несколько из них под диктовку.

  • Хороша вещь, когда новая, а друг - когда старый.
  • Веревка хороша длинная, а речь - короткая.

Объясните написание слов вещь и речь. Обозначьте эту орфограмму.

  1. Итог урока.

- Что мы успели повторить и закрепить на уроке? Для чего мы употребляем прилагательные-антонимы?

Вы прекрасно справились со всеми заданиями и теперь нашего гостя ждет превращение. Для этого вы должны подобрать антонимы к словам, которые я назову.

Наш старичок светловолосый - темноволосый, (убираю светлые волосы)
Грустный – веселый (переворачиваю грустную улыбку)
Старый - молодой (убираю бороду).

- Наш гость был старичком, а стал учеником. Пожелаем ему быть таким же прилежным и старательным, как вы, ребята.

- Оценки за работу на уроке в тетрадях получит каждый из вас, а за устные ответы “5” - “4” .

- Урок окончен. Спасибо за внимание.