Проектная деятельность в музее "Страницы детства" ДД(ю)Т г. Владимир

Разделы: Внеклассная работа


Будущее России во многом зависит от гражданской позиции её жителей, взрослых и детей. Невозможно стать настоящим гражданином страны, не осознав себя как жителя своей "малой Родины" - своей улицы, своего города, своего края. Формированию исторической памяти способствуют и школьные музеи, которые играют огромную роль в патриотическом, гражданском, нравственном воспитании детей и подростков. Музей "Страницы детства" Дворца детского (юношеского) творчества известен и пользуется популярностью во Владимире и за его пределами. Его хорошо знают заместители директоров школ по воспитательной работе, организаторы внеклассной работы, классные руководители, руководители групп продленного дня, учителя-предметники, школьники города.

В музее разработаны и реализуются образовательные краеведческие программы. Главная цель занятий по данным программам - помочь в воспитании людей, которые будут бережно относиться к прошлому своей семьи, своего города, своей страны, будут сознательно оценивать это прошлое, жить не сиюминутными интересами, а с думой о будущем. Все занятия разработаны с учетом психических особенностей детей, а темы занятий отобраны, исходя из социального опыта детей, и отталкиваются от истории семьи каждого ребенка. На занятиях применяются различные виды деятельности: викторины, подвижные, дидактические и сюжетно- ролевые, игры, рисование, инсценировки, творческие задания: Данные занятия могут быть использованы (целиком или фрагментарно) на уроках истории, литературы, русского языка, ИЗО, музыки и т.д.

Музей "Страницы детства" является методической базой по работе школьных музеев и поисковых групп. Ежегодно здесь проводятся консультации, семинары для руководителей школьных музеев и краеведческих комнат, организаторов внеклассной работы, городские слеты активистов школьных музеев и поисковых групп, " круглые столы" в рамках городских и областных конференций детских общественных организаций.

В последние годы мы всё чаще и чаще говорим об инновационной педагогике. К инновационным педагогическим методам относится проектная деятельность, которая не обошла стороной и деятельность школьных музеев. История возникновения метода проектов относится ко 2-й половине XIX века. В настоящее время этот метод вновь приобрёл широкую популярность. Не случайно в базисный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Цели проектного обучения и воспитания:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта, его самореализации;
  • развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, значения совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
  • развивать коммуникабельность;
  • развивать исследовательские умения.

Проекты можно разделить на два основных типа: обучающие и социальные.

Главный педагогический смысл социального проектирования - это создание механизмов для участия детей и молодежи в решении той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта. Социальное проектирование является одним из интенсивных методов включения юных россиян в общественную жизнь. К критериям оценки проектов относят: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, перспективность, результаты.

Тематика социальных проектов может быть самой разнообразной: экологическая, историческая, социологическая и т.д. При выборе темы проекта учитываются интересы и возможности конкретной группы воспитанников, которые будут участвовать в реализации проекта.

Приступая к созданию социального проекта, необходимо знать структуру его написания:

  • краткая информация об организации, которая предлагает данный проект,
  • цели и задачи проекта,
  • механизм реализации, основные этапы и сроки реализации проекта,
  • коллектив исполнителей,
  • предполагаемые конечные результаты,
  • рабочий план реализации проекта,
  • смета расходов на реализацию проекта.

Методика работы по проекту состоит из нескольких стадий:

  • подготовка к работе над проектом
  • выбор проблемы
  • сбор информации
  • разработка собственного варианта решения проблемы
  • реализация плана действий
  • подготовка к защите (презентации) проекта
  • презентация проекта
  • анализ

Музей "Страницы детства" Дворца детского (юношеского) творчества г. Владимир участвует в социальной проектной деятельности с 2000 года. Метод социальных проектов позволяет формировать у активистов музея необходимые социальные навыки и ценностные ориентиры

В 2000-2001 учебном году детский коллектив музея вместе с руководителем реализовал проект "Ветер странствий", главными задачами которого были: расширение кругозора воспитанников, формирование музейной культуры, определённых нравственных качеств и укрепление физического здоровья его участников. Благодаря проекту подростки отправились в увлекательное "путешествие" в прошлое: прошлое своих семей, прошлое наших знаменитых земляков, прошлое своего города. Воспитанники посещали занятия в музее "Страницы детства", участвовали в конкурсах и викторинах, встречались со старожилами города, готовили рефераты, выступали с ними на конференциях, принимали участие в походах и поездках по родному краю и по стране. Сумма, выделенная для реализации проекта, составила 3000 рублей.

В 2001-2002 учебном году в музее был реализован проект "Романтика открытий и творчества". Его главными целями стали: социализация воспитанников, осознание ими себя и дальнейшая самореализация. Через туристско-краеведческую работу, организацию разнообразной творческой деятельности решались следующие задачи: профессионально-образовательная компенсация воспитанников, их развлечение, разрядка и восстановление. Целевое финансирование составило 5000 рублей.

В 2002-2003 учебном году был подготовлен и реализован проект "Ждут с тобой нас сто дорог". Он был нацелен на развитие детского коллектива историко-краеведческого объединения, работающего при музее "Страницы детства". В итоге реализации проекта установились отношения творческого содружества младшими и старшими воспитанниками, у каждого воспитанника появилась возможность пройти дорогами открытий нового, необычного, удивительного, младшие воспитанники стали полноправными членами детского коллектива. Финансирование проекта - 1000 рублей.

В 2003-2004 учебном году был одобрен проект "Дерзайте, вы талантливы!", который был направлен на развитие исследовательских навыков и умений воспитанников, на развитие их творческих способностей. Стоимость проекта составила 6000 рублей.

В 2005-2006 учебном году музей реализовал проект "Дорогами русских побед" (был выигран грант городского комитета по делам молодёжи в сумме 3500 рублей). Участвуя в реализации проекта, воспитанники историко-краеведческого объединения подробно познакомились с событиями военной истории России, с выдающимися полководцами, связанными с нашим краем. Они приобрели навыки самообучения и самообразования. У многих воспитанников появился интерес к историко-краеведческой работе, к самостоятельному поиску информации. В детском коллективе были созданы благоприятные эмоционально-психологические условия, у воспитанников появилась возможность самоутвердиться и самореализоваться, раскрыть свои творческие способности. Стоимость проекта 3 500 рублей.

В 2006 году был реализован проект "Это наша с тобой биография". Главной целью проекта было способствовать совершенствованию воспитания детей и подростков на истории, традициях, опыте детских общественных объединений и организаций. В ходе реализации проекта воспитанники участвовали в городской поисковой акции "Впишем свою страницу в историю современного Владимира", в городской акции "Создадим летопись своего детского объединения", в городском сборе детских общественных объединений "Это наша с тобой биография". На реализацию проекта было выделено 8 500 рублей.

Дети с ограниченными возможностями являются предметом особого внимания многих учреждений дополнительного образования и общественных организаций. Каждое из них ищет свой путь общения с такими ребятами и их родителями. Во Владимире на базе детского отделения психоневрологического диспансера лечатся и учатся особенные дети, созданы группы для детей с ограниченными возможностями. Это группы переменного состава, так как пребывание данных детей в больнице ограничивается 1-3 месяцами. Основной профиль этого отделения больницы - лечение детей с отклонениями психики. В 2008 году в музее "Страницы детства" был разработан и в данный момент реализуется проект "Адресат заботы - особенные дети", направленный на работу с особенными детьми. Целевое финансирование составило 5 000 рублей. Цели проекта:

  • способствовать более полноценному образованию и воспитанию педагогически-запущенных детей и детей с ограниченными возможностями, то есть особенных детей,
  • помочь особенным детям адаптироваться в обществе.

Задачи проекта:

  • обогатить эмоциональную сферу детей, скрасить будни детей в психиатрической больнице яркими праздниками;
  • способствовать усилению гуманистической направленности по отношению к особенным детям, изменению общественного мнения в отношении детей-инвалидов,
  • развивать опыт социального партнёрства.

В проекте предусмотрены следующие формы оказания помощи: беседы, экскурсии, семинары, творческие кружки, проведение различных мероприятий и праздников. Среди задач проекта - расширить круг людей, занятых в разных сферах деятельности, готовых безвозмездно помогать людям с ограниченными возможностями. Расширить круг тех людей, которые осознавали бы исключительность душевнобольных людей и их право жить полной жизнью, тем самым искоренить отношение нашего общества к больным людям как изгоям; преодолеть в нас чувство брезгливости по отношению к инвалидам.

Работа по реализации данного проекта ведется по 3-м направлениям:

- "Веселый досуг" - организация концертов и массовых праздников, которые будут проводиться как на базе больницы, так и на базе ДДЮТ. Различные формы взаимодействия, в которых дети-инвалиды участвуют вместе со всеми остальными воспитанниками Дворца, способствуют решению проблемы адаптации с двух сторон: во-первых, вводят в социум самих детей с ограниченными возможностями; во-вторых, помогают спокойно, как к равным, относиться к таким детям тем людям, которые их окружают.

- "История земли Владимирской" - организация краеведческих занятий, краеведческих игр и экскурсий по городу.

- "Хочу всё знать" - проведение познавательно-развлекательных программ, в ходе которых дети в интересной форме получат интересную информацию по различным отраслям знаний.

Все занятия разработаны и проводятся с учетом возрастных, психофизических особенностей и потребностей особенных детей в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.

В ходе реализации проекта "Адресат заботы - особенные дети" предполагается достичь следующих результатов:

- Будет сформирована социально - деятельностная позиция ребенка по отношению к окружающему миру, своему здоровью, к незнакомым людям.

- В детском отделении больницы будут созданы условия, благодаря которым у больных детей появится чувство комфорта, их более тесная связь с внешним миром.

- В детском коллективе отделения больницы будет царить атмосфера радости, любви, ожидания новых встреч и праздников, а, следовательно, будет активнее протекать компенсация на уровне сложных психических процессов.

- Будет постепенно решаться проблема адаптации особенных детей в социуме и меняться отношение здоровых людей и детей к особенным детям, как полноправным членам нашего общества.

Подводя итоги, можно сказать, какое значение имеет проектная деятельность для школьного музея:

- Проект ставит перед детским коллективом образовательные и воспитательные цели и задачи, которые достигаются в ходе его реализации. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию творчества, помогает формированию определённых личностных качеств. Воспитанники не только получают определённые знания, но и развивают умения в различных видах предлагаемой им деятельности.

- Проект - это способ активизации детского объединения, действующего на базе школьного музея, это форма подготовки юных лидеров. Единая цель сплачивает коллектив. Развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решений на себя, разделять эту ответственность с другими, анализировать результаты деятельности. К реализации проекта подключается большинство активистов музея, которые выполняют различные творческие задания, участвуют в походах и экспедициях. Таким образом, каждому воспитаннику предоставляется возможность реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до лидера).

- Проект - это чаще всего грант, то есть определённая сумма денег, которая поможет решить школьному музею ряд материальных проблем.

- Реализация проектов даёт возможность пополнить фонды музея новыми экспонатами и новой информацией.

Воспитанники музея "Страницы детства" благодаря участию в реализации проектов достигли определенных успехов в своей научно-исследовательской деятельности. Воспитанниками детского историко-краеведческого объединения, действующего на базе музея "Страницы детства" были подготовлены доклады и рефераты, с которыми они успешно выступили на городских, областных и Всероссийских краеведческих конференциях и конкурсах. Они являются неоднократными победителями городского краеведческого конкурса "Знай и люби родной Владимир". Таким образом, в ходе работы над социальным проектом реализуются основные принципы личностно-ориентированного подхода: нравственная и общественно-полезная деятельность, добровольность, демократизм и гуманизм, коллективизм и творчество, инициатива и самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых.

Презентация.

Список литературы.

  1. Вахрушева И.В. Роль социальных проектов во внеклассном воспитании школьников. //Внешкольник. 2004. - № 6. - С.24-25.
  2. Кечиев Л.Н. Создание тематического сайта - развитие творческих способностей ребёнка. //Внешкольник. - 2002. - № 9. - С.23-24.
  3. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников. //Дополнительное образование. - 2005. - №10. - С.26-29.
  4. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков. //Внешкольник. - 2006. - № 12. - С.17-19.
  5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. - 2003. - № 6.