Цели:
- Познакомить с окончанием и его роли в речи; совершенствовать – знания о частях слова, правописание словарных слов. Учить навыкам групповой работы.
- Развивать мышление, речь, внимательность, навыки чтения и письма сотрудничество.
- Воспитывать ответственность аккуратность, интерес к знаниям.
Ход урока
I. Орг. момент
Возле парты встанем сначала это означает урока начало.
Наши мысли в порядок приведем.
Ведь сейчас мы работать начнем
Подарим улыбки друг другу для всех
Только это принесет нам удачу, успех.
II. Повторение правил групповой работы
3). Я тетрадь свою открою | 1) прочитать задание самостоятельно |
И как надо положу, | и подумать над ним. |
Я друзья, от вас не скрою | 2) выслушать мнение всех |
Ручку я вот так держу | 3) выбрать правильный ответ |
Сяду прямо, не согнусь | 4) выбрать отвечающие. |
За работу я возьмусь |
(Запись числа, классная работа)
III. Чистописание
– Ребята я вам предлагаю разгадать ребус и назвать отгаданное слово.
Чистописание
В звезде услышишь этот звук
И в золоте, и в розе
В земле, алмазах, бирюзе
В заре, в зиме, в морозе
– О каком звуке идет речь?
– Как поют комарики?
– Дайте характеристику звуку!
З– (прямая линия с петлей).
Прописать строку – подчеркнуть лучшую.
Если ручкой я пишу
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
2) Н……З…..О……..
Составьте как можно больше предложений начиная с данных букв.
Наступила золотая осень.
Настя зажгла свечу.
Наш зонт оранжевый.
IV. Словарная работа
Вот пришла пора,
Начинается игра,
Скорее за дело беритесь
Со словарными словами потрудитесь.
Определите в своей группе слов слова и затем прочитаете орфографически
1. группа
1. питательный напиток белого цвета;
2. инструмент;
3. название птицы.
2. группа
1. населенный пункт;
2. растение;
3. название птицы.
3. группа
1. край земли у воды
2. растение
3. населенный пункт в сельской местности.
V. Целеполагание. мотивация
– Сегодня мы продолжим работу по изучению частей слова. О какой части будем говорить, вы узнаете разгадав кроссворд.
- Часть слова, которая находится после корня, и служит для образования новых слов.
- Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
- Часть слова без окончания.
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
– Назовите тему нашего урока
VI. Физкультминутка
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
VII. Усвоение новых знаний и способов
– Ребята, повторив все части слова у нас поучился такой словесный поезд (показ рисунка).
– Почему паровоз и первые два вагона соединены цепью, а последний вагон – окончание – прицеплен за крюк?
– Почему такие же вагоны стоят на запасном пути?
– Постарайтесь ответить на эти вопросы, выполнив следующее задание:
а) Я буду читать стихотворение, а вы выпишите слово “кот” в той форме, в которой оно будет встречаться в стихотворение.
У норы добыча ждет,
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
не приблизиться к коту,
Крыса старая, и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
– Выделите корень в словах.
– Можно ли сказать, что это однокоренные слова?
– Почему?
– Чем отмечаются слова?
– Изменился ли от этого смысл слов?
– Получились ли новые слова?
– Зачем же тогда менялось окончание?
– Для чего служит окончание?
– Сделайте вывод.
Сравните свой вывод в ук. стр. 69.
VIII. Заключение (групповая работа)
- Прочитайте пословицы, подумайте что нужно сделать чтобы они звучали правильно.
- Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.
В (труд) рождаются герои.
Без (труд) не вытащишь рыбку из пруда.
От скуки (труд) лечатся.
Выделить окончание.
– Какую роль играют окончания в предложениях.
– Объясните смысл пословиц (по группам).
IX. Итог
Что нового узнали на уроке. Оценить работу групп.