Конспект урока по теме "Как природа залечивает раны". Окружающий мир (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Обучающая цель:

  • На основе изучения теоретического материала по теме “Как природа залечивает раны” разработать предложения по пропаганде и применению полученных экологических знаний.

Развивающие цели:

  • Развивать наблюдательность, логическое мышление.
  • Формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности.

Воспитательные цели:

  • Формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся со способностью природы восстанавливать замкнутый круговорот веществ путём смены экосистем.
  2. Показать неспособность природы полностью восстанавливать условия, нарушенные человеческой деятельностью.
  3. Углубить знания детей о взаимосвязях в природе.
  4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать устную речь.
  5. Формировать инструментальные компетентности (умение создавать новое).
  6. Разработать проект, плакат, инструкцию по теме урока.
  7. Способствовать воспитанию любви к природе, бережного к ней отношения.

Оборудование:

  1. карточки со словами: я знаю, я хочу знать, экология, экосистема, природа;
  2. карточки для индивидуального опроса;
  3. карточки с вопросами для групповой работы;
  4. выставка книг о природе, учебник;
  5. презентация со схемами;
  6. компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

1.Настрой.

Улыбнемся друг другу, создадим себе и другим хорошее настроение и тихонько сядем.

2. Разминка.

Вопрос первой группе: Каких камней в море нет? (сухих)

Второй группе: Может ли воробей назвать себя птицей? (нет)

Третьей группе: У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)

Обратите внимание, ребята, как точно люди подметили отличительные признаки предметов через наблюдение. И вы, сегодня, когда шли в школу, тоже старались заметить что-то интересное в природе. Кому это удалось?

Давайте оглянемся по сторонам и представим то, о чем я буду говорить.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа).

3. Актуализация знаний учащихся.

А сейчас, ребята, мы кратко повторим и обобщим наши знания о природе, так как она невидимыми нитями связана с человеком. Человек – часть природы. Давайте проведем экологическое моделирование, но сначала вспомним, что такое экология (экос – дом, логос – наука), наука о доме, о защите нашего дома, природы <Слайд 1>. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Построим эти связи, посмотрим, что нам дает природа, за что мы ей благодарны? Обсудите это в группах. (После обсуждения дети высказывают своё мнение, а затем идёт обобщение “Что даёт нам природа”) <Слайд 3>.

Мы начали разговор о природе потому, что тема нашего урока “Как природа залечивает раны?”. Обратите внимание, что о природе говорится как о живом существе. Подумайте, на какие вопросы мы должны найти ответы. (Дети высказывают свои предположения, используется карточка “Я хочу знать”):

Какие раны могут быть у природы?

Как природа приспособилась восстанавливать нарушенные экосистемы?

Может ли природа самостоятельно залечить раны, нанесённые человеком?

Каковы правила поведения в природе?

На какие вопросы мы уже знаем ответы (Карточка “Я знаю”)? (Ответы детей).

“Блиц-турнир”

-На какие две большие группы можно разделить предметы природы? (Живые и неживые).

- Какие профессии живых организмов поддерживают в природе круговорот веществ? (Ответы детей) <Слайд 4>.

-Как называется цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом? (Круговорот веществ).

-Как называется единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий поддерживают круговорот веществ? <Слайд 5>.

Отгадайте, о какой экосистеме идет речь?

  1. Производитель – водоросли, потребители – рыбы, круговорот не замкнут? (озеро)
  2. Круговорот не замкнут, образуется торф (болото).
  3. Производители – деревья, круговорот замкнут (лес).

4. Создание проблемной ситуации.

- Изменяются ли экосистемы с течением времени? (Высказывания детей).

- В каком порядке происходит смена экосистем? Составьте цепочку <Слайд 6>.

- В чем причина этих изменений? (Изменения происходят, если круговорот веществ в экосистеме замкнут не полностью).

- Почему круговорот веществ бывает незамкнутым?

- Когда это происходит? (Разрушители не справляются со своей работой).

- Какая из изученных экосистем самая устойчивая? (Лес).

- Почему? (В ней круговорот замкнут).

- Если лес приходит на смену всем экосистемам, почему вся планета не покрыта сплошными лесами? (Высказывания детей).

Этот же вопрос возник у Лены. Прочитаем его на с. 63. Что мы ей ответим? А что ей ответил Миша? Прочитаем и сравним с вашими ответами.

5. Совместное открытие знаний.

Объясните причины появления безлесных участков. Посовещайтесь в группе. Не забывайте при этом правила работы в группе. Самопроверка по учебнику, задание 1, с. 63). (Ответы детей).

- Пожары, извержения вулканов, замлетрясения, наводнения и тысячи других причин время от времени разрушают экосистемы. Что бы произошло с нашей планетой, если бы природа не научилась их восстанавливать? (Все раны слились бы в одну большую, а это – катастрофа).

Но этого не происходит. Почему? Вывод.

- Как же происходит восстановление экосистем, т.е. как природа залечивает раны?

Посовещайтесь в группе.(Ответы детей после обсуждения в группе).

- Проследим на примере. Огонь уничтожил деревья. Если это произошло в низменности и влаги в почве много, что будет происходить? (Вода будет скапливаться, образуется болото).

- Болото – устойчивая экосистема? (Нет).

(Со временем болото сменяется лугом).

- Что произойдет дальше? (Луг зарастет деревьями, появится лес).

- Это значит, что со временем восстанавливается экосистема, которая была на этом месте до пожара. Но вы должны понять, что на это потребуется очень много лет.

Раньше природа успевала сама “залечивать свои раны”. Сейчас влияние человека на природу так велико, что она не всегда может исправить ошибки людей.

6. Физминутка (под музыку).

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

7. Первичное закрепление.

(Обучение способам самостоятельного применения знаний).

1. Игра “Подумай и ответь”.

Группы получают карточки с вопросами, обсуждают его сами, а затем задают этот же вопрос другим группам.

Карточка с вопросом для 1-ой группы: “Природные стихии разрушают все новые и новые экосистемы. Становится ли при этом меньше экосистем на земле?” (Нет. На месте разрушенных экосистем возникают новые).

- 2 группа – 2-ой вопрос. “Если луга и раньше зарастали лесом, то почему же луга до сих пор существуют?” (Наводнения, пожары разрушают экосистемы леса, возникают другие экосистемы, в т.ч. и луга).

- 3 группа – 3-ий вопрос: “Как разрушители могут управлять сменой экосистем?” (Непереработанные вещества накапливаются, условия изменяются, меняются обитатели, меняется экосистема).

2. Самостоятельная работа с книгой.

Мы сегодня уже говорили о том, что в настоящее время возросло влияние человека на природу. И как важно не делать ошибок, чтобы природе не пришлось их исправлять. Подумайте, какие ошибки допускают люди по отношению к природе. (Самостоятельная работа учащихся по рисунку на с. 66. Взаимопроверка в парах, обсуждение).

- Что у вас получилось? Прочитайте.

3. Беседа об охране природы.

-Мы знаем, что раны бывают маленькие и большие. Как вы думаете, какие маленькие раны можно нанести природе? (Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана).

- Но людей много и маленькие раны сливаются в большие. Может ли природа самостоятельно залечить раны, нанесенные человеком? Как же можно помочь ей излечиться? Обсудите в группах.

  1. Занести исчезающие виды животных и растений в Красную книгу. Это делается для того, чтобы знать, что надо охранять в первую очередь.
  2. Необходимо создавать питомники, заповедные зоны для восстановления редких видов.
  3. Надо учиться беречь природу, не вытаптывать поляны, не рвать цветы, не вырубать деревья (ёлочки), бороться с браконьерами.

- А чтобы беречь природу, надо знать правила поведения на природе.

- Что это за правила? (Ответы детей).

- Попробуем выбрать советы, которые помогут сохранить природу. Проведем блиц-турнир. Первые две команды по очереди читают советы, а третья выбирает из них правильный. Потом меняемся. (Вопросы на с. 66)

- А как поступаете вы, когда отдыхаете на природе?

- Что же ещё конкретно вы, ребята, можете сделать своими руками для помощи природе? (Сделать кормушки, не рвать цветы, привести в порядок школьный двор, в котором ты живешь, сделать красивую клумбу, посадить цветы, деревья).

8. Обобщение.

Человек может многое. Он не только губитель природы. Он может и должен быть её садовником, лекарем. Должен приумножать, а не уничтожать богатства своего дома. А об этих богатствах мы уже говорили в начале урока.

9. Итог урока.

1. Посмотрим, какие цели мы сегодня ставили перед уроком и смогли ли их достичь? (Ответы детей).

Итак, мы узнали, что природа умеет “залечивать раны”, нанесенные пожарами, наводнениями и другими стихиями.

Все ли ошибки человека может исправить природа? (Не все). Без помощи человека ей не обойтись.

2. Оцените свою работу на уроке:

  1. а) самооценка личная;
  2. б) самооценка работы группы.

10. Домашнее задание

1. Прочитать на с.63-66, выполнить задание № 3 на стр. 65.

2. Творческая работа:

1 группа. Создайте свой проект двора.

2 группа. Предлагаю выполнить плакат на тему экологии – “Сохраним природу Земли!”

3 группа – Показать на бумаге правила поведения в природе так, чтобы все поняли, как не нужно себя вести.

Стихотворение.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.