Каждая из образовательных областей Базисного учебного плана ориентируется на достижение главной цели: формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психологических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели наша школа выстраивает свою систему работы. Спортивно-оздоровительное является одним из основных направлений деятельности школы. Имеется богатый опыт урочной и внеурочной работы, хорошая материальная база. Используются различные средства физической культуры для формирования у школьников здорового образа жизни.
Значительное место в решении данной проблемы занимает туристская деятельность. Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал. Это, на мой взгляд, не только средство физического и прикладного воспитания: велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника. Нельзя недооценить и то, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. Устанавливаются отношения сотрудничества, взаимопонимания, что потом переносится на школу.
Используя ресурс туризма, я свою деятельность в этом направлении привел в систему и выделил следующие направления:
1 направление – урочная деятельность
2 направление – физкультурно-массовая и
туристская деятельность
3 направление – повышение собственного
педагогического мастерства
Урочная деятельность.
Работаем по программе А.П.Матвеева (2006г.). По сравнению с ранее опубликованными и ныне действующими учебными программами по физическому воспитанию, данная программа (для 5-11 классов) имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, предоставляется учителю физкультуры право вводить в учебный процесс дополнительные темы и отдельные дидактические единицы, сокращать или упрощать предлагаемый в программе учебный материал. Во-вторых, программа рассчитана на проведение трех уроков в неделю.
Это позволила нам ввести в сетку часов уроки туризма в 5, 6, 7 классах. В соответствии с Базисным учебным планом из общего объема учебного времени, отводимого на физическую культуру, в данной программе 10% времени остается резервным и не обеспечивается учебным содержанием. Выделяемые резервные часы я используем для проведения уроков туризма.
Например, в 5 классе
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Туризм ( 9 ч.) | |||
Правила ТБ при занятиях туризма | 1 |
||
Узлы | 1 |
||
Обвязка | 1 |
||
Параллельные веревки | 1 |
||
Параллельные веревки | 1 |
||
Жерди | 1 |
||
Переправа по бревну с “маятником” | 1 |
||
Спуск на схватывающем узле | 1 |
||
Подъем на схватывающем узле. | 1 |
Данные уроки очень логично вписываются в учебный процесс, так как проводим в начале четвертой четверти, когда идет подготовка к следующему разделу программы “легкая атлетика”. На уроках туризма у ребят развиваются основные физические качества: выносливость, сила, координация, быстрота, точность выполнения движений и, конечно, воспитываются нравственные качества. Чтобы урок был интересен ученику, я стараемся применять элементы современных образовательных технологий:использование игровых методик, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая среда, система инновационной оценки “портфолио”.
На мой взгляд, данные уроки позволяют повысить интерес к урокам физической культуры и положительно влияют на позитивную динамику учебных достижений.
Физкультурно-массовые и туристские мероприятия.
Основной целью данного направления считаем пропаганду физической культуры, активного отдыха, приобщение школьников к систематическим занятиям физкультурой, в том числе туризмом.
Работа в школе ведется планомерно. В начале года составляется план мероприятий по месяцам. Традиционными делами являются: осенние соревнования по ориентированию, конкурс на лучшее туристское путешествие, первенство школы по ТПТ, школьный турслет, летний туристский лагерь.
Школьный турслет проводится в течение 8 лет. Это итоговое мероприятие, на котором подводятся итоги работы школы в туристском направлении за учебный год
В школьном турслете участвуют команды с 5 по 11 класс. Самым значимым в данном мероприятии я считаю то, что в нем принимает участие вся школа (даже освобожденные ребята выступают в роли помощников судей, секретарей, фотографов и т.д.). Программа школьного турслета разнообразна, что позволяет детям попробовать свои силы в различных соревнованиях по технике пешеходного туризма, ориентировании, в исполнении туристской песни, разведении костра. На турслет приходят родители и бывшие выпускники. Количество учащихся, принимающих участие в школьных соревнованиях, постоянно увеличивается.
Положение о школьном турслете
Цели:
- Развитие интересов и стимулов у школьников к приобретению туристско-краеведческих знаний, умений и навыков.
- Подведение итогов туристско-краеведческой работы за год.
- Восстановление физических сил и здоровья детей.
Программа:
Вид соревнований
ТПТ (техника пешеходного туризма) участвует класс в полном составе.
Этапы:
готовность, бревно, параллельные веревки, тарзанка, костер, бревно с маятником, спуск на схватывающем, подъем на схватывающем, вязка узлов, простой, восьмерка, булинь, встречный, срединный проводник, прямой, кочки.
Подведение итогов:
Итоги подводятся по 2-м возрастным категориям - 5-7 классы, 8-10 классы.
Награждение: Команда – победительница в общекомандном зачете награждается грамотой и призом. Команды, занявшие призовые места по видам соревнований награждаются грамотами.
Летний туристский лагерь тоже является ярким моментом школьной системы туристской работы. Основная цель данного лагеря - подготовка сборной школы к районному турслету. Лагерь проводится в течение июня. Формируются две возрастные группы: младшая и старшая. В течение 10 лет мы привозим на районный турслет две возрастные команды, младшая выступает вне зачета. В этом есть важный воспитательный момент: дети пробуют свои силы, учатся не бояться трудностей. Очень многое младшая команда берет у старшей в плане организованности, целеустремленности, умения собраться в нужный момент. Работая в лагере, понимаем, как важно владеть педагогу современными образовательными технологиями в области воспитания. В своей работе использую технологию коллективной творческой деятельности, воспитание в сотрудничестве, технологию “Лидер”.
Информационная карта летнего оздоровительного лагеря
Показатель |
Характеристика |
Цель программы | Формирование мотивации (потребности) на внутреннюю работу с собой, на максимальную жизненную ориентацию “создать самого себя” |
Задачи программы | Овладение основными навыками туризма, познание своего края, способствовать физическому и духовному развитию учащихся, воспитание самостоятельности и оздоровление; приобретение трудовых и прикладных навыков. |
Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации | Программа адресована старшим
школьникам, находящимся в переходном,
критическом возрасте (14-18лет), когда авторитарное
воспитание стало необходимое до 13-14 лет, уступает
другой парадигме. Программа рассчитана на 14 дней пребывания детей в лагере и содержит в минимальном варианте 84 часа теоретических и практических занятий. Оптимальная численность группы 15 человек. В этом случае обеспечивается активный эмоциональный контакт высокий уровень внимания, свобода поведения. В процессе деятельности предполагается участие подростков в походах, экскурсиях, спортивных соревнованиях по спортивному ориентированию, преодоление полосы препятствий. |
При выборе форм работы приоритет отдается тем, которые направлены не на конкуренцию и соперничество, а на развитие сотрудничества и взаимопомощи. | |
Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов | Появляется интерес к получению
информации о родном крае, стремление и желание
разобраться в создавшихся экологических
проблемах. Приобретаются основные навыки,
необходимые туристу. Формируются навыки ЗОЖ; происходит оздоровительный процесс |
Ресурсное обеспечение | Программой руководит специалист,
имеющий соответствующее образование и
подготовку – преподаватель физкультуры,
владеющий знаниями в области туризма, помощник-
психолог школы. Необходимое туристское оборудование для походов, туристских соревнований. |
Походы, экскурсии.
В школе существует хорошая традиция - ходить в походы и экскурсии после окончания учебного года. Для 1-4-х классов – экскурсии, 5-7-е классы – однодневные походы, 8-11-е - многодневные походы. Каждый класс выбирает маршрут, ставит цель. В марте на традиционной туристско-краеведческой конференции заслушиваются отчеты о походах. Под моим руководством учащиеся 10-го класса ходят в пятидневные походы. В течение последних лет мы дважды побывали на реке Немде, изучали ландшафт и памятники природы Советского района. С интересом учащиеся выполняли краеведческие задания, исследовательские работы. Школьный музей пополнился фотоэкспозицией “На Немде”.
В 2006-2007 году актив физкультуры защитил проект “Туризм в моей жизни”.
Очень удачно в систему туристского направления вписывается секционная работа.
Основная цель данной работы: на основе склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокий уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств; приобщить учащихся к регулярным тренировкам.
Работаем по модифицированной программе “Школа туристского организатора”, которая прошла экспертизу и имеет рецензию заведующего информационно-методическим центром Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца творчества детей и молодежи г. Кирова. Это комплексная образовательная оздоровительная программа для учащихся 5-10-х классов рассчитана на 5 лет обучения. Это интегративный курс, вбирающий в себя сведения из школьных дисциплин (географии, биологии, экологии, физики, математики, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности). Включение ребенка в качественно разные роли во множестве микроколлективов (палатка, туристская и судейская группы, класс, команда на соревнованиях, советы командиров и инструкторов и т.д.) делает возможным раскрытие для него своей индивидуальности, творческого потенциала, самореализации в проявлении компетентности и лидерских качеств.
Такая целенаправленная работа дает положительные результаты.
Туризм как средство формирования здорового образа жизни школьников логично вписывается в систему работы школы по спортивно-оздоровительному направлению. И мы прекрасно понимаем, что это одно из средств большого направления работы.