Урок русского языка в 3-м классе по системе Л.В. Занкова "Понятие об окончании и его роль в предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с окончанием и его роли в речи; совершенствовать – знания о частях слова, правописание словарных слов. Учить навыкам групповой работы.
  2. Развивать мышление, речь, внимательность, навыки чтения и письма сотрудничество.
  3. Воспитывать ответственность аккуратность, интерес к знаниям.

Ход урока

I.  Орг. момент

Возле парты встанем сначала это означает урока начало.

Наши мысли в порядок приведем.
Ведь сейчас мы работать начнем
Подарим улыбки друг другу для всех
Только это принесет нам удачу, успех.

II.  Повторение правил групповой работы

3). Я тетрадь свою открою 1) прочитать задание самостоятельно
И как надо положу, и подумать над ним.
Я друзья, от вас не скрою 2) выслушать мнение всех
Ручку я вот так держу 3) выбрать правильный ответ
Сяду прямо, не согнусь 4) выбрать отвечающие.
За работу я возьмусь  

(Запись числа, классная работа)

III. Чистописание

– Ребята я вам предлагаю разгадать ребус и назвать отгаданное слово.

Чистописание

В звезде услышишь этот звук
И в золоте, и в розе
В земле, алмазах, бирюзе
В заре, в зиме, в морозе

– О каком звуке идет речь?

– Как поют комарики?

– Дайте характеристику звуку!

З– (прямая линия с петлей).

Прописать строку – подчеркнуть лучшую.

Если ручкой я пишу
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.

2) Н……З…..О……..

Составьте как можно больше предложений начиная с данных букв.

Наступила золотая осень.

Настя зажгла свечу.

Наш зонт оранжевый.

IV. Словарная работа

Вот пришла пора,

Начинается игра,

Скорее за дело беритесь

Со словарными словами потрудитесь.

Определите в своей группе слов слова и затем прочитаете орфографически

1. группа

1. питательный напиток белого цвета;
2. инструмент;
3. название птицы.

 2. группа

1. населенный пункт;
2. растение;
3. название птицы.

 3. группа

1. край земли у воды
2. растение
3. населенный пункт в сельской местности.

V. Целеполагание. мотивация

– Сегодня мы продолжим работу по изучению частей слова. О какой части будем говорить, вы узнаете разгадав кроссворд.

  1. Часть слова, которая находится после корня, и служит для образования новых слов.
  2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
  3. Часть слова без окончания.
  4. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

– Назовите тему нашего урока

VI. Физкультминутка

Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.

VII. Усвоение новых знаний и способов

– Ребята, повторив все части слова у нас поучился такой словесный поезд (показ рисунка).

– Почему паровоз и первые два вагона соединены цепью, а последний вагон – окончание – прицеплен за крюк?

– Почему такие же вагоны стоят на запасном пути?

– Постарайтесь ответить на эти вопросы, выполнив следующее задание:

а) Я буду читать стихотворение, а вы выпишите слово “кот” в той форме, в которой оно будет встречаться в стихотворение.

У норы добыча ждет,
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
не приблизиться к коту,
Крыса старая, и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

– Выделите корень в словах.

– Можно ли сказать, что это однокоренные слова?

– Почему?

– Чем отмечаются слова?

– Изменился ли от этого смысл слов?

– Получились ли новые слова?

– Зачем же тогда менялось окончание?

– Для чего служит окончание?

– Сделайте вывод.

Сравните свой вывод в ук. стр. 69.

VIII. Заключение (групповая работа)

  1. Прочитайте пословицы, подумайте что нужно сделать чтобы они звучали правильно.
  2. Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.

В (труд) рождаются герои.
Без (труд) не вытащишь рыбку из пруда.
От скуки (труд) лечатся.

Выделить окончание.

– Какую роль играют окончания в предложениях.

– Объясните смысл пословиц (по группам).

IX. Итог

Что нового узнали на уроке. Оценить работу групп.

Приложение 1

Приложение 2