Занятие проходило в рамках дня правовых знаний. Разработку данного занятия можно использовать как занятие по предмету или как воспитательное мероприятие профориентационной направленности.
Цели занятия:
- Знакомство учащихся с ситуацией на рынке труда г.Москвы и нормами трудового права.
- Развитие осознанного подхода к выбору профессии.
- Воспитание социальной ответственности.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
Раздаточный материал: Трудовой кодекс РФ, газеты и журналы по трудоустройству.
Учащимся дается предварительное задание: найти информацию, при помощи Интернет-сайтов и прессы.
Занятие сопровождается компьютерной презентацией (Презентация).
Ход занятия
Учитель объявляет цель занятия.
На экране: тема занятия (слайд №1)
Учитель: "Для начала, сформулируем определение рынка труда, а для этого подумаем: что же такое рынок?"
Ученики: "Это некое место (сфера) обмена денег на товар или услугу".
Учитель: "В свою очередь, рынок труда - это сфера обмена услуг труда на заработную плату". (слайд №2)
Рынок труда имеет несколько отличительных особенностей (слайд №3):
Продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.
Спрос на труд - производный. Когда есть спрос на товар, появляется спрос на его производство.
Отношения продавца и покупателя, как правило, являются долговременными, в отличие от рынка товаров.
Цена услуг труда (зарплата) является наименее гибкой из всех цен в экономике.
Учитель: "Давайте уточним, кто на этом рынке является потребителем, а кто продавцом услуг труда?"
Ученики: "Потребителем услуг труда является работодатель, а продавцом - сам человек (наемный работник)".
Учитель: "Теперь рассмотрим ситуацию на рынке труда в Москве на сегодняшний день".
Каждая из групп получила небольшое задание: найти информацию, при помощи Интернет-сайтов и прессы, давайте посмотрим, что получилось.
1 группа, назовите 5-6 наиболее востребованных вакансий, для которых необходимы специальное образование и опыт работы.
(ответ-обсуждение)
Примеры: монтажник-высотник, милиционер, водитель категории "С" и "Д" и т.д.
2 группа, работу на каких должностях ищут люди, имеющие специальное образование и опыт работы?
(ответ-обсуждение)
Примеры: финансовый директор, стоматолог, психолог и т.д.
3 группу прошу назвать вакансии с самой высокой и, напротив, самой низкой заработной платой.
В результате беседы видно, что существует проблема соотношения вакансий и заработной платы: чем выше заработная плата, тем меньше вакансий и выше требования к соискателям.
4 группу мы выслушаем чуть позже, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию данные Федеральной службы занятости и Федеральной службы государственной статистики России (www.gks.ru, www.labor.ru). (слайды № 4,5,6)
А теперь слово 4-ой группе, вопрос звучит следующим образом: на какую работу и оплату труда могут рассчитывать молодые люди, не имеющие спец. образования и опыт работы?
(ответ-обсуждение)
Примеры: курьер, торговый агент, распространитель рекламной продукции, уборщик и т.д. с зарплатой от 4000 до 8000 руб.
Вывод: молодые люди, не имеющие специального образования и опыта работы, могут рассчитывать на рабочие места с невысокой оплатой труда, но при этом с гибким графиком и возможностью временного трудоустройства.
Учитель: "Заработную плату можно обозначить, но ещё важнее её реально получить. Чтобы ваши права не были ущемлены, надо обладать минимальным набором правовых знаний. Слово учителю права".
Учитель права знакомит учащихся с Трудовым кодексом. Особое внимание обращает на ст. 63-68 о заключении трудового договора, ст. 135-140 - о заработной плате, ст. 42 - особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
После разбора статей целесообразно дать возможность учащимся задать дополнительные вопросы.
Подведение итогов занятия.