Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Образовательная: ознакомить учащихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах, их значением для организма;
2. Развивающая: сформировать у учащихся представление о пользе овощей и фруктов;
3. Воспитательная: прививать и воспитывать у детей любовь и бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока
I. Оргмомент:
– На нашем уроке мы сегодня познакомимся с Доктором Здоровая Пища, который научит
и поможет нам определять, а какая пища и продукты необходимы нашему организму, чтобы мы никогда не болели и попали в замечательную страну Здоровячков.
Ну, а сейчас:
(Музыка и "Песенка друзей")
"В путь – дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
Паровоз гудит: Тороплюсь!
Тороплюююсь! "
Друг на друга посмотри,
Улыбнись, урок начни!
II. Феноминутка:
– Расскажите, а какие изменения произошли в природе за неделю?
– Живем в природе, мы – часть природы, скажите, а почему нельзя шуметь, кричать в ее уголке?
– А что делают дикие животные (как себя ведут) в природе?
– А чем, как вы думаете, питаются животные?
Итог:
Одни едят растительную пищу и называются травоядными животными. Другие питаются мясом, это – хищники. А есть такие животные, которые едят и мясо, и растительную пищу. Это всеядные животные. Но, как видим, животные едят только, что им нужно и полезно.
III. Работа над темой урока:
Доктор Здоровая Пища советует всем, чтобы правильно питаться нужно, выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Древние люди считали: "Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть!". Переедать тоже очень вредно! Но ни один продукт не дает всех питательных веществ. Одни продукты дают энергию организму, чтобы мы хорошо думали, двигались и не уставали. Что это за продукты? Прочитайте. (это мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие строят наш организм и делают его сильным, крепким и выносливым. Что же это за продукты? Прочитайте. (это творог, рыба, мясо, яйцо, орехи). А третьи продукты – помогают нашему организму расти и развиваться. Что же это за продукты? (это овощи и фрукты).
– А какие продукты вы больше всего любите? Полезны ли они для вашего организма?
Сценка: Посмотрите сценку и ответьте на вопрос: "Почему же Юля вдруг стала кушать?".
(После сценки ответы детей на вопрос!)
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет!
Котлету?
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою Юлечка?
– Ничего, мамулечка!
– Сделай, внученька, глоточек,
– Проглоти еще кусочек.
– Пожалей нас Юлечка,
– Не могу, мамулечка!Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах.
Появился детский врач
Смотрит строго и сердито.
– Нет у Юли аппетита!
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.А тебе скажу, девица,
Все едят – и зверь и птица.
От зайчат и до котят.
С хрустом конь жует овес
Кость грызет дворовый пес.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает слон –
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед,
В парке лакомится Крот.
Обезьяна ест банан,
Ищет желуди Кабан.
Попрощался с Юлей врач!
И сказала громко Юля:
– Накорми меня, мамуля!
Оздоровительная минутка.
Сам себе я помогу,
Я здоровье сберегу
"Деревце".
Дует ветер нам в лицо!
Закачалось деревцо!
Ветерок все тише, тише!
Деревцо все выше, выше!
Стоя, поставьте ноги вместе, руки опущены, спинка прямая. Сделайте вдох, выдох. Плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Высокий ствол тянется к солнцу. Ваш организм , как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь. Молодцы!
Отгадай загадки и положи отгадки в нужное блюдо:
Овощи.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)Ни окошек, ни дверей,
Полна горница людей. (Огурец)Семьдесят одежек,
А все без застежек. (Капуста)
Фрукты.
Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву. (Яблоко)На ветвях висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)Кругла как шар,
Красна как кровь,
Сладка как мёд. (Вишня)
– Что за группы получились? Назовите их. Где растут овощи, а где фрукты?
IV. Работа с учебником ("Мир вокруг нас", стр. 104-105).
1. Названия овощей подчеркните зеленым карандашом, а фруктов – красным. Проверим! Прочитайте овощи. Назовите фрукты.
2. Соедините линиями название и рисунок! Проверим! (к доске 5 ребят)
Какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашем крае? А какие привозят из далеких краев? Какие овощи и фрукты вы еще знаете? (ответы детей)
Итог: Объясните смысл пословицы: "Овощи – кладовая здоровья".
Проблема: Как вы думаете, ребята, а почему нужно есть очень много овощей и фруктов? (Ответы)
Словарная работа.
Что же такое "витамины"?
Рисунок 1
– Спросим у нашего доктора? Слово "витамин" придумал американский ученый Функ. Он открыл новое вещество (амин) жизненно необходимое человеку. Соединив слово "vita" – жизнь и слово "амин", получил "витамин". Детям семи – восьми лет надо в день съедать 500 грамм овощей и фруктов.
А вы знаете какие-нибудь витамины?
– А вот они сами спешат в гости!
Витамин А (роста и развития).
Если его нет или очень мало, замедляется рост и развитие.
Его много в молоке, желтке (куриные яйца), печени, рыбьем жире и в овощах.
Назовите какие овощи передают витамин А ребятам.
Витамин B (бодрости и силы).
Если его мало, тогда человек плохо кушает, огорчается, плачет.
Витамин содержится в молоке, фруктах, овощах, злаках.
Назовите, какие овощи и фрукты передают витамин B ребятам.
Витамин C (защищает от болезней).
Если его мало, мы простужаемся, болеем.
У нас ослабевают кости. Этот витамин содержится в ягодах, овощах и фруктах.
А какие овощи, фрукты и ягоды передают витамин С ребятам?
Оздоровительная минутка.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
"Гора":
Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и, сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина говорит: "Сила во мне" – и тянется вверх другая. "Нет, во мне! И тоже тянется вверх, "Нет!" – решили они". Мы две половинки одной горы и сила в нас обоих. Потянулись вместе сильно – сильно. Опустите руки и улыбнитесь, молодцы!
В гору, в гору я иду,
Сундук с кладом я найду.
Сундучок я открываю
И здоровье вынимаю.
Прочитайте в учебнике о наших витаминах. Назовите овощи и фрукты, в которых, как вы думаете, больше всего есть витаминов? А почему?
– О чем надо подумать и что надо сделать, прежде чем съесть овощ или фрукт?
V. Практическая работа:
(работа в микрогруппах, парах)."Прежде чем, за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть!"
Вылепите самый витаминизированный овощ или фрукт. Назовите витамин, который в нем присутствует, и расскажите, а какое блюдо можно из этого овоща или фрукта приготовить?
Выставка работ (показ и рассказ).
"Знакомство с продукцией нашего завода "Алтайвитамины".
Реклама:
Должен ты быстрей расти
И помощников найти.
Витамины покупай!
И здоровье сберегай!
VI. Итог урока.
Рефлексия:
Хорошо ли было вам на уроке?
Стало ли кому-нибудь лучше?
Что интересного узнали на уроке?
Чему учились на уроке?
Домашнее задание.
Жил один садовод.
Он развел огород.
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полных разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их закрывал.
Но когда садовод
Нас позвал в огород.
Мы взглянули и все закричали:
"Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали".
А на грядках засеянных густо
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста…!
– Назовите правильно все то, что выросло на грядках!
Нарисуйте овощи, выращенные садоводом.