Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников "Дни защиты от экологической опасности"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. Например, организации по защите лесов будут напрасно бороться за их сохранение, если туристы, грибники будут оставлять непотушенными костры, а лесорубы – вырубать все деревья подряд. Поэтому в наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, необходимыми для использования природы без нанесения ей существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Древнекитайская мудрость гласит: “Если не получаешь желаемого, измени свои действия”. Следовательно мы должны проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их дружественности по отношению к окружающей среде и постараться изменит или даже отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.

Предлагаемая вниманию разработка рекомендуется для использования во внеклассной работе. Она позволяет проиллюстрировать теоретические положения примерами. Мини-сценарии можно использовать и в обобщении темы: “Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека” в разделе “Организм и среда”.

“Экологический бумеранг” - возникновение экологических затруднений, вызываемых плохим знанием законов, принципов и правил.

Целью моей работы, в рамках школьного проекта “Экологический календарь”, является углубление и расширение знаний детей о законах жизни, взаимосвязи всего живого и неживого в природе. Привлечение детей к активной деятельности, способствовать росту информированности об экологических проблемах.

Задачи:

  • Активизировать знания детей через нестандартные формы работы;
  • Научить правильно, оценивать роль живых организмов в поддержании; экологического равновесного состояния среды;
  • Привлечь внимание к информации экологической направленности;
  • Расширить знания детей о законах жизни.

Концептуальное обоснование

Для младших школьников характерно целостное мировосприятие, основанное на сопряжении рационального и эмоционального начала, однако очень быстро, к 6-7 классу, преобладающим становиться рациональное мышление. Для подростков характерен высокий уровень познавательной активности, стремление познать себя и окружающий мир, выработать своё отношение к социоприродному окружению, проявить себя в деятельности.

С учётом этих психологических особенностей подросткового возраста следует рассматривать специфику данного этапа экологического образования в школе, направленного на развитие у обучающихся экологической культуры.

Ведущие специалисты в области экологического образования И.Т. Суравегина и Н.М. Мамедов для основной школы (5-9 классы) предлагают в качестве цели рассматривать становление экологической культуры, организацию реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности надвигающейся экологической катастрофы.

В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении трёх ведущих аспектов:

  • Когнитивного – включение знаний из различных сфер постижения мира (науки, искусства, техники, философии, мифологии, народной культуры и др.), что позволяет детям осознать целостность и многогранность мира, его хрупкость и красоту, включённость человека во все процессы Мироздания;
  • Аксиологического (ценностного) – осознание универсального значения природы в жизни каждого человека и человечества в целом, формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, готовности к принятию моральных и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.

Ценностные ориентации нормативно-правового уровня: необходимость знаний о правилах поведения в природе и их точного выполнения, следование экологическому императиву “Не навреди” во всех проявлениях своего взаимодействия с окружающим миром, в сохранении своего здоровья и личной безопасности;

  • Деятельностно-процессуального – развитие различных сфер личности: познавательной, эмоциональной, волевой, трудовой и др. Только в процессе деятельности происходит социализация, “вызревание” личности, развитие человеческой индивидуальности.

Надпредметные и общеучебные умения, реализуемые на экологическом содержании позволяют творчески выразить своё отношение к природе в художественной форме (сочинение, стихи, рисунки, театрализованные сценки и т.п.).

Сумма знаний, не затронувшая душу и сердце ребёнка, не ставшая для него лично значимой, будет только дополнительной нагрузкой на память, от которой ребёнок постарается побыстрее избавиться. Эмоциональная реакция очень доброго ребёнка, увидевшего “беспомощного” птенца-слётка: необходимо защитить, унести от опасного места, покормить… без знания особенностей развития гнездовых птиц (птенцы учатся летать недалеко от родного гнезда) принесёт не ожидаемую пользу, а непоправимый вред птенцу.

У ребёнка внутренняя энергия и активность личности требует постоянного проявления. Поэтому очень важно предоставить подростку как можно больше различных видов деятельности для самореализации. А, это, безусловно, требует изменение технологий образовательного процесса на уроках, включения детей в развивающую деятельность в системе внеклассных занятий, выхода в ближайшее социоприродное окружение.

Для учащихся 5-7-х классов, как мы уже отмечали, характерно целостное восприятие мира с помощью различных форм постижения действительности, поэтому более отвечающими специфике возраста будут варианты обучения разнообразной экологической деятельности в системе внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Осуществление просветительской деятельности (выступать перед младшими школьниками и родителями с беседами, инсценировками природоохранного характера, рисовать плакаты, декорации экологической направленности). Участвовать в акциях и движениях: “Дни защиты от экологической опасности”, “Экологический календарь”, предполагающими просветительскую и практическую работу по охране окружающей среды.

ДНИ ЗАЩИТЫ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кемеровская область является инициатором проведения “Дней защиты” в России с 1994 года.

Дни защиты от экологической опасности в Кемеровской области проводятся с 1999 года в соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области с 20 марта по 5 июня. В рамках акции проводятся торжественные и массовые мероприятия, специально приуроченные к праздникам и памятным датам:

Международный день воды – 22 марта;
Международный день метеорологии – 23 марта;
Международный день прилёта птиц – 1 апреля;
Международный день здоровья – 7 апреля;
День экологических знаний – 15 апреля;
Международный марш парков – 18-22 апреля;
День Земли – 22 апреля;
День памяти погибших в радиационных авариях и в катастрофах – 16- 26 апреля;
Международный день семьи – 16 мая;
Международный день защиты детей – 1 июня;
Международный день охраны окружающей среды – 5 июня.

Главным итогом проведения Дней защиты от экологической опасности в Кузбассе являются:

- укрепление взаимодействия органов власти и общественности в реализации экологической политики экологического воспитания и образования, выполнение мероприятий по уборке территории, ликвидации свалок, расчистке русел рек и родников, посадке зелёных насаждений.

От составителя

Ещё сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что “Я” человека состоит не только из его физических и душевных качеств. Но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда – в общем, всё то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя - ответственным.

Что же происходит с планетой, с нашим общим домом?

Первые шаги в Природе! И кузнечик, и бабочка, и песенка жаворонка в небе, и танец в траве, и взгляд на окружающий мир глазами котёнка, и желание поделиться кусочком хлеба с птицей именно с них начинается экологическое воспитание.

Чем занять детей в Природе (а есть многое – чем, только нужно уметь увидеть), что для них интересно (а им всё интересно, только надо суметь ответить на все их вопросы), что они могут сами (а они могут всё, только надо заметить это умение и вовремя похвалить)?

Что же, наконец, такое экологическое воспитание и образование (а они на это сами ответят, только надо суметь их ответы уловить и осмыслить).

Законы законами, но вера, особенно детская, в человеческий разум, светлое будущее Земли и есть основа нашей будущей счастливой жизни.

Главное назначение данного сценария состоит в то, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету изучения, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду и помогать тем животным, которые вынуждены искать пищу.

Представленную методическую продукцию можно использовать для проведения внеклассных мероприятий. В данном случае происходит гармоничное сочетание учебной программы с воспитательным мероприятием. Дети увидят как положительные, так и отрицательные стороны различных вариантов поведения, а также это поможет осознать личную ответственность каждого человека за свой выбор. В течение 10-15 можно минут ярко, образно и доходчиво донести информацию для учащихся 5-6 классов.

По количеству видов птицы являются самым многочисленным классом позвоночных животных Кемеровской области. В состав орнитофауны включаются разные группы птиц: живущие осёдло, гнездящиеся и обитающие только летом, перелётные, прикочёвывающие только на зиму, случайно или более - менее регулярно залётные виды.

Осёдло в Кузбассе живее только 40 видов. Большинство из них связаны с лесными биотопами или поселениями человека. Этот рассказ о синицах – пожалуй, самых полезных из птиц, обитающих в России.

Продлжение статьи