Цели урока:
- Развитие культуры коллективного исполнения.
- Дать понятие о вариации.
- Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух, пение без сопровождения в унисон и на два голоса на материале р.н.песни “Пряха”
- Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока:
- изучение нового материала.
Методы урока:
- словесный,
- наглядно-слуховой,
- анализ.
Музыкальный материал:
- Н.Любарский “Вариации” запись, нота.
- Р.Н.П. “Пряха” нота
- Магнитофон,
Содержание этапов урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели. Распевание
- Этап усвоения новых знаний.
- Вокально-хоровая работа.
- Этап закрепления новых знаний.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Постановка цели, распевания.
Нисходящая и восходящая пение звуков терции 1-3-5 ступени лада на разные слоги.
Петь р.н. песню без сопровождения. “Во поле береза стояло” закрытым ртом, каноном. Исправлять нечистую интонацию в пении.
3. Вступительная беседа “Формы музыкальной произведении”.
Вы часто слушаете музыку и наверняка обращали внимание на то, что одни произведения нам воспринимать и запомнить легче, чем некоторые другие. Например. Песню вы можете запомнить, прослушав ее один-два раза. Симфонию же так не запомнишь. И дело не в
том, что она более объемна по масштабам. Главное, она построена по другим. Более сложным законом музыкальной формы.
Форма-это соотношение отдельных частей музыкального произведения. Любое музыкальное произведение состоит из различных частей. Существует ряд средств, придающих музыкальному потоку форму. Самое простое из них- повторение. Например- песня, в которой в каждом куплете повторяется одна и та же мелодия. В музыке обычно уже знакомые музыкальные мысли чередуются с новыми. На этом принципе основаны все виды музыкальной формы- от простых до самых сложных.
4. После такого начало можно приступить к главной теме “Вариация”
Вариационная форма уходит своими корнями в народное творчество, особенно хоровое пение с инструментальным сопровождением.
Повторение в музыке не может быть бесконечным. Это утомляет наш слух. Поэтому в музыке часто используют варьирование, видоизменение.
Слово “вариация”-латинского происхождения и означает “изменение”. Мы используемся этим словом и близкими ему “вариант”, “варьировать”.
Вариационной формой называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Наибольшего рассвета вариационная форма достигала в периоде подъема Европейского инструментализма. Важнейшие периоды составили венские классики, русская классическая школа 19 века: М.И. Глинка, М. П. Мусоргский, Римский-Корсаков.
Существует классификация вариационных форм.
- Вариации на выдержанный бас, полифонический.
- Вариации фигурационные. Орнаментальные или классические.
- Вариации на выдержанную мелодию. Глинкийские вариации.
- Вариации характерные и свободные.
Сейчас услышим фрагмент произведения вариации Н. Любарского, а вы будете уделять свое внимание на изменение, и какое изменение происходит в произведении. (Обратить внимание учеников на изменение)
Какое изменение произошло в произведении?
5. Вокально-хоровая работа.
Как мы говорили вариационная форма уходит своими корнями в народное творчество, особенно хоровое мы теперь попробуем сделать вариацию на народную песню.
Разучивание р.н. песни “Пряха”. (Раздаю текст песни)
Эта песня о молодой пряхе,о ее красоте. Поется это песня умеренно, не спеша и очень легко.
Размер 6/6, встречаются четвертные ноты с точками, триоль, скачок от ре-ля, соль-до2, соль-ми2, в тексте песни слоги лк, кр, гл, пл, зв, вк, нц, взд, пр.
Пряха р.н.п
В низенькой светелке
Огонек горит
Молодая пряха
У окна сидит
Молода красива-
Карие глаза
По плечам развита
Русая коса
Русая головка-
Думы без конца
Ты о чем вздыхаешь
Пряха ты моя
Работать над стройностью звучания песни в ансамбле. Одновременно всем начинать и оканчивать пение.
Первый куплет будем петь все вместе, второй куплет на два голоса, вы ребята основную мелодию, а я буду петь второй голос.(повторяем)
Итак, изменение было или нет?
Давайте третий куплет петь каноном. Разделимся на две группы по рядам. Первый ряд будет петь первыми, а второй ряд каноном.
Теперь попробуем соединять все варианты .Первый куплет будем петь все вместе, второй куплет на два голоса и третий куплет каноном.
6.Этап закрепления новых знаний.
- Что вы узнали сегодня?
- Что такое вариация?
- Когда появились вариации?
- Какое произведение мы сегодня услышали?
- Как можно делать вариацию
- Что бы тебе хотелось повторить?