Сценарий урока по теме "Одночлены и многочлены"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Повторить материал по теме "Степень с натуральным показателем";
  • Ввести понятия одночленов и многочленов, стандартного вида одночленов и многочленов. В течение урока развивать у учеников умение отличать одночлены от многочленов и приводить многочлены к стандартному виду.
  • Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.

Оформление:

1. Карточки для теоретического опроса (2 вида)

2. Карточки для устного счёта

3. Карточки для самостоятельной работы (текст и ответы)

4. Карточки-задания для изучения новой темы.

5. Карточки-тест

6. Компьютер (Программы "Алгебра 7 класс", "Алгебра 7 -8 классы")

Ход урока

Организационный момент (2 мин).

На доске высказывание:

"Торопись! Ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях,
Не рассчитывай на помощь,
Помни! Всё в твоих руках".

Повторение.

1. Теоретический опрос.

а). Соединить линиями соответствующие части определений.

б). Составить пары:

1. am * an а. amn
2. б. am+n
3. (am)n в. anbn
4. (ab)n г.
5. д. am-n

Ответы: 1 - б, 2 - д, 3 - а, 4 - в, 5 - г

2. Устный счёт

а5 * а2; х10 : х3; у * у7 * у5; (ас)4; (3ab)2.

3. Тест (3 и 4 группы)

1. Выполните действия:

а) х9 * х16; А. х15. Б. х7. В. х25.
б) х18 : х3; А. х6. Б. х15. В. х9.
в) (х4)3 * х15; А. х3. Б. х27. В. х22.
г) (- 2a3b)5 A. 2a8b5 Б. 32а8b5. В. - 32а15b5.

2. Из данных выражений найдите те, которые равны 81:

а) З4;

б) (- 9)2;

в) - З4;

г) - 92;

д) -(-9)2;

е) -(-З)4;

ж) - (-81)1.

(1 и 2 группы)

Ответы: 1. В, Б, Б, В

2. а, б, ж

ВАРИАНТ 1

1 25 * 27 104 д
2 24 * 54 16х6у12 н
3 х3 * (x2)5 х13 е
4 3 * х3)2 л
5 ((х2)3)4 212 о
6 х24 ч
7 х21 : х7 х12 о
8 (4х3у6)2 х14 н

ВАРИАНТ 2

1 х15 : х12 8х3 о
2 х5 : х° х12 н
3 (2х)3 х19 о
4 (х3)3 27 е
5 х12 * х3 * х4 х5 н
6 х2 *2х6 х14 л
7 (х * х6)2 2х8 ч
8 х3 м
9 х15 : х3 х9 г

Новый материал.

1 и 2 группы:

Прочитать учебник на стр.176 - 177 и ответить на вопросы:

1) Какие из выражений являются одночленами:

  • 5аb;
  • c2d;
  • 10ab * (a2b);
  • а(а +b);
  • у3;
  • аb + ас;
  • 7;
  • 6а;
  • ;
  • (-х)2 * х?

Выражение 3х(х + у) - произведение, но его нельзя назвать одночленом. Почему?

Приведите пример одночлена, содержащего одну переменную, две переменные, три переменные.

Приведите пример многочлена с одной переменной, с двумя переменными. Какова степень предложенного вами многочлена с одной переменной?

Почему сумму ab + нельзя назвать многочленом?

Запишите какой-нибудь одночлен (многочлен) стандартного вида.

7) Какова степень многочлена:

а) -5х + 0,001 х8 + 300x6+1;

б) 0,8у2 - yl0+ 1.

в) х4у2 + у6 - 2х6 - 3ху5;

г) 8a2b + 3ab2-b4?

3 и 4 группы:

На компьютере рассмотреть материал по теме "Одночлен и многочлен, ответить на вопросы 1 и 2 групп.

Закрепление

Устно № 645

Письменно № 647, 646

Теоретический тест "Одночлены и многочлены"

Верно ли утверждение, определение, свойство?

  • + - "да",
  • - - "нет"

Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.

Множители, записанные с помощью чисел, называются числовыми.

Буквенные множители - это множители, обозначенные цифрами.

Полином - это многочлен.

Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.

Одночлены, которые отличаются друг от друга только коэффициентами, называются подобными членами.

Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется многочленом.

Бином - это одночлен.

Многочлен, все члены которого записаны в стандартном виде, называется многочленом стандартного вида.

Чтобы привести подобные члены, надо сложить коэффициенты и разделить на общий буквенный множитель.

Ответ: - + - + - + + - + -

4. Практический тест

ВАРИАНТ А

1. Среди следующих одночленов укажите подобные:

1) Зху; 2) Заb; 3) - 7ху. 4) - 7.
А. 1 и 2. Б. 1 и 3. В. 1 и 2, 3 и 4.

Какие из выражений являются многочленами?

1) 5х + у3; 2) 5ху3; 3) 5 + х + у3
А. 3. Б. 2. В. 1иЗ.

Упростите выражение (а2 * а3)3.

А. а8.

Б. а18.

В. а15.

4. Приведите многочлен 4 * х * х * х * 2 - 6х5 + х3 * х4 к стандартному виду.

A.4х3 * 2 - 6х5 + х7.

Б. 8х3 - 6х5 + х12.

B. х7 - 6х5 + 8х3.

ВАРИАНТ Б

1. Среди следующих одночленов укажите подобные:

1) 5ху; 2) - 9; 3) 5ас; 4) - 9ху.
А. 1 и 3. Б. 1 и 3, 2 и 4. В. 1 и 4.

2. Какие из данных выражений являются многочленами?

1) 4 + Зу - у2; 2) (х + у):(х - у); 3) 7 - х.
А. 2 и 3. Б. 1 и 3. В. 1, 3 и 4.

3. Упростите выражение а3(3а3)2.

А. 9а8.

Б. 6а9.

В. 9а9.

4. Приведите многочлен 6 * а * а * а * а * 1,5 + 0,4 * а3 * 5 - а6 * а3 к стандартному виду.

A.9а4 + 2а3 - а18.

Б. - а9 + 9а4 + 20а3.

B.- а9 + 9а4 + 2а3.

Ответы теста:

ВАРИАНТ А: Б, В, В, А.

ВАРИАНТ Б: В, Б, В, В

Домашнее задание

1 и 2 группы: п.7.1, № 648, № 649 (а,б)

3 и 4 группы: Карточки

Представьте многочлен в стандартном виде и заполните таблицу буквами в соответствии с найденными ответами.

Презентация.