При оформлении стен используются картины, изображающие детей, выполняющих действия по уходу за собственным телом, плакаты с пословицами, капли-буквы (в разброс “вода” и “мыло”).
Даша- кукла или ребёнок- артист.
Ход занятия
Ведущий: (Стук в дверь.)
- В дверь стучат, идет к нам кто–то.
Сейчас открою и впущу.
Ой, я тебя не узнаю!
Ах, это ты, Даша!
Даша к нам пришла сегодня,
Пригласила я её.
Посмотрите на девчонку –Глаз не видно у неё.
Даша, ты не умывалась,
Вот грязнулей и осталась.
Посиди теперь в сторонке,
Погляди на нас тихонько.
Мы с ребятами сейчас
Проведём “Здоровья час”.
(Испачканную Дашу помещают, в стороне, на стульчик)
Ведущий:
- Рано утром прихожу,
На ребят своих гляжу.
Глазки открываются,
Детки просыпаются-
Все мне улыбаются.
Посмотрели мы в окно,
На дворе уже светло.
Солнышко проснулось,
Ребятам улыбнулось.Птицы весело поют,
Все проснулись там и тут.
Мы с кроватей поднялись,
На зарядку собрались.
Свои косточки размяли,
Мышцы тела подкачали.
Как птенцы все встрепенулись-
Окончательно проснулись!
Ведущий:
- А теперь скажите вы,
- Вы куда, затем, пошли?
(Предполагаемый ответ:- Мы пошли умываться, чистить зубы, расчесываться)
Ведущий: - А вы знаете, что не только люди, но и животные приводят себя в порядок?
(Предполагаемый ответ: - Да, знаем!)
Ведущий:
- Тогда стихи мы почитаем.
- В гости к нам пришли друзья,
Их называть не буду я.
По очереди их берите,
И нам о них вы расскажите.
( Дети вынимают из коробки модели животных и читают разученные к занятию стихотворения.)
- Пушка лапой уши мыла.
На скамейке у окошка.
Пушка моется без мыла,
Потому, что Пушка-кошка. - Живёт на севере,
В море купается.
И громко может он реветь.
Ныряет, плавает, рыбой питается,
А называется белый медведь. - В клетке пестрая головка
Чистит пёрышки так ловко,
Что за птичка – угадай?
Эта птичка – попугай. - Использует хобот, словно душ.
Моет спину он и уши.
Угадайте, кто же он ?
Если хобот, это – слон. - Кенгурёнка поутру,
Моет мама - кенгуру.
Моет лапки, моет хвостик,
Им идти сегодня в гости. - Рябчик в солнечной низинке
Чистит перышки на спинке.
Разве это не приятно -
Быть красивым и опрятным. - Подстригается барашек,
Не жалеет он кудряшек.
Знает, надо подождать
Кудри вырастут опять.
Ведущий: - Молодцы! Вы очень хорошо рассказали нам о разных животных, которые ухаживают за собой и за своими детёнышами.
- Ребята, а теперь покажем Даше,
Как мы чистим зубы наши.
-Я раздам вам карандаши-“зубные щетки”, а вы “понарошку” будете чистить зубы.
(Предполагаемые действия: дети изображают, многие водят карандашом, из стороны в сторону, у рта.)
Ведущий: -Сейчас мы с вами проведём опыт и узнаем, правильно ли мы чистим зубы. Пусть расчёска (показывает) будет рядом “зубов”, а кусочки ваты, между зубцами - это кусочки пищи, застрявшие в зубах. А теперь я возьму “зубную щётку” и попробую почистить эти “зубы” так, как показали вы (из стороны, в сторону).
- Какой мы получили результат?
(Предполагаемый ответ: -Вся “пища” осталась, не прочистилась.)
Ведущий: - А теперь проведём щёткой вверх-вниз. Что мы заметим?
(Предполагаемый ответ: -Все кусочки удалили, “Зубы” стали чистыми.)
Ведущий: -Мы доказали, как нужно правильно чистить зубы. Не только из стороны в сторону, но нужно водить зубной щёткой и сверху вниз, снизу наверх и очень тщательно 2-3 минуты и обязательно 2 раза в день- утром и вечером.
- Скажите, пожалуйста, что нужно мыть сначала? Шею, лицо, руки или уши?
(Предполагаемый ответ: -Руки.)
Ведущий: -А вы умеете правильно мыть руки? Давайте вспомним, как мы это делаем. Мы немного отдохнем, я буду говорить, а вы показывать.
Гимнастика-разминка:
К крану руки подношу
И водичкой их мочу.
Мыло крепко зажимаю
И “перчатки” надеваю.
Каждый пальчик промываю
Локотки не забываю.
Смою пену – м о л о д е ц !
И разминочки – конец.
Ведущий: -А знаете ли вы, из какого стихотворения следующий отрывок?
“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!”
(Предполагаемый ответ:- Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского “Мойдодыр”)
Ведущий: -А зачем нам необходимо умываться ?
(Предполагаемый ответ: -Чтобы смыть грязь, чтобы приятно пахнуть, чтобы быть красивым, чистым, чтобы не болеть, чтобы смыть микробы.)
Ведущий: -А что такое микробы? Что вы о них знаете?
(Предполагаемый ответ: -Это маленькие существа, их видно только под микроскопом, они живут на грязных руках, от микробов все болезни. )
Ведущий: -Молодцы, ребята !А сейчас послушайте стихотворение американского поэта Огдена Неша “Микроб”.
Ребёнок:
Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живёт.Залезет, шалопай, и где захочется,
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Ведущий: -А что будет, если не соблюдать правила гигиены?
Послушайте другое стихотворение, его написал Михаил Котин:
Ребёнок:
-Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
Ведущий: Задание: На доске “ капли – буквы ”. Составить из них два слова. Эти слова скажут нам, чего боятся микробы больше всего. ( ВОДА И МЫЛО )
Ведущий: -Правильно! Нужно дружить с водой и мылом. “ От простой воды и мыла у микробов тают силы”
ВИДЕО ФРАГМЕНТ - К И. ЧУКОВСКИЙ - “ МОЙДОДЫР ”
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.-
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде-
Вечная слава воде!
Ведущий: - А теперь мои ребятки, отгадайте вы загадки:
- Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам. (Расчёска) - С щетинкой, а не свинка. (Зубная щетка )
- Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. ( Носовой платок ) - Вытирало и старалось,
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось,
Нет сухого уголка. (Полотенце) - И сияет и блестит,
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет,
Всё, как есть, ему покажет. (Зеркало) - Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло,
И его не стало -
Всё оно исчезло. ( Мыло) - Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)
- Кто меня назвать не может?
Я на ёжика похожа.
И от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье. (Щётка)
Ведущий: - Молодцы ребятки! Отгадали все загадки.
Загадки мудрёные, но и вы смышлёные.
- С древних времён народ смеялся над грязнулями и неряхами, и с уважением относился к чистым и опрятным людям. В то время появились пословицы, некоторые вы можете увидеть на плакатах.
- Кто аккуратен, тот людям приятен.
- Чистота – лучшая красота.
- Чисто жить – здоровым быть.
- Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
( Возможно обсуждение пословиц.)
Ведущий:
Даша тихо здесь сидела,
Слушала, на вас смотрела.
“Час здоровья” истекает,
Время движется вперед.
Даша многое узнала,
Дали Даше вы урок!
Даша:
-Я теперь чистюлей буду
Вас, друзья, я не забуду.
У меня теперь девиз:
“Встань по утру, не ленись!
Мылом вымойся, утрись.
Кто растрёпан, не умыт,
Тот собой людей смешит”.
Ведущий:
-Наша Даша поняла,
Вы Федоре не родня.
Чтобы зубки не болели,
В них микробы не сидели.
Получите от девчонки
Яркие зубные щетки.
-Молодцы, ребята! Спасибо за занятие. Отведите Дашу в ванную комнату и помогите ей привести себя в порядок.
Литература:
- Блинова Л.Н. “ Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития”,- Москва, 2003.
- Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир”,-Новокузнецк, 1993.
- Зайцев Г. “Уроки Мойдодыра”,- Москва, 1999.
- Степанов В. “Про зверят”,- Москва, 1997.