Урок по теме "Теплообмен в природе и технике"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • углубить знания учащихся о роли теплообмена;
  • продолжить обучение видению физических явлений и закономерностей в окружающей жизни;
  • развивать творческие качества учащихся;
  • продолжить формирование умений и навыков работы с компьютером, справочной и другой дополнительной литературой;
  • воспитывать самостоятельность учащихся

Оборудование: электрическая плитка, лист бумаги, ножницы, игла, линейка, компьютер.

"Не ищите чудес, их нет. Ищите знание - оно есть. И все что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания"
Индийская мудрость

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

Задание. Найдите соответствие: (выполняют учащиеся самостоятельно, ученик, выполнивший задание первым зачитывает получившиеся соответствия)

1 Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела, находящихся в состоянии теплового равновесия называется: 1 конвекцией
2 Энергию движения и взаимодействия частиц из которых состоит тело, называют... 2 теплообменом
3 Часть внутренней энергии, переданной от одного тела к другому при теплообмене, называют: 3 лучистый теплообмен
4 Вид теплообмена, при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц более нагретой части тела к частицам его менее нагретой части называют: 4 количеством теплоты
5 Теплообмен, осуществляемый потоками (или струями) вещества называют: 5 теплопроводностью
6 Теплообмен, при котором энергия переносится различными лучами называют: 6 внутренней энергией
7 Изменение внутренней энергии тела без совершения работы называется: 7 температурой

Учитель. Сегодня мы с вами подводим итоги исследовательской деятельности по различным видам теплообмена в природе и технике (запись темы урока в тетради).

- На уроке вам необходимо будет заполнить таблицу:

Вид теплообмена В природе В технике
Теплопроводность    
Конвекция    
Лучистый обмен    

- Это ваш конспект урока (учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по ходу урока).

III. Защита проектов.

Учитель: Отгадайте загадку Геннадия Кудрявенького:

Что за странный шалунишка
Пробежал по городу?
Сдернул кепочку мальчишке,
Вздернул деду бороду,
Залетел стремглав в окошко,
Чуть не сдув с окошка кошку,
Мой букварь перелистал,
Покружился и пропал?

Ответ: ветер.

Учитель: Почему дует ветер?

(Защита проекта "Почему дует ветер?" с применением презентации)

Демонстрация: вращение вертушки из бумаги над электрической плиткой (доказывает, что теплый воздух поднимается вверх)

Учитель: Кроме конвекции в атмосфере в природе осуществляется конвекция и в жидкости, которая влияет на климат? Как называют такие конвекционные потоки в географии? (Течения)

Какое течение определяет климат и погоду Кольского полуострова? (Теплое течение Гольфстрим)

Учитель: Тепло источник жизни на нашей планете. И проблема сохранения тепла и поддерживания постоянной температуры тела для всех живых организмов является первостепенной.

(Защита проекта "У кого учиться теплорегуляции?" с применением презентации) Приложение 1.

Учитель: Человек тоже часть природы, но в отличие от животных не имен перьев, густого волосяного покрова, да и имеющиеся запасы жира тоже скудны. Как же человек регулирует теплообмен?

(Защита проекта "Почему когда нам холодно мы бледнеем, а когда жарко - краснеем?" Сообщение учащегося. Подбор тканей для летнего и зимнего сезонов). Приложение 2.

Учитель: Наличие одежды не спасает человека от холода. Ему необходимо жилье. Но встает вопрос, как поднять температуру воздуха в жилом помещении? Как обогреть дом или квартиру?

(Защита проекта "Способы обогрева жилища. Вчера, сегодня, завтра." Сообщение учащегося.) Приложение 3.

Учитель: Высокие трубы устанавливали не только на промышленных предприятиях, но и первый паровоз братьев Черепановых, а также пароходы имели высокие трубы.

Учитель: У многих выражение "тепло домашнего очага" ассоциируется с уютной квартирой, уставленной удобной мебелью, с пушистым ковром под ногами с чашкой ароматного кофе и с мурлыкающим котом. Но стоит за окном завьюжить метелям, появиться морозным узорам на окнах, мы вдруг начинаем понимать слово "тепло" в его прямом, а не в переносном значении.

Умеем ли мы беречь микроклимат в доме. Не слишком ли беззаботно смотрим в окна с щелями между рамами? Давайте проверим?

Практическая задача: Рассчитайте количество теплоты, которое теряет наша школа, имеющая 60 окн? Для этого воспользуйтесь формулой:

,

где - коэффициент тепловых потерь, Дж/(м2 . оС) (для окна с двойным стеклом он равен 3)

S - площадь поверхности, через которую происходит передача тепла, м2

tв - температура внутри здания, о С

tн - температура снаружи, о С

Учитель: При сжигании в нашей котельной 1 м3 природного газа выделяется 3520000 Дж тепла. Как видите потеря тепла большая. Это осознаешь, когда оплачиваешь счета за газ, электричество, отопление и начинаешь понимать: лучше серьезно заняться теплоизоляцией собственного жилища.

Ведь тепло уходит из дома не только через неоклеенные окна и неутепленные двери. Немало его улетучивается через стены и пол, даже если он у вас покрыт толстым ковром. Не мало тепла уходит через потолок из - за плохого состояния чердака. Так как же уберечь тепло?

(Защита проекта "Как уберечь тепло?" Сообщение о современных видах теплоизоляционных материалов с их демонстрацией. Памятка. "Несколько советов по утеплению окон") Приложение 4.

IV. Домашнее задание: Прочитать 32. Найти ответы на вопросы: Что такое сосуд Дьюара. Для чего он предназначен? Как устроен?

V. Подведение итогов урока: (Проверка заполнения таблицы. При необходимости вносятся исправления или дополнения)

Спасибо за урок.