Урок алгебры в 7-м классе по теме "Линейное уравнение с одной переменной"

Разделы: Математика


Образовательные: знать определения уравнения, корня уравнения, равносильных уравнений; свойства равносильности; уметь решать линейные уравнения.

Развивающие: развитие логического мышления, математической речи учащихся.

Воспитательные: умение работать в группах, воспитание любви к родному Подмосковью.

Оборудование: карта московской области, выставка брошюр и книг о городах Подмосковья, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

II. Проверка домашней работы.

Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие по городам Подмосковья.

Помощниками будут знания и умения решать уравнения.

Проверим готовность класса к путешествию.

  1. Что называется уравнением?
  2. (Равенство, содержащее переменную, называют уравнением.)

  3. Что называется корнем уравнения?
  4. (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство, называется корнем уравнения.)

  5. Что значит решить уравнение?
  6. (Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет)

  7. Какие уравнения называют равносильными?
  8. (Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными уравнениями. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.)

  9. Назовите свойства, которые используются при решении уравнений? (а) Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному; (б) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Почему в формулировке свойства есть фраза “отличное от нуля”? (На нуль делить нельзя, а при умножении уравнения на нуль получится 0х=0, т.е. уравнение имеющее бесконечно много корней, нарушается равносильность)

2. Какую знаменательную дату отмечает Московская область в этом году?

[ 75 летие ]

Из данных уравнений выберите те, для которых число 75 является корнем

а) х – 3 = 72 б) 3х + 2 = 2х + 70 в) (х – 75) (х + 8 ) = 0
г) 9х = 0 д) 2х + 2 = -75  

[ а) и в) ]

3. Покажите с помощью стрелки сколько корней имеет уравнение:

III. Выполнение упражнений.

Работа в группах (по 4 человека) по карточкам.(Приложение 1)

1 гр. Алкшарс, Малюгин, Перчаков, Серегин [ г. Клин ]

2 гр. Лебедь, Семенова, Хрулев, Котельникова [ г. Гжель ]

3 гр. Исмаил – заде, Жердева, Свирин, Астахова [ г. Шатура ]

4 гр. Цыбизова, Мальцев, Хромова, Наджафова [ г. Жостово ]

5 гр. Черникова, Павлова, Ионова, Чайкова [ г. Павловский Посад ]

6 гр. Дараев, Гаврилов, Краснов, Богданов, Васильева [ г. Жуковский ]

Консультанты: Цветкова, Дымова.

IV. Путешествие.

Выполнив задания к карточкам I – VI учащиеся узнали названия населенных пунктов, через которые прошел маршрут нашего путешествия.

Итак, на нашем пути встретились города, села, деревни. (У каждого).

Показать по карте: Клин, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Шатура, Жуковский.

У каждого населенного пункта как и у человека своя история, своя судьба.

Отгадайте о каких города (поселках) идет речь.

Переулочки, мостки. Городок старинный.
Отдыхали ямщики от дороги длинной.
Отдыхали, пили чай. Щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей. Снова в путь летели
Жил в старинном городке
В доме на Московской
Композитор, музыкант
Петр Ильич Чайковский.

Конечно же, это г. Клин.

Клин впервые упоминается в летописи в 1234г. Расположен город на длинном высоком и крутом мысе “клине”, с двух сторон омываемом рекой сестрой. Отсюда и название “Клин земли Московской”.

Сейчас это современный промышленный город, Клинский завод термометров – один из крупнейших в Европе. Также здесь жил и работал писатель А.П. Гайдар.

Этот город знаменит платками.

Здесь создали платки,
И все краски земли
Мастера положили на шали.
И известны всем в мире цветные платки,
А похожих отыщешь едва ли.
Лето красное ярко цветет на платках,
Словно зарево, шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах.
Самобытный характер России.

Итак, это город восточного Подмосковья – Павловский Посад, возникший из торгово-промышленных сел в XIX в.

Следующий город, о котором мы поговори, хорошо известен вам.

Мне не надо керосина
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не пустой я пузырек!
Знают все, что от меня
Льется свет чудесный.
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я – электрическая лампочка!

В восточном Подмосковье возникли города, которые тесно связаны с электричеством. И один из таких городов является г. Шатура. Возникновение г. Шатуры обусловлено строительством электростанции, работ на торфе. 17 апреля 1936г. поселок Шатура преобразован в город.

Следующий город связан с развитием науки. Таких городов в Подмосковье немало.

Мы учим летать самолеты,
Мы учим их страх побеждать
Такая у нас работа –
Учить самолеты летать.

Этот город является центром авиационной науки. Название свое он получил в честь крупного ученого отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского.

Летом в Жуковском проходят авиационные праздники, на которые приезжают Москвичи и жители Подмосковья.

Недалеко от Мытищ, на берегу канала им. Москвы, расположена деревня – центр старинного русского художественного промысла. Кузнецы и художники делают здесь расписные металлические подносы. На блистающей лаком черной поверхности полыхают сказочно бело - розовые букеты, обрамленные золотистым узором бортика.

Конечно же, это – Жостово. Впервые о Жостове упоминают в 1780 году.

Это самый старый народный промысел, судя по археологическим находкам, здесь более 650 лет тому назад уже изготовляли посуду, керамические игрушки. Особенности пластики сохранились до наших дней.

В декоративном оформлении произведений художников преобладает синяя плоскостная роспись, в основном с растительным орнаментом. Синие розы и синие травы на белом фарфоре – это образ, конечно же, современной Гжели, ее фирменный стиль.

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание п. 10, в1, стр. 55, №293, 294.