Одним из наиболее острых вопросов современных интернатных учреждений является проблема подготовки квалифицированных специалистов, знающих особенности взаимодействия с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Ощущается острое противоречие между реальной подготовкой педагогов и потребностями образовательной системы детского дома.
Серьезнейшей проблемой детского дома также является слабая научно – методическая оснащенность педагогического процесса. Наблюдается острый дефицит специализированных методических разработок. Особо значимой задачей для педагогов детского дома является разработка конкретных программ и методических материалов для работы с воспитанниками детского дома, внедрение их в жизнь.
Одним из направлений, способствующих профессиональному росту, развитию профессиональных интересов и реализации творческих идей педагогов является организация в образовательном учреждении издательской деятельности. Организация в детском доме издательской деятельности – это попытка дать педагогам материал, который будет способствовать активизации профессионального интереса к детям, воспитывающихся в условиях детского дома.
При помощи издательской деятельности в детском доме можно:
- изложить сведения, подлежащие распространению;
- разъяснить методы и приемы воспитания;
- проанализировать и обобщить педагогический опыт;
- сделать творческие находки одного педагога детского дома достоянием его коллег;
- сориентировать в текущих событиях;
- рассказать о проведенном деле.
В Петропавловском детском доме условиях реализации основных направлений опытно - экспериментальной работы возникла необходимость организовать издательскую деятельность. Цель: повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов.
Задачи:
- Поддержка инновационной деятельности педагогов детского дома.
- Обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях образования по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников детского дома.
- Создание методической копилки инновационных психолого – педагогических приемов в работе с воспитанниками детского дома.
- Создание и тиражирование различного рода печатной продукции детского дома.
Для реализации этих задач в детском доме с сентября 2007 года созданы методические центры: проектно-методический, информационный, экспертный, мониторинговый. Каждый, из центров имеет свои задачи в общем деле воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворяет актуальные потребности педагогов и оперативно представляет продукты своего труда через издательскую деятельность. Методические центры издают материалы, отражающие опыт и достижения педагогического коллектива детского дома. Также регулярно на страницах издательских продуктов освещают события жизни детского дома педагоги совместно с воспитанниками и детский орган самоуправления. Таким образом, организацию работы издательской деятельности можно представить следующим образом:
Коллектив педагогов и детей Петропавловского детского дома стал практически издательством в миниатюре, так как выпускает восемь видов печатных изданий. Ко всем изданиям предъявляются общие требования:
- небольшой формат;
- каждый издательский продукт имеет свой дизайн;
- первая страница любого издания содержит
следующую информацию:
- Название образовательного учреждения
- Логотип детского дома
- Информация о печатном издании: название, номер, месяц и год выпуска.
- на последней странице пишется адрес и информация для связи (телефон, факс, адрес).
Педагогами детского дома ведется активная работа по выпуску методических изданий, каждое из которых имеет свое назначение.
Таблица 1
Название печатного издания |
Назначение |
Периодичность издания |
Ответственный за выпуск |
Методический комментарий |
Представляет часть описания, анализа, рекомендаций к ним и “за” и “против”. Является самостоятельным видом методической продукции, в которой освещаются положительные и отрицательные стороны какого-либо события. |
|
Мониторинговый и информационный центры |
Информационно-методический сборник |
В сборнике излагаются сведения, отражаются факты из опыта работы детского дома, подлежащие распространению. |
По мере поступления материала |
Экспертный центр |
Рекомендательный список литературы |
Раскрывает назначение книги, методического пособия, разработки. Обязательно содержит указание, кем и где может быть использовано описание работы. |
1 раз в квартал |
Информационный центр |
Педагогическая памятка |
Содержит важные сведения о выполнении, каких – либо операций или осуществлении каких-либо функций. Имеет точного адресата. Материал излагается лаконично, конкретно, без повторении, по пунктам |
По мере поступления материала |
Проектно-методический центр |
Методическая листовка |
Содержит регулярное оповещение всех заинтересованных лиц о предстоящем событии в детском доме. Включает сведения о дате, времени, теме мероприятия. |
9 выпусков в год (педагогические советы, методические объединения, конкурсы профессионального мастерства) |
Информационный центр |
Методические рекомендации |
Раскрывает смысл одной или нескольких частных методик. Рекомендация наиболее эффективных, рациональных вариантов действий применительно к определенной группе лиц или категорий мероприятий. |
Проектно – методический центр |
При оформлении методических изданий педагоги тесно взаимодействуют со следующими службами и организациями:
- Министерство образования Омской области;
- Институт развития образования Омской области;
- Образовательные учреждения района;
- Научно – методический совет детского дома.
Практическая значимость издательской деятельности в детском доме заключается в возможности использования материалов при разработке инновационных программ и повышении уровня профессиональной компетентности педагогов. При организации учебно – воспитательного процесса педагоги пользуются следующими методическими материалами, выпущенными в детском доме:
Таблица 2
Продукты издательской деятельности |
Тираж |
1. Разработана структура “Книги
Радости” (форма детского портфолио). 2. Составлены методические рекомендации к:
3. Составление памяток к:
4. Разработана и оформлена в брошюру карта “Развитие личности ребенка” 5. Буклет “Конкурсы, конкурсы…” (представлена информация о конкурсах, в которых могут поучаствовать педагоги и дети нашего дома). 6. Брошюры с методическими комментариями:
7. Брошюра “Вместе мы счастливы” (о работе детского дома). 8. Рекомендательный список литературы (выпускают 1 раз в квартал). 9. Методические листовки (по организации педагогических советов и методических объединений). 10. Отредактировано 11 воспитательных программ и оформлены в брошюры. |
17 экз. 20 экз. 20 экз. 10 экз. 10 экз. 5 экз. 10 экз. 5 экз. 5 экз. 5 экз. 40 экз. 10 экз. в квартал 7 экз. на каждый вид деятельности 33 экз. |
В рамках реализуемой программы развития воспитательной системы “Социальная адаптация воспитанников Петропавловского детского дома” педагогами детского дома разработано и внедряется 18 воспитательных программ. Результаты работы по внедрению локальных воспитательных программ оформляются в газете “Шажок”, над изданием которой работают педагоги совместно с воспитанниками. Идея создания газеты в образовательных учреждениях не нова, но особенностью нашей работы является то, что каждый номер газеты представляет материалы по одному из направлений воспитательной работы. Тема позволяет объединить статьи воспитанников и педагогов общей идеей, а их работу сделать направленной на приобретение воспитанниками навыков социальной адаптации. Поэтому название газеты “Шажок” оправдывает себя, так как педагоги учат детей делать “первые шаги” в самостоятельную жизнь.
Газета выпускается ежемесячно и содержит событийную информацию, содержащую новости, информационный повод (заметки, интервью, репортажи, отчеты), а так же используется для обмена мнениями по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в детском доме.
Газета “Шажок” имеет следующую структуру:
- На первой странице должны быть размещены следующие материалы информация о содержании выпуска газеты, цитата, стихотворение, подборка фотоматериалов, содержание которых определяет тему газеты.
- Материалы об интересных делах, событиях, проходивших в детском доме, обсуждение проблем социальной адаптации воспитанников печатаются на второй и третьей страницах.
- В газете широко представлено творчество воспитанников детского дома. Материалы с творческими работами детей расположены на четвертой странице.
- Особое место среди публикаций занимают материалы, знания которых пригодятся воспитанникам в самостоятельной жизни (полезные советы, поучительные истории и т.д.). Эта информация печатается на пятой странице газеты.
- Последняя страничка содержит развлекательную информацию (кроссворды, загадки, шутки, розыгрыши, игры).
Совместная работа педагогов и воспитанников над изданием газеты “Шажок” - это прекрасная возможность создания в детском доме настоящего творческого коллектива взрослых и детей, где реализуются принципы гуманизации и демократизации жизни в детском доме.
Детский орган самоуправления “ Республика Детства” издает в детском доме ежемесячную газету “Вестник месяца”. Для активных, любознательных ребят детская газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание детской газеты – это жизнь детского дома в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная летопись жизни детского дома. В газете “Вестник месяца” ребята пишут о том, как учатся, как занимаются спортом, о своих любимых занятиях. На страницах газеты дети обсуждают откуда в людях жестокость , как бороться с несправедливостью, кого можно считать настоящим другом и сравнивают свой собственный взгляд на проблему с мнением ребят детского дома.
“Наше творчество” - под такой рубрикой издаются в детском доме брошюры, в которых печатаются творческие работы воспитанников (стихи, сказки, фотографии с изделиями детского творчества).
Приобщение воспитанников к издательско – оформительской деятельности помогает развивать в них творческие способности, способствует активному сотрудничеству в любом виде деятельности, развивает умения и навыки работы на современной компьютерной технике. Компьютерная верстка материалов позволяет воспитанникам не только реализовать знания по информатике, но и пополнить их, формировать интерес к компьютерному дизайну. Поисковая и оформительская деятельность, литературное и художественное творчество при подготовке печатных изданий дает возможность ребёнку самореализоваться и является средством социальной активности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Издательская деятельность становится важным элементом построения информационного пространства детского дома.
- Деятельность педагогов по изданию методических материалов в детском доме способствует росту их профессионального мастерства, расширению спектра представлений о различных формах и технологиях работы с воспитанниками детского дома, оказанию личной и профессиональной поддержке, созданию единой методической копилки инновационных материалов, обмену опытом между педагогами.
- Периодически выпускаемая издательская продукция в будущем может стать настоящим “хранителем традиций детского дома”, летописью учреждения, содержащей информацию обо всех сторонах жизни за время издания. Обратившись к ранее выпущенным номерам издательской продукции, можно познакомиться с творческими находками воспитанников и методическими находками педагогов детского дома. Познакомиться с этими материалами имеют возможность представители других образовательных учреждений.
- Периодически выпускаемые издания играют важную роль в организации учебно – воспитательного процесса, так как содержание издаваемых материалов способствует социальной адаптации воспитанников детского дома.
Таким образом, издательская деятельность в детском доме эффективно решает проблемы методического обеспечения учебно – воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогов и социальной адаптации воспитанников детского дома.
Список литературы:
- Набойкина Е.В. Азбука методической работы с педагогами психологами – М., 2007.
- Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах – интернатах – М., 1986.
- Ромадина Л.П. Организационно-методические материалы для директоров школ, заместителей директоров – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.