Цели урока:
- организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью развития творческого и системного мышления; создать условия для формирования личностных качеств: ответственности, выбор ответа, способа действия, смысла способа поведения, коммуникативности;
- закрепить знания по теме "Имя существительное";
- закрепить умение производить известные виды анализа; развивать умение самостоятельного использования словарей; расширить кругозор детей.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап.
- Эмоциональный настрой на урок;
- Вводная беседа; знакомство с задачами на урок;
Когда вы приходите в гости в незнакомый дом, допустим к своему новому другу, что вы делаете? Осматриваетесь, знакомитесь с родственниками, находите что- то интересное в доме, узнаете о своем новом знакомом как можно больше? Вот и сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к слову. Постараемся узнать о нем как можно больше: что у него записано в свидетельстве о рождении, его анкетные данные, его родственников, его друзей, и повторим все, что вы знаете о частях речи.
2. Словарная работа.
Я буду произносить слова, а вы вполголоса повторяйте их за мной.
В:юга - Что общего в этих словах? Сне: - Почему? М:ро: - На какую тему? М:тель П:года
Объясните, орфограммы.
- Запишите слова в тетрадь в столбик.
Проверьте. Сравните с экраном.
3. Работа над новым словом.
Итак, мы с вами пришли в гости. Но чтобы узнать у какого слова мы с вами в гостях сегодня вы должны отгадать загадку. Внимание на экран:
-Что же это такое? А мы его можем потрогать? А как же мы узнаем, что ветер есть? (Почувствовать, услышать, увидеть.)
- А что такое ветер?
(Высказывания детей.)
- А если я сомневаюсь, куда я должна посмотреть, чтобы уточнить? (В толковый словарь.)
- Посмотрим, что же там записано. (Читаем с экрана значение слова.)
- Поставьте ударение в слове ветер.
- Есть ли в слове безударная гласная? Как ее проверить?
- Постарайтесь подобрать слова, чтобы эта гласная была под ударением.
Есть ли такие слова?
А раз эта гласная не проверяется ударением, значит слово какое? (Словарное.) Да, и написание этого слова нужно запомнить.
Запишем слово:
Ветер - 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков. (полный фонетический разбор слова).
А к какой части речи относится это слово?
Запишем, все, что мы можем сказать об этом слове как о части речи:
Ветер - что?, им. сущ., неодуш., нариц., ед. ч., м. р.
4. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
5. Работа с родственными словами.
- Настало время познакомиться с родственниками слова ветер.
Мы их уже называли, подбирая проверочные слова. Назовите их еще раз. (Дети называют однокоренные слова.)
Посмотрим, что для нас выбрал компьютер:
Ветерок - Назовите общую часть слова. Ветерочек - Назовите только имена существительные. Ветрище - Как узнали, что это им существительные? Ветреный - А какие сущ. отвечают на вопрос кто? Ветряная - Образуйте с корнем -ветр- одуш. сущ. им. Проветрить собственное. Ветров - Кто это?
- Опишите ветер. Какой он может быть? (Легкий, мягкий, нежный, прохладный, злой, холодный, пронизывающий, игривый, сильный, слабый, северный и т.д.)
- К какой части речи относятся эти слова?
- Почему?
- Запишем рядом с сущ. прилагательные. Какие нам предложит компьютер?
Ветерок легкий
Ветерочек игривый
Ветрище сильный
- Устно составьте предложения с получившимися словосочетаниями.
6. Физминутка.
Поверим, умеете ли вы дышать. Грудное и брюшное дыхание.
Дуем на полоски бумаги:
Ветер - серьезно
Ветерок - игриво
Ветерочек - нежно
Ветрище - сильно, строго. (Используйте мимику.)
7. Синтаксический разбор предложения.
- Какое слово у нас осталось в записи? (Проветрить.)
- К какой части речи относится это слово? Почему?
- А что может делать ветер? (Ветер (что делает?) Сеет, веет, дует, гонит, холодит, обдувает, играет и т.д.)
- Прочтите, пожалуйста, предложения на экране:
Ветер, ветерок, ветрище!
Ты чего по свету рыщешь?
- К кому обращаются? Запишите в тетрадь второе предложение. Какое это предложение? Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения, главные члены предложения. Чем выражены главные члены предложения.
- А есть в этом предложении имя существительное? (по свету - свет - направление.)
8. Работа в парах.
Возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Выпишите из отрывков глаголы, которые показывают действия ветра.
№1
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит:
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту:
№2
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Кто знает, кому принадлежат это строки? Из каких они произведений?
9. Работа с фразеологическими оборотами.
- Однажды ветерок до меня донес разговор двух мальчиков. Один другому говорил, что он прокатился с ветерком на своем портфеле.
- Это как? (Очень быстро.)
- А другой мальчик ему говорит: "Да у тебя ветер в голове".
- А это как? (Так говорят о несерьезном человеке.)
- А я шла и думала: "А не бросают ли они слова на ветер". (Говорят без пользы, необдуманно.)
- Кто из героев лит. произведений бросал слова на ветер? А это хорошо?
10. Игра - Физминутка.
Ветерок - ветрище.
- А я теперь закрою глаза и сосчитаю до 3, а вы за это время залезьте под парты и внимательно слушайте, что будет. (Дети прячутся под парты.)
- Ой, а где же мои дети? Их что ветром сдуло со своих мест?
- Что это значит? (Внезапно исчезнуть.) Учитель стоит один, как ветер в поле.
- Закрою я сейчас глаза, сосчитаю до трех, и, наверное, появятся мои дети, и тихо сядут на свои места.
- Каким это ветром вас занесло? (Неожиданное появление, прибытие.)
- Как называются все те выражения, о которых мы сейчас с вами говорили? (Фразеологизмы.)
11. Работа с синонимами.
- А вот в гости к ветру зашли его друзья. Давайте посмотрим на них. (Показ слайдов и видеофрагмента.)
- Вы узнали их?
- Ветер приятен человеку, он ему помогает. Но может приносить и беду, если усилится. (Можно зачитать отрывок из рассказа "Удивительные ветры" В.Мезенцева. Окружающий мир. Пособие для учителя 2 класс).
Смерч
Вихрь
Буря
Ураган
- Что обозначают эти слова? (Значение из толкового словаря узнаем. Дети работают самостоятельно в парах, каждая пара ищет свое слово и зачитывает).
12. Работа в парах.
- Расположите друзей по мере увеличения их силы. (Ветер, вихрь, буря, ураган, смерч.)
- Проверьте, так ли у вас получилось. (Проверка по экрану.)
13. Итог урока.
- Ну, вот и подходит к концу наш урок. Как говориться: "В гостях хорошо, а дома лучше".
- Как вы думаете, решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
- Пополнился ли ваш багаж знаний после урока? Я очень рада.
- У нас с вами была еще и учебная задача: повторить части речи. Вот сейчас мы и проверим, как вы усвоили эту тему.
14. Проверочная работа.
Сущ. Гл. 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Слова: дует, ветер, вихрь, гонит, воет, смерч.
Что у вас получилось? (цифра "5".)
15. Домашнее задание.
- Посмотрите у каждого из вас есть текст:
Родился ______________ в середине Атлантического океана. Был он маленький и ласковый. Игриво перелетал он с волны на волну, набирался силы. И поднялся наш __________ высоко в небо. Стал нежно играть с маленькими облачками, собирать их в кучку - тучку. Долго ему пришлось гоняться за ними. И не заметил он, как превратился в сильный __________, который несёт тучу над океаном. Злит его, что туча тяжелеет и медленно, как черепаха, ползет она по небу. От злости раздуло его. И вот он уже колкий и пронизывающий ___________. Полетел он к берегам далекого острова.
А по пути :
Задание:
- прочитай текст;
- вставь пропущенные слова;
- придумай окончание истории.
16. Рефлексия урока.
- У каждого есть листочек. Напишите на нем цифру:
1 - если вам было интересно;
2 - если вам было интересно, но трудно;
3 - если вы ничего не поняли, вам было неинтересно;
4 - вы не знаете, что можно сказать об уроке.
Всем большое спасибо!!!