Как организовать рефлексию учащихся на личностно-ориентированном уроке

Разделы: Начальная школа


Как организовать рефлексию учащихся на личностно-ориентированном уроке.

Одним из наиболее важных элементов деятельности учителя по отношению к ученику является приобретение им наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ученику строить свое целеполагание, оценивать результат собственной деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

В педагогике рефлексия школьника подразумевает способность анализировать способы и результаты своей деятельности, устанавливать границы собственной деятельности при решении учебной задачи, корректировать собственные действия. Иными словами способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю, и знать, как знаю.

Систему организации рефлексивной деятельности учащихся на уроке я начинаю с введения в обиход рефлексивных дневников. Это краткие письменные фиксации своих целей, успехов, трудностей, рефлексивные рисунки, включающие любимых персонажей сказок и мультфильмов. Например, закрашивание определенным цветом лепестков ромашки, пирамидки, сюжетных и несюжетных рисунков, отображающих реалии учебной жизни и деятельности. Или выбор символов, отражающих разное эмоциональное состояние человека, животных, героев мультфильмов.

Об уровне понимания нового материала в течение урока дети сообщают мне показом разноцветных символов:

Или рисуют на полях тетрадей знаки: "?" - есть вопросы, "!" - не понял, "." - всё понятно.

Используем личики "эмоциональных состояний".

Обычно настроение детей в начале урока и в его конце меняется. Тогда создаётся хорошая площадка для проведения рефлексии: почему настроение поменялось? Происходит осознание хорошего или плохого результата своей деятельности, анализ причины достигнутого результата и т.д.

Следует знать, что организация рефлексивной деятельности учащихся в течение урока может потерять весь эффект от проделанной работы, если не осуществлять рефлексивного осмысления собственной учебной деятельности. Важно, чтобы это осмысление целенаправленно касалось как минимум трех сторон деятельности ученика: практической (что сделано? что является главным результатом?), технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.) и мировоззренческой (зачем я это делаю? кто я в этой работе, в процессе? и т.д.)

Большинство учителей рефлексию проводят, завершая урок. Я стараюсь организовывать рефлексивную деятельность учащихся в течение всего урока. Рассмотрим этапы творческого урока. (Тип - урок решения частных задач по применению открытого способа. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова).

1. Оргмомент. Учитель налаживает эмоционально-смысловой контакт между сотрудниками будущей деятельности.

2. Рефлексия. Создание учебной ситуации. На данном этапе имеет место восстановление смысла предыдущей деятельности, рефлексия происходившего на прошлом уроке, т.к. новый общий замысел работы не может быть осмысленным без взаимосвязи с предыдущей деятельностью.

3. Проблемная ситуация. Постановка учебной задачи, цели урока. Новый материал даётся как проблема, творческая задача.

4. Практическая работа. Анализ условий решения задачи.

5. Обсуждение работ. Рефлексивный контроль.

-С чем легче работали?

-Что было трудно? Почему? Как преодолевали трудности?

-Справились с работой? Что помогло?

-Как добиться, чтобы трудностей не было?

6. Итоговая рефлексия.

Рефлексия в конце урока помогает учащимся выявить и закрепить результаты образовательной деятельности. В зависимости от типа урока, поставленных на урок мною целей и задач формулирую такие вопросы:

-Какую цель поставил(и) в начале урока? Выполнил(и) цель?

- Решили проблему?

- Что для вас было важным?

- Что для вас явилось новым?

- Что ты понял и чему научился?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- Кого бы хотели поблагодарить за урок?

- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

- Какую оценку поставите себе за урок?

- Оцените свою работу в группах: у кого работа получилась? Почему? У кого не получилась? Почему?

- Что им посоветуем?

- Над чем будем работать на следующем уроке (постановка будущей учебной задачи)

- Что ты хотел бы пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?

- Что зададим себе на дом?

В конце урока эффективна запись учащимися в "Листок достижений" рефлексивного анализа своей деятельности. Дети отвечают на вопросы типа (вопросы записаны на доске):

- Что у меня сегодня лучше всего получилось?

- Чего я достиг?

- Что для меня было трудным?

- Сам себе я желаю:

Сочетаю целеполагание и рефлексию. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. По результатам этой деятельности обязательно провожу мини-рефлексию. Такая систематическая работа приводит к тому, что ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Конечно, в младших классах многим учащимся трудно сформулировать цель на урок. Но когда двум-трем ученикам это удается, другие учащиеся осваивают способы постановки цели по подобию.

В течение урока я предоставляю ученикам возможность достичь своих целей, а затем провожу рефлексию деятельности по выполнению детьми их целей. Это создает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов. В то же время обнаруживаются цели, которые ребенок не может достичь. В этом случае дети стараются соизмерять следующие свои цели с реальными сроками и возможностями.

Важно помнить следующее:

Постановку целей детьми следует организовывать через ситуацию, а не предлагать напрямую.

Цели должны быть зафиксированы на доске, чтобы привлечь к ним внимание тех учеников, которые не сумели поставить свои цели.

К ним нужно обращаться в течении урока и в конце. (Время на постановку целей детьми окупается с лихвой их осознанными достижениями).

На уроке нужно обращать внимание на каждый случай осознания детьми своих результатов.

На личностно-ориентированном уроке рефлексивная деятельность особенно ярко проявляет себя на этапе работы над ошибками, где важно обнаружить, найти ошибку, доказать её наличие, объяснить, в чём именно она заключается, найти причину её возникновения и построить алгоритм действий по устранению этих причин.

Мои творческие уроки не проходят без групповой работы учащихся. Здесь я являюсь организатором совместной деятельности детей, помогаю проводить социальную рефлексию.

Выход в позицию "над" и "вне" во время работы в группах позволяет детям (партнерам) не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания. В групповой работе формируются рефлексивные взаимоконтроль и взаимооценка.

Формированию рефлексивных способностей учащихся помогают специальные "Оценочные листы", используемые во время проведения контроля и оценки обучения.

Оценочный лист____________________________

Тема:

Умение

Прогностическая оценка

Моя оценка после выполнения

Оценка учителя

1:

+

-

+ -

2:

-

-

-

В оценочном листе есть графы: "умения", нужные для усвоения темы или выполнения задания, "прогностическая оценка", выставляемая учеником перед выполнением задания, "моя оценка после выполнения", и "оценка учителя". Оценки фиксируются знаками: " - " - не владею этим умением; " + - " - умею, но делаю ошибки; " +" - выполняю без ошибок.

Результаты входного и выходного тестов дети фиксируют в таблице следующего образца.

 

Входная ТД

Выходная ТД

Умения

Прогност. оценка

Оценка после выполнения

Оценка учителя

Прогност. оценка

Оценка после выполнения

Оценка учителя

1::

+

+

+

+

+

+

2::.

+

+-

+

+-

+

+

3::.

-

+-

+-

+-

+

+-

4::.

+-

+-

+-

+-

+

+-

Таблица позволяет ученикам сравнить свои первоначальные умения и знания, определить уровень приращений, переопределить цели, корректировать действия, ход обучения, т.е. развивать рефлексивные способности.

Организация рефлексии требует от учителя не только совместной с учеником деятельности, но и другого, нравственного отношения к ней, умения практически работать с сознанием и личностью человека, способности к организации образовательных процессов и управлению ими. И, если организация обучения рефлексии поставлена правильно, она обязательно должна вывести и ученика и учителя на новый уровень самопознания, что отражено в самом понятии рефлексии.