Интегрированный элективный курс "Работа над сочинениями публицистических (газетных) жанров"

Разделы: Общепедагогические технологии


Данный элективный курс соответствует требованиям программ надпредметных курсов средней общеобразовательной школы. В нем дано подробное содержание лекционных и практических занятий. Курс предусматривает широкий спектр методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: использование языковых средств и стилистических фигур в письменной речи и в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование текста, беседа, ролевые игры. Учащиеся знакомятся с особенностями и назначением публицистической речи, ее основными функциональными стилями и типами, литературно-стилистическими выразительными средствами, образными оборотами речи, художественными символами, общими требованиями к сочинению на публицистическую тему, характерными признаками, нормами и правилами делового общения. При изучении курса постоянно осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, проводится мониторинг исследования основных качеств личности, необходимых для профессионального самоопределения и самореализации личности.

В программе спецкурса делается акцент на практическую направленность, единство обучения и воспитания. На практических занятиях используются нестандартные задания по двум направлениям: по развитию творческих, коммуникативных и организаторских способностей учащихся, особенностям делового общения. Особое внимание в программе обращается на вопросы взаимосвязи газетного жанра и стиля публицистического сочинения, что на данном этапе актуально и своевременно для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку и соответствует Концепции модернизации образования Российской федерации.

В элективном курсе изучаются и анализируются вопросы, тесно связанные с профессией журналиста, усвоение которых позволяет учащимся третьей ступени успешно продолжить свое обучение в системе непрерывного образования “Школа- ВУЗ”.

Для проверки знаний учащихся программа курса используется контроль как в традиционной форме, так и в нестандартной: диагностика, тренинг, моделирование текста, защита проекта. При этом обучающийся в результате изучения спецкурса приобретает навыки творческой работы. Как и любой автор, он не только излагает содержание, но и разрабатывает тему в нужном жанре. Для эффективности его творческой деятельности в программе курса предусмотрено применение компьютерных технологий для форматирования и редактирования своих работ.

Программа данного курса своевременна, так как позволяет подготовить выпускников, обладающих достаточным кругозором, как в области публицистики, так и в области социально-политических дисциплин и может быть рекомендована для изучения не только в профильных классах старшей ступени общеобразовательной школы.

Современное общество хочет видеть свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации. Следовательно, мы, учителя, должны подготовить выпускника как личность, уважающую себя, осознающую свою ценность и признающую ценность другой личности, выпускника-гражданина общества, страны, мира, обладающего высокой политической и демократической культурой, человека, имеющего уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности.

Для реализации модели выпускника по перечисленным выше критериям в муниципальном общеобразовательном учреждении “Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5” был разработан и прошел апробацию в течение 2007 - 2008 учебного года данный интегрированный элективный курс.

На каждом из занятий авторами курса ставились цели, учитывающие способности, потребности учащихся, стартовый уровень владения материалом, мотивированные, созвучные жизненным интересам школьников, личностно значимые, диагностичные, то есть проверяемые в измеряемых показателях.

На протяжении всего курса (в процессе занятий) учитель и педагог-психолог обеспечивали реализацию принципов научности, доступности, проблемности, личностной направленности, благоприятный психологический “фон”, адекватность методов возрастным особенностям слушателей, разнообразие форм деятельности, структурированность содержания, логическую взаимосвязь этапов занятий. Одним из показателей результативности занятий может служить личностный рост слушателей.

Систематически отслеживалась и анализировалась рефлексия слушателей. По окончании занятий элективного курса были проведены диагностические исследования: анализ творческих работ, анкетирование, рейтинговая оценка, тестирование, интервьюирование, которые показали достаточно высокое развитие у обучающихся навыков самообразования как основы дальнейшего успешного добывания знаний, навыков социализации (коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в парах, в группах, командах), формирование ключевых компетентностей, смыслотворчество.

По результатам анкетирования учащихся, посещавших занятия интегрированного элективного курса, было выявлено, что на протяжении всего периода обучения педагоги поддерживали доброжелательный стиль общения между всеми участниками педагогического процесса, ободряли учащихся при возникновении у них трудностей, заботились о разнообразии методов преподавания учебного материала, приучали обучаемых к напряженному познавательному труду, развивали их настойчивость, силу воли, целеустремленность. Особый интерес к программе элективного курса проявили учащиеся, планирующие в дальнейшем связать свою жизнь с профессией журналиста или работой в СМИ, что говорит об актуальности данного интегрированного элективного курса для предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, реализации непрерывного образования.

Учебный план интегрированного элективного курса

“Работа над сочинениями публицистических (газетных) жанров”

п./п

Наименование раздела

Количество лекционных часов

Количество практи-ческих часов

Формы контроля

1

Общие теоретические вопросы методики сочинения при обучении публицистическим и газетным жанрам.

1

1

Самостоятельная работа. Составление плана – конспекта по лекционному материалу.

2

Что такое образное восприятие и мышление, образно- логическое мышление и как его определить у себя. 1 1 Анкетирование (педагог-психолог).

3

О многообразии жанров сочинений: эссе, рецензия (отзыв) заметка, рассказ, очерк. 1 1 Составление тезисного конспекта.
4 Работа с черновиком и первый вариант сочинения.

Адресат сочинения.

1 1 Заметки по выбранной теме, план, примеры.
5 Эмоции. Как ими управлять. Какую роль играют эмоции при работе над материалами для сочинений? 1 1 Диагностика акцентуации характера.

Тренинг (педагог-психолог).

6 Формы работы при обучении сочинениям в газетных жанрах.

Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи.

1 1 Составление стержневых вопросов, подбор тезисов и аргументов по выбранной теме.
7 Понятие и значение невербального общения. Роль интонации, взгляда, улыбки, голоса и дикции будущего журналиста. 1 1 Тренинг (педагог-психолог).

Зрительный контакт, манера поведения.

8 О жанре заметки. Разновидности заметки. Содержание и язык заметок. 1 1 Составление плана. Выбор темы дискуссионного характера.
9 Литературно- стилистические выразительные средства в полемических заметках. 1 1 Выбор темы дискуссионного характера и создание дискуссионной ситуации (работа в группах).
10 Подбор материалов (фактов, явлений) для публицистического очерка. 1 1 Работа над повествованием о поступках и действиях персонажа очерка, портретом, пейзажем, вещным “интерьером”.
11 Защита публикаций (проектов).  

2

Оценивание деятельности учащихся по реализации проектов.
12 Деловое общение. Социально-профессиональная мобильность и коммуникабельность. 1 1 Диагностическое исследование:

“Портрет дело-вого человека”.

Тренинг (педагог-психолог).

13 Публицистические эссе: формы, эссеистический стиль 1 1 Индивидуальная импровизация в трактовке выбранной проблемы или темы.
14 Рецензия- жанр литературной критики. Основные виды рецензии 1 1 Составление примерного плана рецензии. Работа над постановкой цели написания рецензии.
15 Методы сбора информации. 1 1 Тренинг (педагог-психолог).
16 Общие требования к сочинению на публицистическую тему. 1 1 Работа с текстами: (моделирование, анализ текста), составление плана, подборка цитат, эпиграфа.
17 Наиболее типичные логические и грамматико-стилистические ошибки и пути их устранения. 1 1 Редактирование работы (сочинения) товарища

(работа в группе)

18 Защита проектов по выбранным жанрам.   2 Оценивание деятельности учащихся по реализации проектов.

Литература, необходимая для освоения курса:

  • для ученика (обучающегося):

Обязательная

Дополнительная

  1. Д-р пед. наук, проф. Алексашина И.Ю., д-р пед. наук, проф. Алексеева С. В.
  2. Настольный справочник школь ника. 5-11класс: том1-СПб.: ИГ “Весь”, 2006.-628с. ил.
  3. Экзаменационные вопросы и ответы: Русский язык: 9-11 выпускные классы. М; 2000.
  4. Риторика. Учебное пособие / Под ред.Н. Н. Кохтева для уч-ся 8-9-х кл. общеобразоват. учреждений-М.: Просвещение, 1999.
  5. Ковалев В. П., Выразительные средства художественной речи. М: просвещение -2005.
  6. Петрищева Е. Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М; 1984.
  7. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М; 1984.
  8. Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка. М; 1995.
  9. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М; 1989.
  10. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М; 1986.
  1. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб.пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Власенков А. И.
  2. Русский язык в вопросах и ответах под ред. Кулюкиной Л. Я. изд. - М.: Просвещение. 2003.
  3. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова: В 4 т. М; 1985-1990.
  4. Азбука делового общения. М;1991.
  5. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и других. Л; 1990.
  6. Барлос Л. Г. Русский язык: Стилистика. М; 1978.
  7. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М; 1980.
  8. Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением Москва “Высшая школа” 1990.
  9. Колесов В. В. Язык города: Науч-попул.
  10. Калганова Т. Сочинения различных жанров в старших классах. М. Просвещение 1991.
  11. Одинцов К.С. Стилистика текста. М; 1980.
  12. Шанский Н. М. В мире слов. М; 1985
  13. Пособие по обучению профессиональной речи. М; 1991.
  14. Трудности словоупотребления и варианты норм литературного языка: Словарь- справочник. Л; 1973.
  • для учителя (преподавателя):

Обязательная

Дополнительная

  1. Система обучения сочинениям. Под ред.Т. А. Ладыженской. М; “Просвещение”. 1975.
  2. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: Тренинговые задания на уроках, сост. М.Е. Кривоплясова. - Волгоград: Учитель, 2007.-78с.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. Работы. Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1991.-192с.
  4. Н.Д.Молдавская. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М; “Педагогика”. 1996.
  5. Г.Ю.Ксензова. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество Россия, 2001.-224с.
  1. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. Интенсивные процессы и активные методы обучения.
  2. Л.В Борикова, Н. А. Виноградова. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. Учеб. пособие. М.: 2002.-128с.
  3. Литература: Справочные материалы.- М.: Просвещение, 1988.
  4. Литературный энциклопедический словарь. –М.: Сов. энциклопедия, 1987
  5. Гара Н.Н. Учить творчеству : Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991.
  6. Словарь литературоведческих терминов.-М,: просвещение, 1974.
  7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие.-М.: Флинта-Наука, 1999.
  8. Основные понятия теории литературы. Составитель А. Есин.-М.: Изд-во МГПИ, 1986.
  9. Хализев В.Е.Теория литературы.- М.: Высшая школа,1999.
  10. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1970.

Приложение