1. Введение:
Семья и школа, школа и семья,
У нас одна задача на двоих,
Чтоб счастлива была вся детвора,
И, чтоб семья была горда за них.
Глубокие изменения социально – экономических условий развития современного общества в целом и, в частности, семьи, вызвали в жизни потребность в разработке новых подходов к изучению и осмыслению проблемы семьи, защиты детства. Противоречия переходного периода, особенно обострившиеся в последнее время, диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности. Одним из подходов взаимосвязи школы и семьи является система организации свободного времени детей в каникулярное время. Поэтому встает вопрос принципиально нового подхода к системе организации свободного времени детей и подростков в каникулярный период. Ситуация, сложившаяся на данный момент в подростковой среде, оставляет желать лучшего. Свободное время школьников ведет к самым негативным последствиям – это процветание наркомании, токсикомании, алкоголизма. Ослабевает внимание к детям и со стороны семьи. Рост детской преступности, бродяжничества и других проявлений “свободного образа жизни” достиг огромных размеров. Совместно с родителями классного коллектива у нас возникла идея о создании проекта “Семейно-классные каникулы”. Сначала спланировали занятость в каникулы всего классного коллектива, а затем это побудило родителей планировать и организовывать досуг своих детей в семье.
Проект предусматривает принцип последовательности и преемственности в процессе его осуществлении: классный руководитель, родители, учащиеся с одной стороны и каждая семья классного коллектива с другой. Принцип системности проекта предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет создать единое воспитательное пространство.
2. Цель проекта:
создание единой воспитательной среды при взаимодействии школы и семьи на основе социального партнерства через сохранение, стабилизацию и дальнейшее развитие каникулярного отдыха учащихся.
3. Задачи:
4. Ожидаемые результаты:
5. Сроки реализации проекта:
Октябрь 2007 г. – Октябрь 2008 г.
6. Основные направления проекта:
1. Эколого-краеведческое.
2. Культурно-историческое.
3. Семейно-эстетическое.
7. Содержание и механизм реализации:
Проект построен на сотрудничестве: классный руководитель, учащиеся, родители в школе и продолжение его осуществления в каждой семье классного коллектива через эколого-краеведческую, культурно-историческую, семейно-эстетическую деятельность.
В ходе реализации проекта учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков. Это помогает им не только в изучении проблем экологии нашего региона и страны в целом, но и в умении общаться, сотрудничать, приобретать навыки коммуникации, толерантности с родителями и другими взрослыми (исследовательская работа: доклады, рефераты, мини-проекты, агитбригады, экспедиции и т.д.).
Культурно-историческая часть проекта направлена на формирование у детей представлений об историческом пути России, об основных этапах и важнейших событиях отечественной истории (посещение музеев, выставок, театров, экскурсии по городу Нижнему Новгороду и другим городам России).
Семейно-эстетическая деятельность учащихся направлена: на семейное воспитание, семейные традиции, на признание уникальности ребенка как личности, на раскрытие его творческого потенциала и успеха (участие в конкурсах, выставках, акциях, фестивалях, семейных праздниках, спектаклях и т.д.).
7.1. Сотрудничество: классный руководитель, учащиеся, родители
(Эколого-краеведческое направление)
Название мероприятий | Сроки проведения | Ответственные |
Экологические экскурсии по паркам. | Осенние каникулы 2007 | Классный руководитель, родители, учащиеся. |
“Защитим ель”. (Выступление агитбригады). | Зимние каникулы 2007-2008 | Классный руководитель, актив класса, родительский комитет. |
“Птицы – наши друзья”. “Без чистой воды ни туды, ни сюды”. (Выступление агитбригады). | Весенние каникулы 2008 | Классный руководитель, родители, актив класса. |
“Пустынский заказник”. (Экологическая экспедиция). | Летние каникулы 2008 | Классный руководитель, родители, учащиеся, ННГУ. |
7.2. Сотрудничество: классный руководитель, учащиеся, родители
(Культурно-историческое направление)
Название мероприятий | Сроки проведения | Ответственные |
Поездка во Владимир. | Осенние каникулы 2008 | Классный руководитель, родители, учащиеся. |
Поход в театры, музеи. | Зимние каникулы 2007-2008 | Классный руководитель, родители, учащиеся. |
Экскурсия “Нижегородский Кремль”, “Минин и Пожарский”. | Весенние каникулы 2008 | Классный руководитель, актив класса, родительский комитет. |
7.3. Сотрудничество: классный руководитель, учащиеся, родители
(Семейно-эстетическое направление)
Название мероприятий | Сроки проведения | Ответственные |
“Дорогой мой человек”– семейный клуб. “Семья – начало всех начал” – семейный клуб. |
Осенние каникулы 2007, 2008 | Классный руководитель, родители, учащиеся. |
“Новогодний калейдоскоп” – семейный клуб. | Зимние каникулы 2007-2008 | Классный руководитель, родители, учащиеся. |
“Музыка весны” – семейный клуб. | Весенние каникулы 2008 | Классный руководитель, родители, учащиеся. |
7.4. Семьи классного коллектива:
– составление мероприятий на каникулы в семьях;
– составление творческих отчетов, мини-проектов семей;
– отзывы участников.
8. Перспективы проекта:
1. Привлечение всех семей классного коллектива и учащихся.
2. Обмен опытом и передача опыта классным коллективам своей школы и школам района и города.
9. Результаты проекта (
Приложение 1).10. Список литературы:
- Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп. – Н.Новгород: изд-во ООО “Педагогические технологии”, 2007.
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7-9-х классах. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
- Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: Лицей, 2005.
- Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005.
- Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н. А., Якимович И.Г. Родительские собрания. 5-9 классы: Беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Морозова Л.П. Классные часы. 5 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007.