Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Наша школа уже пятый год работает по концепции Успеха. Обоснованной идеей концепции является то, что каждый педагог должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Наша задача- воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Ведущая идея концепции: любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат.
Если нам удается создать условия веры человека в себя, в свои силы, то он сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своему развитию по Лестнице Успеха.
Этому способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.
Создание ситуации Успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета.
В методах обучения и воспитания учитель переходит с позиции носителя (дающего знания) в позицию организатора. Организует творческие, лабораторные и самостоятельные работы. Создает ситуацию Успеха, т.е. задания должны быть разработаны так, чтобы каждый ученик обязательно справился с работой. Обстановка должна вызывать положительные эмоции. Взаимоотношения “Учитель – ученик” “Ученик – учитель” гуманные при сочетании требовательности и уважения к личности. Делается самоанализ и самооценка собственной деятельности учеником.
Организация уроков, творческих работ учащихся достигается сочетанием индивидуальной парной, групповой работы учащихся.
Приведу некоторые пути и формы создания ситуации Успеха на уроках математики, которые я использую в своей работе:
1) Обязательное доброжелательное требование выполнения домашнего задания. Для этого ведется специальный “Дневник учета выполнения домашнего задания”, где выставляется “+” за верное выполнение домашнего задания Минусов нет, , т.к. даётся возможность исправить, выполнить задания, если по той или иной причине. В конце четверти ставится “ЗАЧЕТ”, ЕСЛИ “+” 90% - 100% и это является допуском к четвертной контрольной работе “Плюсы” очень эффективно действуют на самостоятельную коррекцию выполнения домашнего задания учеником. И каждый ученик радуется своим “плюсовым” Успехам, повышается интерес к окончательному получению “зачета”
2) Практика показала, что каждому ребенку 5 – 6 класса хочется выглядеть знающим и умеющим, успешным. И этот период нельзя упускать. Нужно искать пути, творчески подходить к каждому уроку, усвоению материала; деятельность строить на основе обучения и воспитания Успехом.
Как организующий момент урока использую математические диктанты в начале урока. Оценивается работа по трех бальной системе: “2” балла – все верно, “1” балл допустил ошибки, “0” балл – нет правильного ответа. Учащиеся сами или взаимопроверкой оценивают свои знание. Баллы заносятся в таблицу и в конце четверти суммируются. Поучается рейтинг за четверть. Такое рейтинговое оценивание в отличие от обычной отметочной системы оценивания является стимулом к осознанному обучению.
3) Познавательные фрагменты урока для создания ситуации Успеха:
- В 5 – 6 классах внимания учащихся неустойчивое. Возникает необходимость провести викторины, которые выполняют роль устной работы или теоретической разминки и рассчитаны обычно на 3 – 5 – 7 мин., в зависимости от целей и возможностей урока.
- Организовываю работу на уроке так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить и чтобы не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая, коллективная форма работы. При коллективной работе создаются условия понимания ученика и уважение к ученику (ученик чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются). Каждый ученик в конце урока получает соответствующую труду оценку.
- Побуждению познавательных интересов учащихся способствует игровая деятельность. В ходе игры ребята имеют возможность сразу получит эмоциональное поощрение своих сверстников и учителя. Это побуждает их к целенаправленному, сосредоточенному действию.
Несколько примеров игр:
- по теме “Пропорция” предлагаю следующие необычные примеры
Лена + Ваня = Дружба, найти букву Н
Курение + Алкоголь = - Здоровье, найти букву Р
Дуб + Сосна = Деревья, найти букву Д и.т.д.
- игра в слова. Говорю любое слово, например транспортир, математика и.т.д.. Нужно составить существительное только из букв, имеющихся в данном слове, количество букв определить количество очков.
- игра по какой - то теме. Предлагается ребятам упражнения с выборочными ответами ( из букв под которыми находятся верные ответы, составляется слово, связанное с темой)
Познание математики через игры поддерживает стойкий интерес. Не сомневаясь можно говорить, что игра вызовет живой интерес учащихся и принесет свой успех каждому.
Каковы результаты? Во – первых, повысилось успеваемость, Во – вторых, повысилось качество знаний. Слабая “тройка” стала твёрдой, а твёрдая “тройка” стала четверкой. Но самое главное – на уроках ребята получают большое удовольствие, толчок к новым вершинам, т.к. Успех окрыляет учеников, они хотят решать еще более сложные задания, преодолевая трудности.