Урок музыки по теме "Вариации"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • Развитие культуры коллективного исполнения.
  • Дать понятие о вариации.
  • Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух, пение без сопровождения в унисон и на два голоса на материале р.н.песни “Пряха”
  • Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Методы урока:

  • словесный,
  • наглядно-слуховой,
  • анализ.

Музыкальный материал:

  • Н.Любарский “Вариации” запись, нота.
  • Р.Н.П. “Пряха” нота
  • Магнитофон,

Содержание этапов урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели. Распевание
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Вокально-хоровая работа.
  5. Этап закрепления новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Постановка цели, распевания.

Нисходящая и восходящая пение звуков терции 1-3-5 ступени лада на разные слоги.

Петь р.н. песню без сопровождения. “Во поле береза стояло” закрытым ртом, каноном. Исправлять нечистую интонацию в пении.

3. Вступительная беседа “Формы музыкальной произведении”.

Вы часто слушаете музыку и наверняка обращали внимание на то, что одни произведения нам воспринимать и запомнить легче, чем некоторые другие. Например. Песню вы можете запомнить, прослушав ее один-два раза. Симфонию же так не запомнишь. И дело не в

том, что она более объемна по масштабам. Главное, она построена по другим. Более сложным законом музыкальной формы.

Форма-это соотношение отдельных частей музыкального произведения. Любое музыкальное произведение состоит из различных частей. Существует ряд средств, придающих музыкальному потоку форму. Самое простое из них- повторение. Например- песня, в которой в каждом куплете повторяется одна и та же мелодия. В музыке обычно уже знакомые музыкальные мысли чередуются с новыми. На этом принципе основаны все виды музыкальной формы- от простых до самых сложных.

4. После такого начало можно приступить к главной теме “Вариация”

Вариационная форма уходит своими корнями в народное творчество, особенно хоровое пение с инструментальным сопровождением.

Повторение в музыке не может быть бесконечным. Это утомляет наш слух. Поэтому в музыке часто используют варьирование, видоизменение.

Слово “вариация”-латинского происхождения и означает “изменение”. Мы используемся этим словом и близкими ему “вариант”, “варьировать”.

Вариационной формой называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Наибольшего рассвета вариационная форма достигала в периоде подъема Европейского инструментализма. Важнейшие периоды составили венские классики, русская классическая школа 19 века: М.И. Глинка, М. П. Мусоргский, Римский-Корсаков.

Существует классификация вариационных форм.

  • Вариации на выдержанный бас, полифонический.
  • Вариации фигурационные. Орнаментальные или классические.
  • Вариации на выдержанную мелодию. Глинкийские вариации.
  • Вариации характерные и свободные.

Сейчас услышим фрагмент произведения вариации Н. Любарского, а вы будете уделять свое внимание на изменение, и какое изменение происходит в произведении. (Обратить внимание учеников на изменение)

Какое изменение произошло в произведении?

5. Вокально-хоровая работа.

Как мы говорили вариационная форма уходит своими корнями в народное творчество, особенно хоровое мы теперь попробуем сделать вариацию на народную песню.

Разучивание р.н. песни “Пряха”. (Раздаю текст песни)

Эта песня о молодой пряхе,о ее красоте. Поется это песня умеренно, не спеша и очень легко.

Размер 6/6, встречаются четвертные ноты с точками, триоль, скачок от ре-ля, соль-до2, соль-ми2, в тексте песни слоги лк, кр, гл, пл, зв, вк, нц, взд, пр.

Пряха р.н.п

В низенькой светелке
Огонек горит
Молодая пряха
У окна сидит
Молода красива-
Карие глаза
По плечам развита
Русая коса
Русая головка-
Думы без конца
Ты о чем вздыхаешь
Пряха ты моя

Работать над стройностью звучания песни в ансамбле. Одновременно всем начинать и оканчивать пение.

Первый куплет будем петь все вместе, второй куплет на два голоса, вы ребята основную мелодию, а я буду петь второй голос.(повторяем)

Итак, изменение было или нет?

Давайте третий куплет петь каноном. Разделимся на две группы по рядам. Первый ряд будет петь первыми, а второй ряд каноном.

Теперь попробуем соединять все варианты .Первый куплет будем петь все вместе, второй куплет на два голоса и третий куплет каноном.

6.Этап закрепления новых знаний.

  • Что вы узнали сегодня?
  • Что такое вариация?
  • Когда появились вариации?
  • Какое произведение мы сегодня услышали?
  • Как можно делать вариацию
  • Что бы тебе хотелось повторить?

Приложение