Цели:
- обеспечение целостного восприятия и понимания текста;
- осмысление заглавия произведения;
- формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
- давать характеристику героям произведения;
- развитие творческих способностей, связной речи, памяти;
- содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.
Ход урока
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.
II. Речевая разминка.
– Прочитайте загадки “жужжащим” чтением. Отгадайте их. (Текст с загадками у каждого ученика.)
1. Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. (Утка с утятами). (Приложение 2)
2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.) (Приложение 3)
– Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.
III. Введение в тему.
1.) Предварительная беседа.
– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
– Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке? Расшифруйте.
Л г к – п т ш ств н ц
– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.
ЦВСЕТВОЭЛОД ГМЫИЯХАЙРЛЖОУВЫИЧ ЕГЫДАЮРШЮИН
Назовите тему урока. (Приложение 4)
– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.
Познакомимся с …..
Учиться составлять…..
Выделять главную… текста и … части
Озаглавливать….
Отвечать на… и … их своим товарищам (Приложение 5)
2) Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.) (Приложение 6)
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.
Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.
IV. Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”
1) Вводная беседа. Осмысливание заголовка.
– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)
2) Чтение сказки по частям, составление плана.
– Откройте учебник на странице 188.
Игра “Прятки” (Учитель читает начало части, а дети отыскивают.)
1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.
2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.
4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”
5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.
6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.
а) Чтение первой части сказки учителем. (Приложение 7)
Ответьте на вопросы:
– Где жила лягушка?
– Как жилось лягушке в болоте?
– О чем она думала, когда сидела на сучке?
– Чем наслаждалась лягушка?
Что самое главное в этой части? Озаглавьте.
Д. Лягушка наслаждалась теплым дождиком.
б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.
– Кого увидела лягушка?
– Куда летели утки?
– Почему лягушка решилась лететь на юг.
Выделение главной мысли. Озаглавливание.
Д.Лягушка вступает в разговор с утками.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Однажды в осеннюю пору
Утки летели на юг,
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила-была в нем лягушка.
Ловила мошек квакушка
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождиком отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.
– Как вы думаете, что будет дальше?
в). Чтение третьей части детьми по “цепочке”
– Расскажите, какой способ передвижения придумала себе лягушка?
– Оправдались ли ваши предположения?
– Что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой?
Что главное в этой части? Придумайте название.
Д. Лягушка отправилась в путешествие.
г) Чтение четвертой части в парах.
– Почему она просила уток лететь ближе к земле?
Озаглавливание.
Д. Удивление людей.
– Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?
д) Чтение пятой и шестой части самостоятельно про себя.
– Придумайте вопросы, задайте их своим товарищам.
Найдите главную мысль каждой части. Озаглавьте.
Д. 5 часть. Результат самовосхваления.
6 часть. Хвастливые рассказы путешественницы.
Проверка самостоятельной работы.
Чтение составленного плана.
V. Словарная работа (Работа в парах, используют словари).
Объясните значение слов и выражений, заполните таблицу. (Приложение 8)
VI. Обобщающая беседа.
– Почему так печально закончилась удивительная история лягушки?
– Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда теплых стран?
-Что вам понравилось в поведении и характере лягушки?
– Какие высказывания лягушки не вызывают твоего одобрения?
– Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки– лягушки?
– Назовите, или прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль текста
Д.– Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.
VII. Домашнее задание.
1 группа.
1) Подготовить подробный пересказ по
плану, составленному на уроке.
2) Проиллюстрировать 1,2 части сказки.
2 группа.
1) Подготовить пересказ сказки от имени
лягушки.
2) Проиллюстрировать 3,4 части сказки.
3 группа.
1) Создать свой вариант развития сюжета
сказки.
2) Проиллюстрировать 3,4 части сказки.
VIII. Итог урока.
1) Прочитай на доске пословицы.
Назови, которая пословица выражает главную мысль сказки. Объясните свой выбор.
- Смелость города берет.
- Хвастовство само себя наказывает.
2) Составление синквейна про лягушку. (Приложение 9)
Проверка работы.
3) – Что нового узнал на уроке?
– Чему научился?
– Достиг ли цели урока?
– Что у тебя получилось?
– Над чем еще надо поработать?