Цель игры:
проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости;
развитие чувства солидарности и здорового соперничества.
Математический хоккей- это внеклассное мероприятие по математике, проводимое по правилам спортивной игры хоккей.
Играют две команды по 6 человек: 3 нападающих, 2 защитника и 1 вратарь. На поле также находятся судья, арбитр, ответственный за учёт времени, арбитр, ведущий счёт и главный судья матча, оценивающий качество вопросов, точность и полноту ответов. В роли главного судьи может быть и учитель. Однако в дружном и сильном классе с ролью главного судьи справляется и ученик. Несколько человек сидят на скамейке запасных и ждут очереди “выйти на лёд”. Остальные ученики- болельщики.
На площадке расставляются 12 стульев в 6 рядов по схеме: 1-2-3-3-2-1. Стулья команд повёрнуты друг к другу и образуют как бы две пирамиды. В основаниях пирамид усаживаются нападающие, за ними защитники, вершины пирамид - место вратарей.
Игра начинается с “вбрасывания”. В нём участвуют трое: судья и центральные нападающие обеих команд. Судья “бросает шайбу” - задаёт несложный вопрос. Нападающие должны на него ответить по принципу “кто быстрее”. Тот, кто оказался проворнее и сообразительнее зарабатывает для своей команды право на “ атаку” Команда, “владеющая шайбой”, задаёт команде соперников заранее подготовленный вопрос.(Если класс не достаточно силён, чтобы подготовить вопросы соперникам, то команда называет номер вопроса в списке, подготовленном главным судьёй матча. Такой список надо иметь и на случай, если вопросы команд иссякнут, а игра ещё не закончилась).
После того, как вопрос задан, начинает “работать” другая команда. Первыми могут ответить нападающие. Для этого они в течение 15 секунд могут совещаться, но только между собой, не привлекая защитников и вратаря. Если через 15 секунд нападающие дают неправильный ответ или не отвечают вообще, в “бой” вступают защитники. Им тоже предоставляется 15 секунд и возможность общаться между собой. Если и защитники не справятся с вопросом, команде даются последние 15 секунд. При этом вратарь ни с кем не советуется и рассчитывает только на себя. Если и вратарю вопрос оказывается “не по зубам” - тогда ГОЛ. На табло меняется счёт, и игра возобновляется вбрасыванием в “центральном круге”. Если после обсуждения одна из линий команды (нападающие, защитники или вратарь) дала правильный ответ, считается, что команда “перехватила шайбу”. Это значит, что теперь право задавать вопрос у второй команды. “Перехватывать” друг у друга “шайбу” команды могут сколько угодно.
Игра может вестись до определённого количества “шайб”, заброшенных в одни ворота ( например до “пяти голов”, если в распоряжении класса 40-45 минут). Игра может закончиться и по истечении 20 “чистых минут”. Следить за “чистым” временем игры может специальный помощник арбитра.
Вопросы “вбрасывания”:
- Как называется график функции у = к/х.
- Чему равен общий знаменатель дробей со знаменателями 12 и 15?
- Вычислите: 3-3.
- Как называется сотая часть числа?
- Сколько станет углов у стола, если 1 угол отпилить?
- Назовите уравнение прямой, все точки которой имеют равные абсциссу и ординату.
- Квадрат какого числа равен 196?
- Как называется пара чисел, характеризующих положение точки на плоскости?
- Его штаны во все стороны равны.
- Как называется равенство двух отношений?
- На сколько градусов поворачивается солдат при команде “кругом” ?
- “Сговорились две ноги делать дуги и круги”. Что это?
Вопросы командам:
- В пляжном волейболе, где каждая команда играет с каждой, сыграно 28игр. Сколько команд приняли участие?
- В оранжерее были срезаны гвоздики: белых и розовых 200 штук, розовых и красных 300 штук, белых и красных 400 штук. Сколько всего гвоздик срезано в оранжерее?
- Настенные часы отбивают целые часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов в сутки делают эти часы?
- Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из оловянной ложки массой 123г. 24 солдатика были одинаковыми, т.е. не отличались друг от друга, а 25-тый оказался одноногим. Немного не хватило олова. Какова его масса?
- Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 7 при условии, что цифры не должны повторяться?
- Чему равен знак “?”.
- Найдите неизвестную букву.
- Найдите неизвестное число.
9. Чему равен знак “?”
10. Найдите неизвестное число.
МЕТРО | МЕТР | =2 |
ОКРУГ | КРУГ | (х-1)2 =0 |
РОМБ | РОМ | 5- 7х = ? |
- Найдите неизвестное слово.
43 -2х = 1 | (х2 + 5)(12-х) = 0 |
КОТ | ? |
- Найдите неизвестное число.
-3х + 5 = 2х – 25 | 50% | 5х + 2 = 17 |
vх – 5 = 2 | 75% | 5х – 6 = ? |
Вопросы № 6-12 могут быть спроецированы на доску с помощью проектора или приготовлены на карточках для раздачи.