Цель урока:
- повторить чтение, запись натуральных чисел и действия над ними;
- расширить знания учащихся об истории родного края.
Вид урока: интегрированный урок по математике и краеведению.
Оборудование к уроку:
- компьютерная презентация с достопримечательностями села Микулина;
- задачи с использованием краеведческого материала;
- стихи местных поэтов.
Ход урока
Учитель. Сегодня у нас не обычный урок математики. Мы повторим действия с натуральными числами и поговорим об истории нашего села, которое называлось Микулино-Городище.
Первое задание. (Репродукция картины В. Зайцева "Микулино-Гороще"; изображено с. Микулино в XIV веке. Рис. 1)
Рис. 1
Запишите с помощью цифр все числа, которые вы услышите в рассказе учителя о селе. "Из летописи известно, что самым древним поселением Лотошинского района было Микулино-Городище впервые город обособился около 1318 года, когда тверской князь Михаил Ярославич дал его сыну Александру. После его гибели в Орде, 1339 году, правление Городищем переходит к его шестилетнему сыну Михаилу Александровичу. Его самостоятельное управление Микулинским удельным княжеством началось, когда ему исполнилось 21 год. Первое упоминание об этом событии было 1360 году.
Вопросы.
- Какие числа вы записали? (1318, 1339, 6, 21, 1360.)
- Как они называются? (натуральные)
- Сколько лет прошло между датами: упоминание в летописи и завещанием, когда Михаил Александрович получил удел в наследство? (1339 - 1318 = 21)
- Сколько лет нашему селу? (2006 - 1318 = 688)
- Какое арифметическое действие вы произвели с натуральными числами? (Вычитание.)
- Как производиться запись чисел при действиях сложения и вычитания?
- Какие классы вы знаете?
- Из каких разрядов состоит каждый класс?
- Что означает ноль в разряде? Укажите числа, в которых отсутствуют разряды.
Второе задание. (Изображение вала. Рис. 2)
Рис. 2
Микулино-Городище находится в 53 верстах от Твери, 40 верстах от Старицы и 50 от Волоколамска. Он являлся, таким образом, удаленным от крупных городских центров и являлся форпостом. Вот почему Михаил Александрович стал заботиться об укреплении своего удела. Микулино - Городище имело внешнее укрепление из земляного, кругообразного вала в три сажени вышины и 300 сажень длины, причем площадь укрепления имела 10000 м2. среди вала есть следы трёх городских ворот: северных, восточных и южных. В древности на валу существовал частокол из вековых деревьев, а в низу он был ров, наполненным водой.
Вопросы.
- Какие числа вы записали? (53 в, 40 в, 50 в, 3с, 300 с, 10000 м2 , 3, 100 лет)
- Какие разряды отсутствуют в числах отражающих расстояние? А в площади вала?
- Сажень составляет 176 см., то есть расстояние размаха рук. Чему равна высота вала в сантиметрах и метрах?
- Чему равна длина вала по окружности?
- Выразите в гектарах площадь вала.
Решение задач и записи чисел ученики выполняют самостоятельно, а два ученика выполняют решение на обратных сторонах доски для последующей проверки.
Литературная страница.
Ученик читает отрывок стихотворения А. Ефимова "Микулин град".
Микулин град, ты дорог мне!
Ты часто снишься мне во сне,
И в честь твою я песнь пою,
Тебе я сердце отдаю!Ты дорог мне, мой край родной,
Люблю, когда сады цветут
И травы буйные растут.
Любви прекрасная пора -И веселится детвора.
Люблю тогда, когда жара,
И сенокосная пора,
И аромат медовых трав,Осень зеленая дубрав.
Обилье ягод и грибов,
И лес, скажу, моя любовь.
Учитель. Третье задание
Микулино расположено на левом берегу реки Шоши, выше "уреза" реки на 25-30 м
(Изображение реки возле моста. Рис 3)
Рис. 3
Ученик читает стихотворение Н. Кончаловской, в котором название реки изменено на название Шоша.
Шоша - река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.Как люди начали селиться,
За тыном тын, за домом - дом.
Росло на берегу твоем
Начало будущего града.Ты отражался в глади вод,
Что строил русский наш народ.
Под первую стеной сосновой:
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог.
Задача. Река Шоша протекает по Тверской и Московской областям России и в падает в западную оконечность Волжского водохранилища - Московское море. Река имеет длину 151 км. Низовье реки было затоплено на 60 км. Река берет своё начало из болот северо-западных склонов Клинской гряды. Определите длину реки до затопления.
Решение задачи производится устно. (60 + 151 = 211)
Учитель. Задание четвертое. (Изображение собора Архангела Михаила. Рис 4).
Рис. 4
Два ученик читает стихотворение Н. Наградовой.
В этот августовский теплый вечер
Сколько здесь прихожан и детей!
И позвал к себе храм этой встречей
Дорогих и желанных гостей.Время храм разрушало нещадно,
Жизнь его, придавая земле.
Возвышаясь, он смотрит отрадно
На торжественный свой юбилейЗдесь Болотникова разбили,
Побеждал храбрый Дмитрий Донской
Сколько крови князья проливали -
Помнит все это вал земляной.Горько жить этой болью старинной,
Но забудет земля боль и стон,
Лишь раздастся над славной долиной
Колокольный микулинский звон.Здесь чеканили даже монету,
При раскопках здесь чашу нашли -
Серебром сверкала столетним
Эту редкость в музей отнесли.И хранит Шоша тайны веками -
Ведь была судоходной рекой.
А собор, освященный сердцами,
Как дозорный стоит часовой.Были распри, разруха, потери,
Но спасла храм святая любовь.
И открыл он свои настежь двери
Для простых душ, сиянья умов.
Задача. Вот уже 610 лет стоит на берегу реки в валу стоит храм Архангела Михаила. В 2008 году отмечали очередную юбилейную дату. В каком году был основан наш храм? (1398г.)
Задача. (Изображение собора 1822 г. Рис. 5).
Рис. 5
Затем изображение "Воззвания". Рис. 6) Внешний и внутренний вид собора со временем менялся в результате ремонтов и реставраций. Но самая крупная реставрация была проведена 1887 году на деньги прихожан - 1740 руб., Тверская епархия пожертвовала 1700 руб. Было выпущено воззвание для сбора денег, что дало еще 3410 руб. Какая сумма была потрачена на реставрацию. (6850 руб.)
Рис. 6
Задача. (изображение храма во время реставрации. Рис. 7.)
Рис. 7
После революции служба в храме прекратилась, и он стал разрушаться. В 80 годах XX столетия он имел удручающий вид, Но в 1987 году была произведена реставрация под руководством Московским комитетом по охране памятников старины на сумму, превышающую предпоследнюю реставрацию, на 129700 рублей. Сколько лет прошло меду последними двумя реставрациями? Какая сумма была потрачена на реставрацию в 1987 году? (100 лет; 136550 руб.)
После решения задачи фотография собора 2008 года. Рис 8.
Рис. 8
Итог урока.
- Выставление оценок.
- Сегодня вы и повторили действия с натуральными числами, а также познакомились с историей нашего села.
- Домашнее задание. Вы живете в разных деревнях Сельского поселения Микулинское. Узнайте, сколько человек проживает в вашей деревне. На следующем уроке мы определим численность населения в нашем поселении.
Литература.
- В. И. Колосов "Прошлое и настоящее Твери.
- Энциклопедия Тверской области.
- Газета "Сельская новь".
- Стихотворение Н. Наградовой "Храм над Шошей".
- Стихотворение А. Ефимова "Микулино-Городище".