Образовательные: знать определения уравнения, корня уравнения, равносильных уравнений; свойства равносильности; уметь решать линейные уравнения.
Развивающие: развитие логического мышления, математической речи учащихся.
Воспитательные: умение работать в группах, воспитание любви к родному Подмосковью.
Оборудование: карта московской области, выставка брошюр и книг о городах Подмосковья, карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
II. Проверка домашней работы.
Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие по городам Подмосковья.
Помощниками будут знания и умения решать уравнения.
Проверим готовность класса к путешествию.
- Что называется уравнением?
- Что называется корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Какие уравнения называют равносильными?
- Назовите свойства, которые используются при решении уравнений? (а) Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному; (б) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
(Равенство, содержащее переменную, называют уравнением.)
(Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство, называется корнем уравнения.)
(Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет)
(Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными уравнениями. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.)
Почему в формулировке свойства есть фраза “отличное от нуля”? (На нуль делить нельзя, а при умножении уравнения на нуль получится 0х=0, т.е. уравнение имеющее бесконечно много корней, нарушается равносильность)
2. Какую знаменательную дату отмечает Московская область в этом году?
[ 75 летие ]
Из данных уравнений выберите те, для которых число 75 является корнем
а) х – 3 = 72 | б) 3х + 2 = 2х + 70 | в) (х – 75) (х + 8 ) = 0 |
г) 9х = 0 | д) 2х + 2 = -75 |
[ а) и в) ]
3. Покажите с помощью стрелки сколько корней имеет уравнение:
III. Выполнение упражнений.
Работа в группах (по 4 человека) по карточкам.(Приложение 1)
1 гр. Алкшарс, Малюгин, Перчаков, Серегин [ г. Клин ]
2 гр. Лебедь, Семенова, Хрулев, Котельникова [ г. Гжель ]
3 гр. Исмаил – заде, Жердева, Свирин, Астахова [ г. Шатура ]
4 гр. Цыбизова, Мальцев, Хромова, Наджафова [ г. Жостово ]
5 гр. Черникова, Павлова, Ионова, Чайкова [ г. Павловский Посад ]
6 гр. Дараев, Гаврилов, Краснов, Богданов, Васильева [ г. Жуковский ]
Консультанты: Цветкова, Дымова.
IV. Путешествие.
Выполнив задания к карточкам I – VI учащиеся узнали названия населенных пунктов, через которые прошел маршрут нашего путешествия.
Итак, на нашем пути встретились города, села, деревни. (У каждого).
Показать по карте: Клин, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Шатура, Жуковский.
У каждого населенного пункта как и у человека своя история, своя судьба.
Отгадайте о каких города (поселках) идет речь.
Переулочки, мостки. Городок старинный.
Отдыхали ямщики от дороги длинной.
Отдыхали, пили чай. Щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей. Снова в путь летели
Жил в старинном городке
В доме на Московской
Композитор, музыкант
Петр Ильич Чайковский.
Конечно же, это г. Клин.
Клин впервые упоминается в летописи в 1234г. Расположен город на длинном высоком и крутом мысе “клине”, с двух сторон омываемом рекой сестрой. Отсюда и название “Клин земли Московской”.
Сейчас это современный промышленный город, Клинский завод термометров – один из крупнейших в Европе. Также здесь жил и работал писатель А.П. Гайдар.
Этот город знаменит платками.
Здесь создали платки,
И все краски земли
Мастера положили на шали.
И известны всем в мире цветные платки,
А похожих отыщешь едва ли.
Лето красное ярко цветет на платках,
Словно зарево, шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах.
Самобытный характер России.
Итак, это город восточного Подмосковья – Павловский Посад, возникший из торгово-промышленных сел в XIX в.
Следующий город, о котором мы поговори, хорошо известен вам.
Мне не надо керосина
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не пустой я пузырек!
Знают все, что от меня
Льется свет чудесный.
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я – электрическая лампочка!
В восточном Подмосковье возникли города, которые тесно связаны с электричеством. И один из таких городов является г. Шатура. Возникновение г. Шатуры обусловлено строительством электростанции, работ на торфе. 17 апреля 1936г. поселок Шатура преобразован в город.
Следующий город связан с развитием науки. Таких городов в Подмосковье немало.
Мы учим летать самолеты,
Мы учим их страх побеждать
Такая у нас работа –
Учить самолеты летать.
Этот город является центром авиационной науки. Название свое он получил в честь крупного ученого отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского.
Летом в Жуковском проходят авиационные праздники, на которые приезжают Москвичи и жители Подмосковья.
Недалеко от Мытищ, на берегу канала им. Москвы, расположена деревня – центр старинного русского художественного промысла. Кузнецы и художники делают здесь расписные металлические подносы. На блистающей лаком черной поверхности полыхают сказочно бело - розовые букеты, обрамленные золотистым узором бортика.
Конечно же, это – Жостово. Впервые о Жостове упоминают в 1780 году.
Это самый старый народный промысел, судя по археологическим находкам, здесь более 650 лет тому назад уже изготовляли посуду, керамические игрушки. Особенности пластики сохранились до наших дней.
В декоративном оформлении произведений художников преобладает синяя плоскостная роспись, в основном с растительным орнаментом. Синие розы и синие травы на белом фарфоре – это образ, конечно же, современной Гжели, ее фирменный стиль.